Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Инфляция и антиинфляционная политика в России
Одна из весьма распространенных легенд гласит: демократы-реформаторы – Е.Гайдар, А.Чубайс и иже с ними – ограбили народ, введя свободные рыночные цены и не позаботившись о насыщении рынка необходимыми товарами. В результате резко выросшие цены очень быстро «съели» многолетние сбережения народных масс. Условная обвинительная речь примерно такова: «Вот у меня на счете в сберегательной кассе было 20 тысяч рублей, и я мог на них купить две легковые автомашины плюс мебельный гарнитур. А гайдаровская ценовая реформа привела к тому, что теперь (в 1996-97 гг.) на эти деньги и килограмма мяса не купишь»! Здесь самое время спросить такого обвинителя: Если ты мог купить, то чего же не покупал? Ведь дата начала реформы – 2 января 1992 г. – была объявлена заранее, и о грядущем росте цен всем было известно». Ответ прост: ни машин, ни гарнитуров, ничего подобного на самом деле купить на свои сбережения люди не могли задолго до прихода Е.Гайдара и его команды в правительство, ибо этих товаров в требуемых количествах в советской торговле просто не было. Можно привести такой условный пример: есть 10 человек, у каждого из которых в кармане 1000 руб., интересующий всех товар стоит столько же, и каждый думает, что может этот товар купить. Но это лишь иллюзия, поскольку произведен только один такой товар и на всех его никак не хватит. Е.Гайдар, таким образом, ни у кого ничего не отнял, его свободные цены просто сделали явным то, что фактически давно уже существовало. В советской экономике дисбаланс между денежной и товарной массой при государственных ценах начал возрастать примерно с 60-х годов прошлого века. В 70-е годы он стал значительным, в 80-е – очень значительным, а горбачевские реформы конца 80-х-начала 90-х годов сделали его настолько большим, что он стал угрожать самому существованию экономики. Таким образом, государственный контроль над основной массой цен вел к тому, что инфляция в основном носила скрытый характер, проявляясь, прежде всего, во все возрастающих дефицитах. Важно иметь в виду, что принятие радикальной гайдаровской реформы стало возможно только в условиях, когда провалились все попытки предыдущих советских правительств преодолеть скрытую инфляцию, насытив рынок необходимыми товарами. К середине 1991 г. экономика СССР стала фактически неуправляемой и находилась в состоянии свободного падения без каких-либо признаков стабилизации. Машина административного управления сломалась, а рыночные механизмы не были запущены. Первый шаг реформы – либерализация цен в январе 1992 г. – был, по сути, шагом отчаяния не имевшего выбора правительства, ибо главная, ведущая к параличу экономики, угроза заключалась в тот момент во всеобщей бартеризации обмена. Предприятия не хотели ничего продавать по государственным ценам. Необходимо было вернуть деньгам их покупательную силу и, тем самым, получить возможность управлять экономикой. Наличие гигантского «денежного навеса» над экономикой в условиях либерализация цен закономерно привело к их единовременному скачку: розничные цены в январе 1992 г. выросли в 3, 5 раза, оптовые – в 5 раз. Таким образом, корни российской инфляции были обусловлены двумя глубокими экономическими диспропорциями. Первая – диспропорция между денежной и товарной массой, унаследованная с советских времен, о которой уже говорилось. Вторая – диспропорция между сложившейся в условиях советской нерыночной системы структурой производства и потребностями общества в новых условиях рынка. При переходе к рынку обнаруживается, что значительная часть продукции, к выпуску которой приспособлено народное хозяйство, больше никому не нужна, а весь платежеспособный спрос направлен на другую продукцию, которой, естественно, не хватает и цены на которую поэтому растут. Помимо этого инфляция зависит от экономической политики правительства. Успешная антиинфляционная политика предполагает устранение всех трех непосредственных причин, вызывающих инфляцию: повышение совокупного спроса, возрастание затрат производителей и формирование инфляционных ожиданий. Таким образом, выбор конкретных методов антиинфляционного регулирования определяется видом и уровнем инфляции. Следует при этом учитывать, что уменьшение инфляции может сопровождаться возникновением других серьезных макроэкономических проблем – падением ВВП, ростом безработицы и др. Тем не менее, при высокой инфляции, типа той, что имела место в России в первой половине 90-х годов прошлого века, а также после кризиса 1998 г., антиинфляционная политика объективно становится приоритетной. Такая инфляция сама по себе является фактором производственного спада и безработицы. Основными направлениями антиинфляционной политики являются: 1. Контроль над совокупным спросом. Здесь, прежде всего, представляется важным ограничение государственных расходов – жесткая бюджетная политика. Последняя должна сопровождаться соответствующей монетарной политикой, направленной на ограничение денежной массы и проводимой Центральным банком. В частности начало гайдаровской ценовой реформы таило в себе немалую угрозу: рост цен вполне мог привести к массовому бегству от денег – резкому увеличению скорости их обращения. А его следствием стало бы дальнейшее ускорение темпов инфляции с ее перерастанием в гиперинфляцию и, в конечном счете, тот же экономический паралич. Поэтому главным приоритетом начального этапа реформы стало укрепление рубля путем ограничения денежной эмиссии и государственных расходов. Эти действия позволили избежать гиперинфляции: темпы роста цен начали быстро снижаться. Впоследствии антиинфляционная политика российских правительств не всегда была последовательной: периодически допускался заметный рост денежной массы для преодоления кризиса неплатежей предприятий друг другу и стимулирования совокупного спроса. В результате рост цен вновь усиливался, достигая временами 30% в месяц. В то же время очень важным инструментом антиинфляционной политики стало прекращение с 1995 г. кредитования правительства Банком России для покрытия дефицита государственного бюджета. Было предусмотрено покрывать дефицит за счет внутренних и внешних заимствований, т.е. без дополнительной денежной эмиссии. Еще раньше Банк России отказался от выдачи «технических кредитов» республикам бывшего СССР для расплаты за покупаемую ими у нас продукцию. Такая политика «денежного сжатия» уменьшала рост цен, противодействуя инфляции, вызванной ростом спроса. Вместе с тем она приводила к росту неплатежей, вызывающему повышение затрат предприятий, следовательно – к инфляции, вызванной ростом издержек. 2. Другое направление антиинфляционной политики заключается в стимулировании совокупного предложения. На Западе сторонники теории «экономики предложения» выступают за сокращение налогов для стимулирования деловой активности, что должно сдвинуть долгосрочную кривую совокупного предложения вправо. Кроме того, для непосредственной борьбы с инфляцией, вызванной ростом издержек, используется политика регулирования цен и доходов. В ее рамках правительство по согласованию с профсоюзами и предпринимателями устанавливает предельные размеры повышения цен и заработной платы в данном году. Цель состоит в недопущении развития неконтролируемой «инфляционной спирали»: рост цен – повышение заработной платы – новый рост цен – опять увеличение заработной платы и т.д. В России постоянным «антиинфляционным якорем», направленным на ограничение инфляции, вызванной ростом издержек, выступает государственное регулирование цен на продукцию естественных монополий – тарифов ОАО «РЖД», цен на электроэнергию, газ, коммунальные услуги и т.д. Помимо этого после августовского (1998 г.) кризиса некоторое время действовало соглашение между крупнейшими предприятиями о замораживании цен на их продукцию. 3. Важнейшим средством антиинфляционной политики является преодоление инфляционных ожиданий. Здесь необходимо, чтобы экономические агенты действительно поверили в серьезность намерений государства по обузданию инфляции, перестроив соответствующим образом свое собственное поведение. В отсутствие инфляционных ожиданий люди не стремятся как можно быстрее избавится от имеющихся у них денег, и скорость обращения денег замедляется. В таких условиях даже заметное увеличение денежной массы не ведет к росту цен1 вообще или же сопровождается весьма умеренной инфляцией, что мы и наблюдаем в России, например, в начале 2000-х годов. В нашей стране во второй половине 90-х годов прошлого века роль «антиинфляционного якоря» в борьбе с инфляцией, вызванной инфляционными ожиданиями, неплохо выполнял т.н. «валютный коридор», когда Центральный банк на год вперед объявлял пределы повышения курса доллара. Это давало экономике ощущение определенной инфляционной стабильности, по крайней мере, на ближайшую перспективу. Да и ситуация начала 2000-х годов, когда рубль укрепляется по отношению к доллару, тоже способствует преодолению инфляционных ожиданий. Достаточно успешная антиинфляционная политика вела к тому, что вплоть до второй половины 1998 г. темпы годовой инфляции в нашей стране, исчисляемой через индекс потребительских цен, неуклонно снижались (табл. 5-1): Таблица 5-1. Рост потребительских цен в России (по отношению к предыдущему году)
Резкое падение курса рубля после августа 1998 г. привело к значительному повышению цен. С одной стороны это была инфляция, вызванная ростом издержек, поскольку подорожали импортное сырье, комплектующие и т.д. С другой – инфляция, вызванная ростом спроса, т.к. упал импорт, ослабела международная конкуренция, и вырос спрос на продукцию импортозамещающих отраслей. Как всегда сыграли свою роль и инфляционные ожидания: фирмы заранее повышали свои цены, ориентируясь на их более высокий уровень в будущем. В 1999-2003 гг. правительству вместе с Центральным банком удалось взять инфляцию под контроль и добиться постепенного замедления ее темпов. Этому способствовали ограничение государственных расходов и умеренно жесткая денежная политика Банка России. Однако, начиная с 2003 г., снижение инфляции практически прекратилось. Одна из причин состоит в том, что из-за высоких мировых цен на нефть Россия имеет большое положительное сальдо торгового баланса (превышение экспорта над импортом), что вызывает приток иностранной валюты в страну. В такой ситуации Центральный банк столкнулся с дилеммой: снижать курс доллара, подрывая наш чистый экспорт, 1 или скупать валюту, увеличивая свои золото-валютные резервы. ЦБ пошел по второму пути. Скупая валюту, Банк России выпускает в обращение дополнительные рубли. Именно такая эмиссия приводит к высоким темпам роста денежной массы в экономике, соответственно к инфляции, вызванной ростом спроса. Другим источником такой инфляции выступает деятельность уже не Центробанка, но самого правительства, получающего сверхдоходы из-за высоких цен на нефть и частично превращающего эти доходы в свои дополнительные расходы – в основном на оборону, повышение зарплат и пенсий, монетизацию льгот и ряд других. В то же время основную часть своих сверхдоходов правительство все же не направляет в экономику, но аккумулирует в государственном стабилизационном фонде. Стабилизационный фонд сегодня выступает, таким образом, важнейшим инструментом антиинфляционной политики. Никак не меньшую роль в современной инфляции играют и другие факторы. Банк России постоянно подчеркивает, что он может повлиять только на базовую инфляцию или инфляцию, зависящую от денежной массы в экономике. Между тем, такая инфляция обусловила в 2005 г. примерно половину общего роста цен. Остальной рост цен был связан с другими причинами, прежде всего с инфляцией, вызванной ростом издержек. Последняя тесно связана с повышением тарифов естественных монополий – РАО «ЕЭС России», «Газпрома» и ОАО РЖД, а также тарифов на коммунальные услуги. По подсчетам правительственных экспертов каждый процент роста тарифов естественных монополий ведет к росту цен на 0, 1% в годовом исчислении. Вместе с тем нельзя забывать, что инфляция в России имеет глубокие корни, обусловленные особенностями переходного периода. Это, прежде всего, накопившиеся в экономике за долгие годы диспропорции, отсутствие на многих предприятиях эффективных собственников, а также конкурентной рыночной среды. Поэтому долгосрочная антиинфляционная политика у нас предполагает структурные реформы, направленные на создание банковской системы, способной обеспечить доступный кредит, преодоление монополизма и коррупции на всех уровнях, совершенствование процедуры банкротств для выбраковки безнадежных предприятий, защиту прав собственности.
|