Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Экономические последствия безработицы. Закон Оукена ⇐ ПредыдущаяСтр 6 из 6
Экономические последствия безработицы многообразны. Прежде всего, длительная безработица способствует деквалификации, делающей затруднительным использование безработных в будущем. Падение жизненного уровня в семьях безработных уменьшает шансы детей получить приемлемую профессиональную подготовку. В результате безработица начинает самовоспроизводиться: нынешняя безработица обуславливается незанятостью предыдущих периодов. Застойная безработица препятствует экономическому развитию. Семьи безработных не способны обеспечить достаточный платежеспособный спрос на многие виды продукции, что ведет к дальнейшему падению производства и, следовательно, к новой безработице. Все это чревато, в конечном счете, снижением экономического потенциала страны. С другой стороны выплаты пособий по безработице ложатся бременем на государственный и региональные бюджеты. Возрастающие бюджетные расходы вынуждают увеличивать налоги, подрывая тем самым производственные стимулы. Если правительство не хочет идти по этому пути, то для финансирования бюджетного дефицита приходится либо печатать дополнительные деньги, усиливая инфляцию, либо заимствовать на финансовых рынках. Последнее ведет к росту процентной ставки, соответственно – к снижению инвестиций. Важнейшим макроэкономическим последствием безработицы является то, что если она превышает свой естественный уровень, фактический ВВП оказывается ниже потенциального. Иными словами, общественные издержки безработицы выражаются в форме потерь потенциально возможного, но упущенного (из-за незанятости части трудоспособного населения) национального производства. Как отмечал американский экономист, лауреат Нобелевской премии В. Леонтьев: «Безработица – это лишний, недоиспользованный труд». В 1961 г. другой американский экономист А. Оукен установил отношение между уровнем безработицы и отставанием ВВП. Закон Оукена гласит, что каждый процентный пункт превышения фактической безработицы над ее естественным уровнем ведет к отставанию фактического ВВП от потенциального на 3%. Математически его можно выразить так: , где: Y – фактический ВВП; - потенциальный ВВП; u – фактический уровень безработицы (в %); - естественный уровень безработицы (в %); b - коэффициент отклонения, выражающий чувствительность ВВП к изменению безработицы (равный 3 по расчетам Оукена). Левая часть приведенной формулы отражает отклонение (в %) фактического ВВП от его потенциального уровня, а ее правая часть – отклонение фактической безработицы от ее естественного уровня, помноженное на коэффициент чувствительности ВВП к изменению безработицы. Для современной экономики коэффициент b – коэффициент Оукена – обычно колеблется от 2 до 3. В то же время он не является неизменным и устанавливается в каждой стране эмпирическим путем. Иногда формулу Оукена записывают так: , где: Y – ВВП данного года; Y-1 – ВВП предыдущего года; u – уровень безработицы в данном году (в %); u-1 - уровень безработицы в предыдущем году (в %); 3% и 2 – эмпирические рассчитанные параметры. В данном случае левая часть формулы отражает прирост (в %) ВВП данного года в сравнении с предыдущим годом, а правая часть – годовое изменение уровня безработицы. Приведенная формула акцентирует внимание на том, что для сохранения безработицы на неизменном уровне (u=u-1) ежегодный прирост реального ВВП должен составлять 3%. Этот минимально необходимый темп прироста ВВП обусловлен приростом населения и повышением производительности труда. Если фактически ВВП растет медленнее, то каждый «недополученный» процент прироста приведет к увеличению безработицы на 0, 5 процентного пункта. С другой стороны, каждый следующий процент возрастания ВВП (сверх минимально необходимых 3%) сократит безработицу на ту же половину процентного пункта. Вот условный пример. В некоей стране безработица составляет 8%. Правительство хочет сократить ее уровень к концу года до 6%. Каким должен быть годовой прирост ВВП для достижения этой цели? Прежде всего, нельзя забывать, что 3%-ный прирост ВВП необходим только для поддержания безработицы на прежнем уровне. А для сокращения безработицы на два процентных пункта следует увеличить производство еще на 4%. Общий прирост ВВП должен, таким образом, составить 7%.
4. Государственное регулирование рынка труда и его последствия Во всех странах государство принимает активное участие в регулировании рынка труда, поскольку считается, что нерегулируемый рынок не обеспечивает эффективное использование трудовых ресурсов. Причинами являются неравенство сил работников и работодателей при заключении трудовых контрактов, дискриминация отдельных категорий трудящихся в оплате и условиях труда, недостаточная информированность работников о специфике рабочих мест. Сферами государственного регулирования являются: - Законодательное оформление и защита прав трудящихся; - Защита уязвимых групп населения (национальных меньшинств, мигрантов, инвалидов и др.); - Подготовка и переподготовка трудящихся; - Обеспечение минимальной оплаты труда; - Гарантирование приемлемых условий труда; - Обеспечение стабильного дохода и социальное страхование работников. На функционирование рынка труда существенное значение оказывают государственные меры по борьбе с инфляцией, созданию новых рабочих мест, налоговая политика. Не следует, однако, обольщаться относительно эффективности государственного регулирования трудовых отношений. Так, в странах с развитой рыночной экономикой устанавливаемая государством минимальная заработная плата зачастую оказывается выше равновесной заработной платы. В результате возникает «безработица ожидания», поскольку предложение труда возрастает, а спрос на него падает (рис. 4-5):
Рис. 4-5. Минимальная заработная плата и «безработица ожидания» К тем же последствиям может привести и воздействие профсоюзов на рынок труда, когда профсоюзам удается добиться превышения заработной платы над ее равновесным уровнем. Иногда государство путем стимулирования совокупного спроса пытается добиться того, чтобы безработица оказалась ниже ее естественного уровня. Обычно этот делается накануне выборов в политических целях. Но такие попытки дают лишь кратковременный эффект. Вначале, правда, производство обычно растет, а безработица падает. Но при этом фактический ВВП начинает превышать потенциальный ВВП, т.е. экономика работает с перегрузкой. Поэтому очень скоро экономика сталкивается с ростом цен, увеличившееся было производство вновь сокращается (тема 3, п. 3), а безработица возвращается к своему естественному уровню. Зачастую государственное регулирование трудовых отношений обеспечивает защиту лишь относительно благополучной категории работников «формального» сектора за счет ограничения занятости в нем и развития подпольных форм занятости. Такое происходит всякий раз, когда установленные государством стандарты заметно опережают реальные возможности экономики, либо становятся препятствием для гибкости рынка труда. В России государственное регулирование рынка труда имеет особую специфику и играет важную роль в построении рыночной экономики. Совместные действия правительства и Государственной Думы обеспечили принятие ряда важных законов, прямо затрагивающих социальную сферу и призванных заложить правовой фундамент эффективного рынка, обеспечить полный и окончательный демонтаж социалистического наследия. В частности принятие в декабре 2001 г. нового Трудового кодекса ведет к отказу от нереализуемых в современных условиях гарантий, пенсионная реформа направлена на то, чтобы пенсии не были одинаковы для всех, но зависели от получаемой в течение трудовой жизни заработной платы. С другой стороны, в последнее время российские власти усиливают административное давление на бизнес, что никак не укладываются в русло либеральных рыночных реформ. В то же время именно либеральная политика, повышая эффективность экономики, ведет к росту доходов работников как рыночной, так и бюджетной сфер, позволяет одновременно решать острые социальные проблемы защиты уязвимых членов общества, помощи тем, кто хочет и может трудиться.
|