![]() Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Организация деятельности участкового уполномоченного полиции по рассмотрению и разрешению обращений граждан
Осуществление приема граждан и рассмотрение их обращений – одна из основных форм работы участкового уполномоченного полиции на закрепленном административном участке. Основными задачами участкового уполномоченного полиции при работе с обращениями граждан являются: обеспечение своевременного рассмотрения в полном объеме устных и письменных обращений граждан; принятие по ним решений в соответствии с законодательством российской Федерации; направление заявителям ответов в установленный законодательством Российской Федерации срок[73]. Участковый уполномоченный полиции осуществляет прием граждан в помещении участкового пункта полиции[74]. Участковые пункты полиции, как правило, располагаются: в городах: на территории одного административного участка, закрепленного за участковым уполномоченным полиции, либо на границе смежных административных участков; в сельской местности: в пределах территории одного или нескольких сельских поселений. В соответствии с Федеральным законом от 07.02.2011 года № 3-ФЗ «О полиции» органы местного самоуправления обязаны предоставить участковому уполномоченному полиции помещение для работы на административном участке, расположенном в пределах муниципального образования[75]. Для наиболее эффективного осуществления деятельности сотрудником, полиции, замещающим должность участкового уполномоченного полиции, помещение, предоставляемое органами местного самоуправления для размещения участкового пункта полиции должно предусматривать возможность размещения в нем для совместной работы помощника участкового уполномоченного полиции, инспектора по делам несовершеннолетних, сотрудника подразделения уголовного розыска, а также представителей общественности[76]. Участковый пункт полиции, как правило, должен располагаться в центре административного участка. Предпочтительно участковый пункт полиции должен располагаться в отдельном здании, а при необходимости размещения совместно с другими учреждениями, предприятиями или в жилых домах обязательно иметь обособленный вход[77]. При входе в участковый пункт полиции на видном месте, доступном для населения должна размещаться светящаяся либо подсвечиваемая вывеска – надпись «Участковый пункт полиции». На вывеске также должны располагаться порядковый номер участкового пункта полиции, контактные телефоны дежурной части органа внутренних дел, а также в обязательном порядке график приема граждан на участковом пункте полиции, контактные номера телефонов участковых уполномоченных полиции. Участковый пункт полиции должен быть оборудован информационными стендами, с размещенными на них: выписками из положений Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации, иных нормативных правовых актов Российской Федерации, регламентирующими порядок приема, регистрации и рассмотрения заявлений и сообщений о преступлениях, об административных правонарушениях, о происшествиях; сведениями о должностных лицах территориального органа МВД России (должность, фамилия, имя, отчество, почтовый адрес органа), наименования органов прокуратуры и суда, в которые могут быть обжалованы действия, связанные с приемом или отказом в приеме заявлений и сообщений о преступлениях, об административных правонарушениях, о происшествиях[78]. Помещение участкового пункта полиции должно быть оснащено необходимой мебелью, инвентарем, настенной схемой административного участка, утвержденной начальником территориального органа, схематично отражающей характеристику территории, юридической литературой, методическими рекомендациями и другими необходимыми справочными материалами[79]. Участковый уполномоченный полиции осуществляет прием граждан, рассматривает их обращения, проявляя внимательное, вежливое, тактичное и корректное отношение к гражданам, иностранным гражданам и лицам без гражданства[80]. Для каждого сотрудника полиции, в том числе для участкового уполномоченного, важно осуществлять прием граждан таким образом, чтобы обращающиеся граждане чувствовали уважительное к себе отношение, доброжелательность и заинтересованность сотрудника полиции в разрешении его проблемы. Для этого, осуществляя прием граждан участковый уполномоченный полиции не должен отвлекаться на посторонние вопросы, решение своих проблем или разговоры с сослуживцами, также не следует необоснованно перебивать гражданина или повышать на него голос. В настоящее время особую значимость при оценке деятельности полиции населением имеет не только профессионализм сотрудников полиции, но и культура поведения сотрудников, поэтому просто необходимо, чтобы участковый уполномоченный полиции, был вежлив и тактичен, объективно относился к обращениям и заявлениям граждан, проявлял особое внимание к детям, женщинам и пожилым людям. Участковый уполномоченный полиции не должен выражать свое негативное отношение к обращениям граждан, каким бы назойливым и упрямым ни был посетитель. Важно помнить, что нетактичное поведение участкового уполномоченного полиции при осуществлении приема граждан может привести к снижению его авторитета среди населения административного участка. Прием граждан участковый уполномоченный полиции проводит в соответствии с утвержденным начальником территориального органа МВД России графиком. График приема граждан участковым уполномоченным полиции должен быть разработан с учетом особенностей административного участка, режимом работы предприятий, организаций и учреждений. График приема граждан участковым уполномоченным полиции должен предусматривать обязательное осуществление приема граждан не реже трёх раз в неделю, при этом включая один их выходных дней, как в дневное, так и в вечернее время[81]. Как правило, прием граждан участковый уполномоченный полиции осуществляет в участковом пункте полиции. В исключительных случаях прием граждан может быть осуществлен в других помещения территориальных органов МВД России, а также в помещениях, предоставленных органами местного самоуправления. В таком случае информации о проведение приема граждан участковым уполномоченным полиции размещается в местных средствах массовой информации, а также доводится непосредственно населению при проведении поквартирного (подворового) обхода административного участка или при проведении участковым уполномоченным полиции отчета перед населением[82]. В ходе осуществления приема граждан участковый уполномоченный полиции должен выяснить суть обращения гражданина, выслушав его подробный рассказ о случившемся. В случае необходимости участковый уполномоченный полиции в пределах своих полномочий принимает неотложные меры по защите прав и свобод человека и гражданина от преступных и иных противоправных посягательств других лиц. Участковый уполномоченный полиции имеет право привлекать к осуществлению приема граждан юристов, действующих на общественных началах, а также представителей общественности. Иные лица, не имеющие непосредственного отношения к осуществляемому приему, не имеют права находиться в помещении во время приема граждан. При осуществлении приема иностранных граждан участковый уполномоченный полиции должен привлечь специалистов-переводчиков, граждан, свободно владеющих языком, на котором разговаривает обращающийся, а также представителей принимающей стороны, которыми могут выступать родственники или работодатели[83]. Участковый уполномоченный полиции, являясь сотрудником полиции, осуществляет прием граждан от имени органов внутренних дел. Начинать прием граждан целесообразно с предложения гражданину назвать свои: фамилию, имя, отчество, место жительства и официального места работы, а также подробно изложить суть обращения. Участковый уполномоченный полиции при необходимости имеет право попросить гражданина предъявить документ, удостоверяющий личность. Однако отсутствие документа у гражданина не является основанием для отказа участковым уполномоченным полиции в приеме обращения. Стоит отметить, что участковый уполномоченный полиции, как сотрудник органов внутренних дел обязан принять заявление по любому вопросу, находящемуся в компетенции правоохранительных органов. Непосредственно к компетенции участкового уполномоченного полиции относится множество вопросов, которые условно можно разделить на несколько групп: семейно-бытовые вопросы: семейные скандалы, конфликты, возникающие между соседями; вопросы, связанные с экологической обстановкой на административном участке – парковка автотранспорта в неположенных местах, на газонах, свалка мусора, плохая уборка территории от снега; вопросы, связанные с паспортно-визовым пребыванием лица на административном участке – наличие документов, удостоверяющих личность, разрешений на работу у иностранных граждан. Стоит подчеркнуть, что проверять соблюдение паспортно-визового режима участковый уполномоченный компетентен только в жилом секторе, то есть непосредственно в домах, квартирах, подъездах и дворах; проведение проверок по обращениям, содержащим факту нарушения Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях и Уголовного кодекса Российской Федерации (оскорбление, побои, мелкое хулиганство, кражи и мошенничества)[84]. В разработанной Министерством внутренних дел памятке «Участковый в каждый дом»[85] указаны наиболее частые поводы обращения к участковому уполномоченному полиции: информирование сотрудников полиции о готовящемся, совершаемом или совершенном преступлении или административном правонарушении, а также о лицах, его подготавливающих, совершающих или совершивших; явное нарушение общественного порядка на улица или во дворе (например, драка, хулиганство повреждение любого вида собственности); семейно-бытовые конфликты, конфликты с соседями; нарушение тишины и покоя в ночное время в домах или дворовых территориях; нарушение безопасности проживания в домах (например, открытые помещения, посещаемые посторонними лицами, подвалы, чердаки); факты распития алкогольной продукции на придворовых территориях, в том числе на детско-оздоровительных комплексах; длительное отсутствие соседей, особенно пожилых, а также неприятный (трупный) запах из квартир; проживание посторонних лиц и лиц без определенного места жительства в подъездах, на чердаках или в подвалах; нелегальная сдача квартир, проживание незарегистрированных граждан, а также мигрантов; длительная стоянка бесхозного автотранспорта; обход квартир подозрительными лицами, выдающими себя за работников социальных служб, органов государственной власти или местного самоуправления в дневное (рабочее) время; осуществление незаконной торговли спиртосодержащей продукцией, а также наркотическими средствами или психотропными веществами; неисполнение родителями, опекунами или лицами их заменяющими своих обязанностей по воспитанию детей, а также жестокое обращение с детьми; незаконное ограждение мест общей стоянки автотранспорта, незаконные попытки присвоить место парковки; необходимость получения сведений о предоставляемых услугах подразделениями полиции. Стоит отметить, что в памятке указан не исчерпывающий перечень поводов для обращения в полицию и непосредственно к участковому уполномоченному полиции. Однако, стоит принимать во внимание тот факт, что не каждое обращение является законным и обоснованным. Практика знает множество примеров, когда граждане, заблуждаясь, предполагают наличие у них прав, которыми они в действительности не обладают. В таких случаях необходимо квалифицированно, доступно и убедительно донести до граждан сущность заблуждения, оказывая активную помощь гражданину в разрешении его проблемы[86]. Лица в состоянии опьянения на прием не допускаются, за исключением случаев сообщения им сведений о подготавливаемом, совершаемом или совершенном преступлении, а также о других событиях, требующих от участкового уполномоченного полиции принятия неотложных мер. Участковый уполномоченный полиции, осуществляющий прием граждан, в соответствии с законодательством Российской Федерации и в пределах своих полномочий вправе принять одно из следующих решений: удовлетворить просьбу, при этом сообщив гражданину порядок и сроки принятия решения по обращению; отказать в удовлетворении просьбы, при этом разъяснив гражданину причины отказа и порядок обжалования принятого решения; принять письменное заявление от гражданина, если его обращение требует дополнительной проверки, при этом разъяснив гражданину причины, по которым обращение не может быть разрешено в процессе личного приема, указав порядок и срок рассмотрения обращения. по вопросам, не входящим в компетенцию органов внутренних дел, участковый уполномоченный должен разъяснить инстанцию (организацию или учреждение), в которую следует обратиться гражданину, при необходимости участковый уполномоченный оказывает необходимое содействие[87]. Полученную в ходе проведения личного приема граждан информацию, представляющую оперативный или профилактический интерес, участковый уполномоченный полиции обязан доложить рапортом начальнику территориального органа МВД России[88]. В соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации при получении обращений непосредственно от граждан участковый уполномоченный полиции осуществляет регистрацию поступивших обращений в журнале учета приема граждан, их обращений и заявлений, который находится в участковом пункте полиции. Участковому уполномоченному полиции, как должностному лицу исполнительного органа власти, при рассмотрении и разрешении обращений граждан запрещается: преследование гражданина в связи с его обращением в полицию с критикой на работу указанного органа, либо с целью защиты и восстановления его нарушенных прав и законных интересов; разглашение сведений, содержащихся в обращении, а также сведений, касающихся частной жизни гражданина без его на то согласия[89]. При этом, не является разглашением сведений направление запросов в органы государственной власти или органы местного самоуправления, в компетенцию которых входит обязанность разрешения вопросов, поставленных в обращении гражданина. Гражданин, чьи права при рассмотрении и разрешении обращения были нарушены, имеет право на возмещение компенсацию морального вреда и возмещению причиненных убытков по решению суда[90]. Так, если в ходе проверки по обращению будет установлен факт нарушения прав, свобод и законных интересов граждан, упущения или злоупотребления в деятельности органов внутренних дел, а также необоснованность принятого решения, то в заключении указываются меры, принятые к сотрудникам полиции, допустившим указанные нарушения. Таким образов, в заключение данного параграфа необходимо отметить, что работа с обращениями граждан является одним из приоритетных направлений деятельности участкового уполномоченного полиции. Как известно, в настоящее время одним из критериев оценки работы полиции в целом выступает общественное мнение и авторитет сотрудников полиции среди населения. Работа участкового уполномоченного полиции с обращениями граждан, отвечающая не только требованиям законодательства Российской Федерации, но и морально - этическим требованиям, предполагающим вежливое и доброжелательное отношение к гражданам, стремление оказать содействие в разрешение проблем, способствует формированию положительного имиджа сотрудника полиции. Немаловажную роль в эффективной деятельности участкового уполномоченного полиции в рассмотрении и разрешении обращений граждан играет организация проведения приема граждан, включающая в себя разработку графика, учитывающего особенности административного участка, оснащенность участкового пункта полиции необходимой для граждан информацией. Стоит подчеркнуть, что своевременное реагирование на обращения граждан во многом может способствовать улучшению оперативной обстановки в целом на административном участке.
|