Студопедия

Главная страница Случайная страница

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Аксиома полной упорядоченности, или укомплектованности.






Порядок предпочтения считается сформированным, если он позволяет потребителю ранжировать все возможные комбинации товаров и услуг. Потребитель должен четко представлять, какой из наборов лучше (А> В), какой хуже (В< А), а также определить наборы с одинаковой полезностью (В~С).

 

Аксиома транзитивности.

Если набор А предпочтительней, чем набор В, а Набор В предпочтительней, чем С, то набор А более предпочтителен, чем набор С.

Если А> В, а В> С, то А> С.

Если А~В, а В> С, то А> С.

 

Аксиома ненасыщаемости.

При прочих равных условиях потребитель обычно предпочитает большее количество данного блага меньшему его количеству.

 

Аксиомы потребительского выбора позволяют четко распределить все наборы каких-либо благ по их полезности для потребителя. Следовательно, потребитель всегда может сказать, какие наборы благ несут больше пользы, какие меньше, а какие несут одинаковую пользу. Т.е. он может выбрать несколько таких наборов данных благ, которые будут нести ему одинаковую пользу, и ему в принципе будет безразлично, какой из этих наборов выбрать, чтобы получить данную полезность.

 

Пример

 

Пусть потребитель считает, что следующие наборы двух благ (например, платья и туфли), приносят одинаковую общую полезность TU1:

 

Набор Платья (штуки) Туфли (пары)
А    
В    
С    
Д    

 

В данном случае определенный уровень полезности TU1 может быть достигнут при разных сочетаниях двух благ:

TU1 = 8X + 3Y

TU1 = 6X + 4Y

TU1 = 5X + 5Y

TU1 = 4X + 7Y

 

Таким образом, мы можем найти все возможные наборы Х и У, дающие одинаковую полезность. Т.е. можем определить функцию полезности.

 

Функция полезности – это соотношение между количествами потребляемых благ и уровнем общей полезности, которое достигается при потреблении этих благ.

 

Мы можем изобразить данную функцию полезности графически, используя известные нам аксиомы потребительского поведения (выбора):

 
 


Платья (Х)

 

8 А α

 

6 В G

 

5 С F

D

4 H TU1

 

β

 

 

3 4 5 7 туфли (У)

 

Возьмем в качестве точки отсчета точку С (5Х + 5У). Зная аксиому о ненасыщаемости (т.е. большее количество благ предпочтительнее меньшего их количества), мы сразу определим области, не относящиеся к уровню полезности TU1. В области α любой набор несет пользу больше, чем TU1, т.к. в любом наборе будет или блага Х точка Е), или блага У (точка F), или обоих благ (точка G) больше, чем в наборе С, а следовательно и общая полезность будет больше TU1. А в области β, наоборот, в любом наборе этих благ будет меньше, а следовательно, и общая полезность будет меньше TU1.

Значит, наборы благ Х и У, имеющие одинаковую полезность с набором С, будут расположены влево-вверху или вправо-внизу. Используем данные нашего примера и найдем соответствующие наборы благ А, В, С и Д.

Мы можем соединить эти точки и построить линию, которая называется кривой безразличия. Название этой линии говорит о том, что для потребителя наборы А, В, С и Д одинаково предпочтительны, так как несут одинаковую полезность TU1.

 

Кривая безразличия – это кривая, объединяющая ряд наборов, одинаково предпочтительных для потребителей.

 

Данная кривая безразличия является графическим изображением функции полезности TU1.

Аксиома упорядоченности (или укомплектованности) говорит о том, что можно найти такие наборы благ Х и У, которые будут более предпочтительны, чем наборы А, В, С и Д. Это, например, набор G (6X + 6Y). Аксиома транзитивности позволяет утверждать, что поскольку G> C, a C~А, В, Д, то G> А, В, Д, а следовательно общая полезность от набора G больше, чем TU1 (обозначим эту большую полезность как TU2).

Так же, как и в случае наборов А, В, С и Д, имеющих общую полезность TU1, потребитель может определить и какие-либо наборы E, F и т.п., которые будут иметь такую же полезность TU2, как и набор G. Следовательно, можно построить еще одну кривую безразличия TU2, каждый набор которой будет иметь большую пользу (TU2), чем любой набор на первой кривой безразличия TU1:

 

Х

 
 


TU2

 

TU1

 

 

Y

 

Очевидно, что таких кривых безразличия, соответствующих разным уровням общей полезности, можно построить множество.

 

Такой набор кривых безразличия называют картой безразличия. При этом TU1< TU2< TU3 < TU4…

Теперь мы можем сделать ряд выводов, характеризующих свойства кривых безразличия:

 

1. Кривые безразличия имеют отрицательный наклон (или нисходящий характер). Например, при переходе от набора А к набору В общая полезность TU1 не изменится только в том случае, если уменьшение в наборе количества товара Х (платьев на 2 штуки) будет компенсировано увеличением количества товара У (туфель на 1 пару).

 

2. Кривая безразличия, расположенная справа и выше (т.е. дальше от начала координат), чем предыдущая, является для потребителя более предпочтительной, т.к. несет большую полезность.

 

3. Кривые безразличия никогда не пересекаются. Если бы они пересекались (т.е. имели общую точку М), то набор благ (Х1; У1), соответствующий точке пересечения, имел бы одновременно две разные полезности TU1 и TU2, что невозможно:

 
 


Х TU1

 

TU2

 

X1 M

 

 

Y1 Y

 

4. Возможно построить кривую безразличия через любую точку в данной системе координат.

 

5. Кривые безразличия имеют вогнутую к началу координат форму. Т.е. они не являются прямыми линиями.



Поделиться с друзьями:

mylektsii.su - Мои Лекции - 2015-2024 год. (0.011 сек.)Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав Пожаловаться на материал