Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Фондовый рынок в России ⇐ ПредыдущаяСтр 4 из 4
Развитие фондового рынка в нашей стране по понятным причинам отстает от стран Запада. В странах с развитой рыночной экономикой динамика курсов (цен) ценных бумаг – особенно акций – существенно влияет на инвестиции и общее состояние экономики. В России эта связь выражена заметно слабее. На фондовых рынках здесь систематически обращаются акции очень ограниченного числа ведущих фирм – т.н. «голубые фишки». Таких фирм примерно десяток, причем их подавляющее большинство относится к нефтегазовому сектору либо к энергетике. Несмотря на то, что в последнее время инвесторы, располагая значительными свободными средствами, все активнее приобретают акции фирм второго эшелона, эти бумаги торгуются от случая к случаю, иначе говоря, малоликвидны. Таким образом, структурные перекосы, характерные для нашей экономики, еще более очевидны на фондовом рынке. По сути на российском фондовом рынке сложилась ситуация, при которой на инвестиции могут рассчитывать лишь гигантские компании, и без того не испытывающие проблем с финансированием как внутри страны, так и на международных рынках. Низкая ликвидность российского фондового рынка имеет объективные причины. Одна из главных – сложившаяся практика, при которой полный контроль над предприятием возможен только при наличии у акционера пакета размером более 75% голосующих акций. По мнению экспертов, виной тому положение, согласно которому блокирующий пакет, чьи владельцы могут серьезно осложнить жизнь держателю контрольного пакета, равен 25% плюс одна акция. А коль скоро в России акционеры то и дело усложняют друг другу жизнь вплоть до полного отъема собственности, то в интересах владельца контрольного пакета не допустить, чтобы кто-то мог собрать блокирующий пакет. Битвы за собственность слишком свежи в памяти, чтобы рисковать, отказываясь от полного и безраздельного контроля, пусть даже для того, чтобы привлечь инвестиции. В результате российский фондовый рынок пока еще слабо выполняет свою основную функцию – мобилизацию капитала для народного хозяйства и его перетока из одних отраслей в другие. При очень высокой норме сбережений в экономике – 30-35% ВВП, по оценкам экспертов – сбережения в российской экономике далеко не полностью превращаются в инвестиции, зато вывоз капитала продолжается. С другой стороны, избыточные в сырьевых отраслях средства не перетекают туда, где они жизненно необходимы. Большая нехватка капиталовложений ощущается в инфраструктурных, транспортных отраслях, обрабатывающей промышленности и науке. Было бы неправильно, разумеется, обвинять в таком положении вещей только организацию фондового рынка или, говоря более широко, – финансовых рынков. Финансовая система представляет собой лишь зеркало, отражающее структурные дисбалансы в экономике, очень большие различия в прибыльности сырьевых и обрабатывающих отраслей. Никто не будет покупать акции неприбыльных предприятий, если можно приобрести акции прибыльных. Стратегический выход состоит, следовательно, в углублении структурных рыночных реформ прежде всего в сферах дебюрократизации экономики, защиты частной собственности. Но уже сегодня есть и позитивные сдвиги. Приоритеты крупного бизнеса в нашей стране понемногу меняются в последние годы. Постепенно приходит понимание того, что необходимым условием долгосрочного укрепления позиций фирм на фондовом рынке является прозрачность корпоративного управления. Информационная открытость, введение международных стандартов финансовой отчетности делают компанию более привлекательной для инвесторов, ведут к повышению ее капитализации, т.е. рыночной стоимости ее акций. Поэтому некоторые (хотя далеко не все) руководители фирм понемногу повышают прозрачность своего бизнеса. Со своей стороны, Государственная Дума приняла поправки в Уголовный кодекс РФ, которыми введена уголовная ответственность руководителей предприятий и профессиональных участников рынка ценных бумаг за предоставление инвесторам недостоверной информации. Кроме того, в 2002 г. Дума приняла поправки в закон «О рынке ценных бумаг», призванные сделать российский фондовый рынок более прозрачным и подконтрольным, но при этом и менее забюрократизированным. Прежде всего, обновленный закон привел требования, предъявляемые к содержанию проспекта эмиссии и ежеквартальному отчету эмитента, в соответствие с международными стандартами. Закон ужесточил требования к раскрытию важной для инвесторов информации. Теперь информация об эмитенте должна включать данные о его финансовом положении, органах управления, ранее размещенных ценных бумагах и рисках, возникающих при их покупке. В перечень необходимой информации вошли даже данные об участии компании в судебных процессах, образовании ее сотрудников и тенденциях развития в сфере деятельности эмитента. При этом закон исключил лишние и необоснованные требования, препятствующие эмиссии. Кроме того, закон ввел понятие «манипулирования ценами», а также ответственность за него. Под манипулированием ценами понимаются действия, совершаемые для создания видимости повышения или понижения цен на фондовых рынках с целью побудить инвесторов покупать или продавать ценные бумаги. Тем самым создана основа для выявления и пресечения подобных нарушений в интересах улучшения инвестиционного климата в нашей стране. Все вышесказанное обуславливает весьма динамичное развитие российского фондового рынка. В последние годы он оказался одним из самых доходных в мире. В частности в 2003 г. индекс РТС – основной показатель, по которому оценивается изменение стоимости российских акций – вырос на 57, 2%. Для таких положительных сдвигов есть определенные основания. Рост российской экономики, профицит государственного бюджета, своевременное выполнение платежей по внешнему долгу, улучшение отношений с США и международными финансовыми организациями, дальнейшие шаги по реформированию законодательства в соответствии с требованиями рыночной экономики, повышение качества корпоративного управления несомненно привлекали инвесторов на российский рынок. В результате международное экспертное агентство Moody`s приняло в октябре 2003 г. сенсационное и крайне важное для нашей страны решение: рейтинг российских государственных облигаций был повышен до инвестиционного уровня. А в январе 2004 г. аналогичное решение приняло другое авторитетное агентство – Standart & Poor’s. Это означает, что российские облигации рекомендуется покупать не на короткие сроки в спекулятивных целях (сегодня купил, завтра продал), но на длительную перспективу в качестве весьма надежного актива. Последнее должно на порядок увеличить приток инвестиций в Россию, открыв для нее совершенно новый пласт иностранных инвесторов. Дело в том, что многие крупные инвесторы, например пенсионные фонды, не имеют права вкладывать средства в ценные бумаги с рейтингом ниже инвестиционного. Теперь же российский рынок открыт для них. Очень важно и то, что изменение рейтинга улучшает условия не только для государственных, но и для частных заимствований. Рейтинги крупнейших частных компаний также могут быть повышены, и заимствования для них станут более дешевыми, что повысит окупаемость проектов. Возможный приток иностранных капиталов должен привести к повышению стоимости всех российских активов – от ценных бумаг до земли и недвижимости. Нельзя, однако, обольщаться. Во-первых, пока Россия получила самые низкие рейтинги инвестиционного уровня. Такой же рейтинг имеют очень многие страны, такие, например, как Таиланд и Хорватия. Рейтинг ведущих государств (США, стран Западной Европы, Японии и др.) намного выше. Во-вторых, сложившуюся тенденцию нельзя считать устойчивой. До сих пор бурный рост капитализации фондового рынка (т.е. стоимости обращающихся на нем акций) происходил не за счет выхода на рынок новых фирм-эмитентов, а благодаря повышению стоимости акций нескольких старых (в основном нефтяных) компаний. А это ставит рынок в зависимость от мировых цен на энергоносители и положения дел в одной отдельно взятой отрасли. Сохраняются и другие неблагоприятные факторы. Прежде всего, очень слабо защищены права частной собственности инвесторов, в т.ч. – и иностранных. Весьма тревожно характеризует современную российскую деятельность атака властных структур на «Юкос», дважды приведшая летом и осенью 2003 г. к обвальному падению фондового рынка. Продолжение борьбы властей с «Юкосом» в 2004 г. ввергло фондовый рынок в состояние еще более серьезного кризиса: после подъема в первые месяцы года к июлю индекс РТС рухнул до уровня более низкого, чем в начале года. Общее настроение инвесторов в этот момент, выразил один из аналитиков: «Как можно думать о покупке других бумаг, если крупнейшую компанию России превратили в ничто?» Показательно, что объектом атаки была избрана самая успешная и одновременно самая прозрачная компания отрасли, впервые в новейшей российской истории предоставившая полные сведения о своих владельцах. Следствия использовало эти данные для ареста акций, принадлежащих обвиняемым. Тем самым российский бизнес получил наглядный урок: хочешь сохранить собственность – не будь прозрачным! Дело «Юкоса» показало, что политические риски вложений в российские ценные бумаги сегодня очень высоки. Инвесторы ответили на это вывозом капитала из нашей страны: в частности в первом полугодии 2004 г. чистый отток капитала (вывоз минус ввоз) составил $5, 1 млрд. Ситуация с «Юкосом» – лишь частный случай. Практически любое предприятие может быть отнято у его владельцев по решению федеральных или местных властей. При этом в решении корпоративных споров крайне высока роль административного фактора, что говорит о несовершенстве судебной системы РФ. Наряду с этим, многие важные структурные реформы – естественных монополий, жилищно-коммунального хозяйства, государственной службы, военная, банковская и др. – проводятся медленно или вообще заглохли. Все эти явления не усиливают оптимизм инвесторов относительно перспектив российской экономики и оздоровления инвестиционного климата в нашей стране.
|