Студопедия

Главная страница Случайная страница

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Инфляция: сущность, виды, измерение.






Инфляция – увеличение количества денег, необходимых для обращения товаров, сверх реальных потребностей экономики и их обесценение.

Инфляция – это макроэкономический процесс, охватывающий всю экономику страны, т.е. затрагивающий общий уровень цен. Это не означает, что в равной мере повышаются цены на все без исключения товары и услуги: на некоторые товары цены могут остаться прежними и даже понизиться. К тому же рост цен на отдельные группы товаров неодинаков, различен, поэтому и последствия для разных слоев населения также различны.

По вопросу причин инфляции у экономистов нет единого подхода к ее объяснению. Сначала считали такой причиной повсеместный переход к бумажным деньгам. Однако инфляция не исчезла и после того, как эмиссия денег во многих странах была взята под строгий контроль. Стало понятно, что инфляция порождается не одной, а комплексом причин. Кейнс и его сторонники объясняют наступление инфляции избыточным (чрезмерным) спросом в условиях полной занятости. Неоклассики, напротив, считают, что в основе инфляции лежит рост издержек производства, а следовательно, сокращение предложения товаров, что приводит к инфляции. Таким образом, различают два типа инфляции: инфляцию спроса и инфляцию предложения (или инфляцию издержек).

Инфляция спроса возникает тогда, когда совокупный спрос оказывается больше суммарного предложения товаров и услуг, несмотря на то, что производство работает на полную мощность и все ресурсы задействованы полностью. Поэтому оно не может произвести дополнительное количество продукции, чтобы удовлетворить повышенный спрос, и как неизбежное следствие такого положения – рост цен, в результате которого устанавливается новое равновесие цен на их более высоком уровне (рис. 2). Говоря иначе, инфляция спроса имеет место там, где «большое количество денег гоняется за небольшим количеством товаров».

Инфляция может быть вызвана и со стороны предложения за счет его уменьшения. Причиной этого может быть рост издержек производства на единицу продукции. Это происходит тогда, когда повышаются затраты на важнейшие производственные ресурсы (например, на энергетическое сырье, зерно, заработную плату и т.д.). Увеличение таких издержек при существующем уровне цен сокращает прибыль на единицу продукции. В результате этого сокращается предложение товаров при неизменившемся спросе и общий уровень цен повышается (рис. 3).

 
 

 

 


Рис.2 Рис. 3

Попробуем разобраться, почему в одном случае растет совокупный спрос, а в другом издержки производства. В первом случае среди прочих причин наиболее важными являются:

1. Дефицит государственного бюджета, когда расходы государства превышают доходы. Для его покрытия выпускаются государственные ценные бумаги или бумажные деньги. Кроме того, коммерческие банки, расширяя кредитную эмиссию «создают» деньги в безналичной форме. В результате превышения наличных и безналичных денег по сравнению с имеющейся массой товаров происходит их обесценение.

2. Высокий уровень непроизводственных расходов государства (прежде всего военных, на содержание огромного бюрократического аппарата и т.п.). Это приводит к таким затратам человеческого труда, которые не сопровождаются увеличением выпуска потребительских благ. В результате происходит увеличение спроса на товары и услуги с одновременным уменьшением способности экономики удовлетворять этот спрос, что ведет к повышению цен.

Во втором случае:

1. Монопольное положение ряда крупнейших корпораций, фирм, компаний на производство отдельных видов продукции и оказание услуг. Это позволяет им повышать цены на свою продукцию без соответствующего повышения ее потребительских качеств или же выпускать преимущественно дорогостоящую продукцию.

2. Монопольное положение профсоюзов на регулирование ставок заработной платы своих членов. Они заключают трудовые соглашения с предпринимателями, включая в них обязательства последних повышать ставки в соответствии с ростом инфляции. Если повышение зарплаты не уравновешивается повышением производительности труда, то увеличиваются издержки производства на единицу продукции. Результатом этого является опережающий рост покупательской способности населения по сравнению с приростом товаров и услуг. Неудовлетворенный спрос в связи с этим растет, а вместе с ним растут и цены.

Для измерения инфляции используют показатели уровня инфляции и темпа инфляции. Чтобы рассчитать уровень инфляции для данного (текущего) года необходимо из индекса цен определенного набора товаров («потребительской корзины») текущего года вычесть индекс цен базового года. Например, если индекс цен потребительской корзины текущего года составил 120%, а за базу принимается предыдущий год (для которого уровень цен принимается за 100%), то уровень инфляции составит 20% (120% - 100%).

Чтобы определить темп инфляции (показывает, с какой скоростью она изменяется по отношению к предыдущему периоду времени) необходимо из индекса цен текущего года вычесть индекс цен прошлого года, разделив затем эту разность на индекс цен базового года и полученный результат умножить на 100. Например, в прошлом году индекс цен был равен 112%, а в текущем году составил 126%. В таком случае темп инфляции составит:

 

(126% - 112%) / 112% × 100 = 12, 5%

 

С точки зрения темпов инфляции выделяют три основных ее вида: умеренную инфляцию (рост цен составляет менее 10% в год); галопирующую инфляцию (рост цен составляет от 10 до 200% в год); гиперинфляцию (рост цен составляет более 200% в год).

С точки зрения сбалансированности инфляции выделяют: сбалансированную инфляцию, когда цены разных товаров меняются по отношению друг к другу в постоянной пропорции, и несбалансированную инфляцию, при которой цены на различные товары растут разными темпами.

С точки зрения предсказуемости различают: ожидаемую инфляцию, которая прогнозируется как вполне вероятная, и против которой можно принять предупредительные меры (например, фирма может повысить цены на свою продукцию, банк – увеличить ставку процента, население – вложить средства в недвижимость и т.д.), и неожидаемую инфляцию, против которой предпринять что-либо практически невозможно.

 


Поделиться с друзьями:

mylektsii.su - Мои Лекции - 2015-2024 год. (0.006 сек.)Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав Пожаловаться на материал