Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Свв. равноапостольные княгиня Ольга и князь Владимир. Крещение Руси.Стр 1 из 14Следующая ⇒
IV. История Русской Церкви. 38. Свв. равноапостольные Кирилл и Мефодий. 39. Свв. равноапостольные княгиня Ольга и князь Владимир, крещений Руси. 40. Преподобный Сергий Радонежский и Троицкая обитель. Ученики преподобного Сергия. Куликовская битва. 41. Свв. благоверные князья Александр Невский и Димитрий Донской. 42. Флорентийская уния и автокефалия Русской Церкви. 43. Учреждение патриаршества на Руси. 44. Смутное время. Священномученик патриарх Гермоген. Избрание царя. 45. Старообрядческий раскол, краткая история, дробление. Единоверие. 46. Преподобный Серафим Саровский. 47. Миссионерство в Синодальный период: святитель Иннокентий Московский и св. равноапостольный Николай Японский. 48. Оптина пустынь. Преподобный Амвросий Оптинский. 49. Новомученики Российские (житие на выбор). 50. Местоблюстительство митрополита Сергия. Декларация 1927 года. Свв. равноапостольные Кирилл и Мефодий. П росветителями славян были Святые братья Кирилл и Мефодий из Солуни (в Салониках). Отец их был славянином, мать - гречанкой. Задолго до жизни Св. братьев г. Солунь был окружен славянскими племенами. Понятно, что Св. братья могли с детства хорошо знать славянский язык, учитывая в особенности славянское происхождение их отца. В семье с раннего детства выделялся младший сын Константин (род. в 827 г.). Он превосходил своих сверстников в учении, поражал своею памятью. Особенно прилежно изучал он труды Св. Григория Богослова. В 842 г., после смерти отца, Константин на 15 году был приглашен в Царьград в качестве сверстника к шестилетнему императору Михаилу 3. Константину в столице удалось усовершенствоваться в науках, к чему он так стремился. Константин учился у выдающихся ученых, среди которых были Лев Философ и будущий знаменитый патриарх Фотий. Рукоположенный около 850 г. во священники, он вскоре оставил Царьград и удалился в монастырь на Мраморном море. Но вскоре он был возвращен в столицу и назначен учителем философии в придворной школе кесаря Барды. По желанию царя, Константин вступил в прения с низвергнутым патриархом иконоборцем Иоанном Грамматиком и победил его. Около 851 г. Константин Философ был отправлен к сарацинам и вел прения с тамошними мудрецами. Эта миссия, расширив знания Константина в области изучения религий и языков (в особенности арабского), явилась подготовкой к главной его апостольской деятельности. Мефодий отличался сродными брату нравственными качествами. Он обладал величавой наружностью. Царь, зная достоинства Мефодия, назначил его воеводой Струмской области в Македонии. Мефодий, прослужив около 10 лет, познал суету мирской жизни и решил искать высшего удовлетворения в тиши иноческой кельи. Он удалился в обитель на горе Олимп и предался молитве и книжным занятиям. К нему присоединился затем брат Константин. Они, подвизаясь аскетически, расширяли вместе свои знания. По воле Божией Св. братья подготовляли себя к будущей просветительной работе. Когда они пребывали в обители (в 858 г.), к имп. Михаилу явились послы от хазар. Они были язычниками, мусульманами и, в меньшем числе, евреями и христианами. Хазары просили прислать исповедников византийской веры, которые могли бы состязаться с евреями и сарацинами. Император отправил в эту миссию Константина и Мефодия. По пути Св. братья полгода прожили в тогдашнем греческом Крыму - Херсонесе (Корсуни). Св. Братьями были обретены мощи Св. Климента. В хазарской земле Св. братья исповедовали превосходство христианства и крестили до 200 человек. Миссия их продолжалась три года. По возвращении в Царьград, Константин остался при церкви Св. Апостолов. Мефодий, отказавшись от предложенного ему епископства, стал игуменом Полихрониева монастыря, не имея священного сана, что тогда иногда допускалось. В конце 862 г. моравский князь Ростислав отправил послов к имп. Михаилу. Он указывал, что народ его принял христианство, но никто не разъяснил ему веру на понятном языке. Он просил прислать учителя, который просвещал бы моравов на славянском языке. Выбор царя и патр. Фотия остановился на Св. братьях. Они перед отъездом составили славянскую азбуку. Св. братья прибыли в Моравию весной 863 г. Они привезли с собою, кроме азбуки, часть переводов Св. Писания и богослужебных книг. Они установили богослужение на славянском языке, создали школы и поучали народ. Появление греческих проповедников в земле, считаемой немцами своей, не нравилось германским епископам и папе. Именно в это время очень обострились отношения папы Николая I с патр. Фотием. Последовало приказание папы Св. братьям прибыть в Рим. Пробыв в Моравии три года, они пустились в путь. В Венеции Св. братья встретились с враждебным к ним отношением западного духовенства. Последнее признавало церковными языками только греческий, латинский и еврейский. Пришлось вести с ними прения, подобные тем, которые имели иногда место и в Моравии. Прибыв в Рим в конце 867 г. они не застали в живых папу Николая I (ум. 867). Новый папа Адриан II, болеемягкий, с почетом встретил их, привезших мощи Св. Климента, которые были положены в церкви его имени. В Риме, с одной стороны, были довольны успехами христианства в Моравии, с другой же стороны, не одобряли широкого введения славянского языка в богослужения. Папа Адриан и его совет, выслушав доводы Константина, утвердили введенные им в славянских странах порядки. Последовало разрешение совершать божественные службы на славянском языке. Константин вскоре заболел и, приняв за 50 дней до смерти схиму с именем Кирилла, преставился 14 февраля 869 г. Он был торжественно погребен в церкви Св. Климента в Риме. Вскоре после смерти брата Мефодий, посвященный во епископа Моравии и Паннонии, был отправлен папой в последнюю страну. Мефодий поселился в г. Мосбурге у Блатенскаго озера, и сначала работа его в Паннонии развивалась успешно. Но вскоре яростную кампанию против него повел Зальцбургский епископ, считавший Паннонию в своей юрисдикции. По его распоряжению Мефодий был схвачен и в начале 871 г. заточен в Швабии. Там он просидел два с половиной года. Только тогда опять по причине общей политики новый папа Иоан VIII (c. 872) решился заступиться за него. Мефодий был освобожден в конце 873 года или в начале 874 года. В 874 г. он был уже в Моравии. Миссионерская работа его не ограничивалась Моравией. Она распространялась на Краковскую Польшу и на Чехию. Семена его попадали в Словакию, в Прикарпатскую Русь (Угорскую и Червонную), а через Паннонию - в Сербию, в Словению. Немецкие епископы продолжали борьбу с Мефодием. Они донесли папе, что Мефодий не исповедует католическое учение о происхождении Духа Святого и от Сына, а также не признает папской власти, отчего и устанавливает славянскую службу. В 879 г. папа вызвал Мефодия в Рим. По выслушании его папа Иоанн сообщил, что архиепископ моравской Церкви признан " православным во всех церковных учениях", и он возвращает его в Моравию. По возвращении Мефодий ощутил тяжесть положения. Против него был князь, еп. Викинг и прочие немцы. Чувствуя приближение кончины, Святитель усилил работу по переводу священных книг. Он имел уже подготовленных " споспешников". Святыми братьями были переведены практически все книги Священного Писания. Для России было особенно важно, что великое дело Святых Кирилла и Мефодия закрепилось и развилось в самой близкой к ней Болгарии, передавшей ей православную славянскую культуру.
Свв. равноапостольные княгиня Ольга и князь Владимир. Крещение Руси. Ольга была, по одним данным, варяжка, по другим, природная славянка. По смерти мужа, князя Игоря, убитого возмутившимися древлянами (в 946 году), и в малолетство сына Святослава, который остался сиротой на пятом году, Ольга правила Русской землей. При ней в Киеве уже были христиане. Одаренная светлым, проницательным умом, Ольга видела непорочную жизнь христиан и понимала, что язычество не могло воспитать таких людей. Она сама пожелала креститься. Β 957 году, уже 67 лет от роду, она поехала в Царьград. Крещение ее совершено было патриархом Полиевктом; восприемником был император Константин Багрянородный. С княгиней в Царьграде были ее племянник, многие знатные женщины, служанки, послы, гости, переводчики; многие из них тоже крестились. По возвращении в Россию Ольга - в крещении Елена - до самой кончины своей сияла благочестивой жизнью, " аки луна в нощи", среди язычников. Она уговаривала к принятию христианства и сына своего Святослава, но он не хотел и слушать ο крещении. Новая вера была вовсе не по характеру этого воинственного князя и его дружины; над теми, кто принимал крещение, дружина и князь смеялись. Но зато, по всей вероятности, Ольга имела немалое влияние на детей Святослава, при которых оставалась воспитательницей во время постоянного отсутствия его в Киеве. Есть известия, что святая княгиня ездила из Киева по городам и весям земли Русской для проповеди христианства. Она скончалась в 969 году. Сравнивая ее значение со значением святого Владимира, летописец называет ее " зарей утренней, предваряющею солнце". После кончины Ольги Святослав воздвиг на христиан гонение - знак того, что новая вера обратила на себя серьезное внимание языческой партии. При его детях Ярополке и Олеге, помнивших наставления своей бабки, участь христиан опять облегчилась. Оба князя погибли в усобице. Их младший брат Владимир, севший после них в Киеве, был еще ребенком, когда умерла Ольга, и меньше других братьев подпал под ее влияние; потом он, тоже еще в детстве, увезен был в Новгород, и вырос там под влиянием старой веры. От этого занятие им киевского престола было вместе с тем торжеством языческой стороны в Киеве над христианской. Новый князь с дядей Добрыней на первых порах показали большую ревность к язычеству, стали ставить и украшать в Киеве кумиры. Β 983 году, после счастливого похода на ятвягов, решено было принести богам даже человеческую жертву. Жребий пал на христианского юношу Иоанна, сына варяга Феодора. Отец не хотел выдать сына и оскорбил язычников обличением их безумия. Яростная толпа убила обоих. Судя по немногим известиям летописи, великий князь обладал широкой натурой, способной ко всяким излишествам. Былины народные помнят ο его разгульных пирах с дружиной. Летопись говорит ο чрезмерном его женолюбии. Но эта же самая широта натуры делала его способным, при содействии благодати Божией, и к коренному нравственному перевороту. Славяно-русское язычество, несмотря на свое торжество, не в состоянии было бороться ни с одной из окружавших его религий: ни с мусульманством болгар, ни с иудейством хазар, ни с католичеством Запада, ни тем более с православием греков. А все эти религии оказывали на него сильное давление, как это ясно видно из предания ο приходе к Владимиру из разных стран послов с предложением разных вер. Самая ревность князя к языческой вере должна была повести только к большему обнаружению ее несостоятельности и ускорить переворот в убеждениях князя и лучших людей. Начался выбор новой веры. Этот выбор, подробно изображенный в летописном сказании ο беседе Владимира с миссионерами разных религий, склонился в сторону греческого православия. Греческий миссионер, по этому сказанию, сильно подействовал на Владимира своим учением об искуплении и будущей жизни и особенно иконой Страшного суда, которую показал князю. По уходе его князь, по совету дружины и градских старцев, послал десять разумнейших мужей в разные страны для испытания разных вер на месте. Ничья вера так не понравилась этим послам, как греческая. Вернувшись в Киев, они рассказывали, что в греческом храме константинопольской Софии они не знали, где стояли - на небе или на земле. В Киеве нашлось и другое доказательство в пользу православия - пример великой княгини Ольги, которая " была мудрее всех человек". Решено было креститься, ждали только удобного случая к этому. Β 988 году войско Владимира осадило Корсунь. Подобно другим языческим вождям в подобных же обстоятельствах, князь дал обет креститься в случае победы. Взяв город, он потребовал у тогдашних императоров Василия и Константина руки их сестры Анны, и при этом обещал принять их веру. Императоры согласились, уговорили согласиться и сестру. Β ожидании невесты князь разболелся глазами. Прибывшая в Корсунь царевна убедила его ускорить крещение, если он хочет избавиться от болезни. И действительно, как только корсунский епископ крестил его, так он прозрел и, дивясь своему исцелению, воскликнул: " Теперь только узрел я Бога истинного". Дружина его тоже крестилась. После крещения совершен был брак его с Анной. Β память всего этого он создал в Корсуне церковь, вернул город грекам и возвратился в Киев, взяв с собою попов корсунских и царицыных, мощи святого Климента Римского и ученика его Фива, церковные сосуды, кресты, иконы и всякую церковную утварь. Β Киеве князь крестил своих 12 сыновей и многих бояр; потом велел истреблять идолов. По истреблении идолов духовенство и князь ходили по городу с проповедью. Многие киевляне крестились с радостью; другие не хотели и слушать проповеди; третьи колебались, как колебался прежде и сам князь. Тогда Владимир выдал повеление, чтобы на другой же день все некрещеные явились к реке, а кто не явится, будет противником князю. Упорные язычники бежали от княжеского гнева в степи и леса. На другой день после княжеского повеления на Днепре произошло общее крещение народа. Тогда, по слову благочестивого летописца, земля и небо ликовали, видя множество спасаемых. " Боже великий, сотворивый небо и землю, - взывал в радостном восторге Владимир, - призри на новых людей Своих, дай им, Господи, уведать Тебя, как уведали страны христианские, и утверди в них веру правую и несовратимую".
|