Студопедия

Главная страница Случайная страница

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Субъект федерации-






Субачев А.А.

ЛЕКЦИИ ПО ДИСЦИПЛИНЕ

«РЕГИОНАЛЬНЫЙ МЕНЕДЖМЕНТ»

Кострома

СОДЕРЖАНИЕ

СТР.

Тема 1. Предмет и метод дисциплины «Региональный менеджмент

 

1.1. Предмет «Регионального менеджмента».

1. Актуальность: Исследования экономических и социальных аспектов регионального развития проводились в России и за рубежом еще в начале XIX в. Поэтому исследование региональной экономики можно считать сформировавшейся отраслью науки, Тем не менее, проблемы совершенствования управления социально-эконо­мическим потенциалом в целях ускорения социально-эконо­мического развития регионов, муниципальных образований в процессе регионального воспроизводства в условиях децентра­лизации — тема новая, мало изученная в отечественной науке и практике. Отечественная экономическая наука с 70-х годов истекшего столетия основное внимание уделяла изучению теории и разра­ботке практических рекомендаций, касающихся регионального воспроизводства и управления ресурсами. Вместе с тем многие вопросы интенсификации использования потенциала развития муниципальных образований, разработки жизнеспособных мо­делей эффективного использования местных ресурсов остаются недостаточно изученными и дискуссионными в науке и злобо­дневными — в практической деятельности. В их числе:

• эффективность управления социально-экономическим по­тенциалом в регионах;

• соотношение местных, региональных и федеральных инте­ресов;

• формирование местных и региональных рынков и их инфраструктуры;

• инвестиционная политика;

• управление имуществом при различных формах собствен­ности;

• повышение эффективности использования местных ресурсов;

• интенсификация использования ресурсов и другие про­блемы.

Что касается вопросов отработки методики оценки влияния специфики территориальной организации и развитости социаль­но-экономического потенциала на финансово-экономическое со­стояние муниципальных образований и регионов, выработки ин­новационных подходов в управлении экономическим развитием с учетом объективных внешних и внутренних факторов, то они на сегодня остаются на уровне дискуссий.

К числу наиболее существенных причин, оказавших заметное влияние на темпы перехода России к рыночным отношениям, на весь ход социально-экономических преобразований в стране, от­носится явная недооценка территориального (регионального) фак­тора. Процесс децентрализации государственного управления идет медленно, нередко встречая сопротивление центра. В то же время, получив значительные полномочия, ряд регионов (субъектов Фе­дерации) становится на путь сепаратизма, нарушений конституци­онных основ политической целостности государства. Нередки фак­ты, когда принятые субъектами Федерации законодательные акты противоречили Конституции Российской Федерации.

Исключительная важность действительно научного обеспече­ния радикальных рыночных преобразований, создания (сохране­ния) единого рыночного пространства в сочетании с формирова­нием региональных рынков, с развитием местного самоуправле­ния определила острую необходимость более углубленного изучения вопросов повышения эффективности деятельности органов государственной власти и местного самоуправления в сфере регионального управления.

Необходимость управления экономическим развитием в реги­оне обусловлена в первую очередь общими недостатками функ­ционирования рыночной экономики, ее нацеленностью на полу­чение экономического эффекта и игнорированием проблем соци­альной справедливости. Общие недостатки функционирования рыночной экономики связаны с так называемыми «провалами» рынка, его неспособностью учитывать социальные запросы насе­ления. Вместе с тем необходимость управления экономическим развитием и регионе связана также со спецификой экономичес­кой системы и той или иной стране, наличием особенностей в развитии и размещении производства, ее природно-климатичес­ких и этнографических особенностей.

Региональный менеджмент можно рассматривать как науку и практику управления социально-экономическими процессами ре­гиона в условиях рыночной экономики. Научные основы регио­нального менеджмента — это система научных знаний, которая является его теоретической базой: принципы регионального ме­неджмента; методы и модели регионального менеджмента; меха­низмы регионального менеджмента; система регионального менеджмента. Научные основы регионального менеджмента в нашей стране находятся в стадии формирования. Зарубежный опыт мало пригоден к специфике территориальной организации России с ее огромными пространствами, многообразием природно-климатических, национальных, исторических и других особенностей. Тем не менее опыт формирования регионального менеджмента в стра­нах с рыночной экономикой может быть использован для анализа нашего собственного опыта и практики, а также для использова­ния некоторых его элементов в формирующейся системе регио­нального менеджмента в России,

Перед региональным менеджментом как наукой управления стоит задача найти и разработать механизмы, методы и средства, которые позволят обеспечить наиболее эффективное достиже­ние целей и задач регионального развития.

2.Цели и задачи:

Основной целью данного курса является: изучение различных аспектов управления регионом в современных условиях развития экономики.

Основными задачами исследования являются:

В данном курсе нам предстоит изучить две главные пробле­мы регионального развития:

- рассмотрение вопросов формирования и функционирование социально-экономического комплекса региона;

- исследование вопросов регионального управления (политическое, экономическое, социальное, экологическое) в новых условиях.

-исследование проблем взаимосвязи региональной экономики и региональной политики

Такое изучение предполагает региональный анализ всех факторов и явлений, воздействующих на региональное развитие: ис­торических, природно-ресурсных, этнических, религиозных, экологических, политических, а также внутрирегиональных и межрегиональных связей.

В рамках регионального менеджмента исследуются такие проблемы, как:

• региональная политика государства;

• разработка и реализация региональных программ экономического и социального развития;

• эффективность специализации и комплексного развития региона;

• экономическое районирование;

• районная планировка, и другие вопросы, связанные с размещением производительных сил и комплексным развитием регионов.

Региональный менеджмент изучает механизм экономического регулирования размещения производства, определения экономи­ческой эффективности регионального развития. Особое значение имеет глубокий анализ многих экономических факторов: динамики производительности труда, регионального распределения национального дохода, структуры и эффективности основных фондов, территориальной дифференциации цен и тарифов и т. д[1].

Эффективность государственного управления экономическим развитием и в регионе предполагает исследование проблем взаимосвязи региональной экономики и региональной политики. При этом речь идет как о теоретическом осмыслении вопросов регио­нального развития в историческом аспекте, так и о четком опре­делении объекта управления — регионального хозяйственного комплекса, включая место региональной экономики в воспроизводственном процессе страны, характеристику межрегиональных связей страны, а также особенности экономики отдельных реги­онов страны. Государственное воздействие на развитие экономики региона носит двойственный характер. С одной стороны, речь идет о воз­действии государства на ход воспроизводственного процесса, ко­торое реализуется путем составления документов, ориентирующих участников воспроизводственного процесса в регионе относитель­но возможных макроэкономических перспектив развития, что позволяет последним выбирать верную стратегию и тактику сво­их действий. С другой стороны, речь идет о наборе активных ме­тодов воздействия государства на ход воспроизводственного про­цесса, что связано с использованием таких инструментов, как система налогообложения, государственный бюджет, прямые ин­вестиции государства в развитие экономики региона, действия государственных органов по регулированию занятости в стране и се регионах, действия государства по регулированию денежного обращения и кредита.

Рассмотрение проблем управления региональной экономикой требует ответа на вопрос о системе инструментов регулирования регионального развития. Речь идет о взаимосвязанной совокупно­сти документов, которые необходимо разрабатывать в целях эф­фективного воздействия федеральных, региональных и муници­пальных органов на процесс производства, распределения и ис­пользования продукции и ресурсов в регионе. При этом в качестве таковых необходимо рассматривать не только разрабатываемые в настоящее время инструменты (прогноз, концепция и стратегия развития), но и те, которые было бы целесообразно использовать (генеральная схема развития и размещения производительных сил, индикативный план развития экономики региона).

3. Объект и предмет исследования:

Объектами исследования регионального менеджмента, как следует из самого названия науки, являются регионы. Региональный менеджмент изучает регионы одной страны, а также вопросы размещения производительных сил и регионального управления в зарубежных странах. Развитие процессов экономической интеграции создает условия для выхода региональной экономики и на межнациональный уровень.

Предметом изучения регионального менеджмента служат особенности управления экономикой современного региона, закономерности размещения производительных сил и развития районов, факторы размещения и регионального развития.

Связь с другими дисциплинами:

Региональный менеджмент с одной стороны тесно связан с экономической географией, но в отличие от нее, занимающейся фундаментальными вопросами, нацелен на прикладные, практические результаты исследования. Региональная экономика связана также с экономической теорией, макроэкономическим прогнозированием, отраслевыми экономиками (экономикой промышленности, сельского хозяйства, транспорта и др.), статистикой и другими социально-экономическими науками. Она изучает не только экономические проблемы регионов, но гораздо более широкий круг вопросов — экологию, социальные проблемы и др., т. е, связана с демографией, географией, этнографией, управлением, социологией, градостроительством и другими смежными науками.

С другой стороны региональный менеджмент тесно связан с теорией управления, так изучает различные аспекты управления региональной экономикой: исследуются основные элементы системы управления экономикой региона, рассматриваются методы и основные инструменты управления региональной экономикой в целом и региональным развитием в частности.

4. Методы исследования: В региональном менеджменте используются следующие методы исследования:

- балансовый, заключающийся в составлении региональных балансов. Он позволяет выбрать правильные соотношения между отраслями специализации региона и отраслями, дополняющими территориальный комплекс. Балансы необходимы также для разработки рациональных межрайонных связей;

- картографический, т. е. составление и использование карт,
картосхем, картограмм.

Региональный менеджмент широко опирается на систему техни­ко-экономических показателей. Он применяет различные методы расчетов экономической эффективности регионального развития производительных сил. Это вызывает необходимость широкого использования экономико-математических методов и моделей. Чаще применяются два вида экономико-математических моделей — структурные (балансовые) и оптимизационные.

Региональная экономика применяет в своих исследованиях также и другие методы: статистический, сравнительный, метод систематизации и т. д.

1.1.1.Основные пространственные понятия: «территория», «район», «субъект федерации», «регион», «региональная экономика», «региональное управление», «региональное развитие».

Актуальность рассмотрения проблемы разграничения поня­тий и определений, выяснение сущностного содержания неко­торых экономических категорий обусловливаются возросшей ролью регионального управления, становлением местного само­управления, влиянием территориальных организаций на социально-экономическое развитие территорий.

Рассматривая методологические аспекты, важно определить­ся с понятийным инструментарием, и в первую очередь с понятием «регион». Дело в том, что и в нашей, и в зарубежной науч­ной литературе нет четкого определения данного понятия, что является одной из причин многообразия направлений и методологических концепций в современных региональных исследованиях в России и за рубежом.

В экономической литературе чаще всего фигурируют два по­нятия региона, причем довольно часто между понятиями «реги­он» и «район» ставится знак равенства. Так, ряд авторов под регионом подразумевают определенную часть народнохозяйствен­ного комплекса страны, отличающуюся географическими усло­виями и природно-ресурсной специализацией. Эти районы яв­ляются относительно замкнутыми как в производственно-техни­ческом, так и в экономическом отношениях. Другие под регио­ном понимают единицу административного деления страны: край, область, город. Зарубежные ученые-регионоведы трактуют понятие «регион» по-своему. Признавая существующую путаницу в определении по­нятий «регион» и «район», американские профессора П. Джеймс и Дж. Мартин в своем капитальном исследовании «Все возможные миры» пишут: «Обычно под словом «регион» понимается цело­стный участок территории, отличающийся некоторой однородностью в своей основе, но не обладающий четкими границами. Более того, это слово часто употребляют для обозначения весь­ма больших территорий, образующих главные подразделения континентов. Но в профессиональном языке географов, используемом здесь, слово «регион», или «район», применяют по отно­шению к территориям самой разной площади, которые характеризуются определенной однородностью, являющейся специфи­ческой и служащей основанием для того, чтобы выделить эти территории». В работах американских ученых, впрочем, как и в отечественных исследованиях, встречаются различные опреде­ления понятия «район». Так, профессор Гарвардского универси­тета Грае писал: «Мы можем определить государство. Оно имеет организацию, границы и название. Оно имеет записанную исто­рию. Но что такое район? Конечно, это не политическая и не административная единица. Мы можем сказать лишь, что это территория, отличающаяся достаточно характерными признака­ми для того, чтобы отделить ее от соседей»1.

На запрос подкомитета по районированию Комитета нацио­нальных ресурсов конгресса США от различных научных цен­тров, занимающихся проблемами регионоведения и экономиче­ского районирования, были получены следующие ответы:

— Чикагский университет, профессор В. Джонс: «Район —это территория, внутри которой имеется однородность в одномили нескольких отношениях».

— Северная Каролина, профессор Вуфтер: «Район — это территория, в пределах которой сочетание природных и экономических факторов создало однородность экономической и социальной структуры».

— Миннесотский университет, профессор Р. Хартсхорн: «Район — это непрерывная территория, в пределах которой име­ется в некоторой степени однородность в общем (природном и культурном) ландшафте».

Еще один ученый из Чикаго — Р. Платт сказал, что поня­тие «район» — это «территория, выделенная на основе общей однородности характера земли и общей однородности ее использования».

На основании полученных суждений, а также исходя из соб­ственных взглядов Комитет по районированию дал такое толко­вание: «Под районом вообще следует понимать территорию, характеризуемую однородностью в одном или нескольких отно­шениях (аспектах)»1.

А. И. Гаврилов дает следующее определение понятию Регион- это территория в административных границах субъ­екта Федерации, характеризующаяся: комплексностью, целостно­стью, специализацией и управляемостью, т.е. наличием политико-административных органов управления.

Территория - [латин. territorium]- Земельное пространство, ограниченное каким-н. пределами, границами[2]

территория

 

В конституционном праве часть территории, земли, на которую распространяется суверенитет государства. Ее пределы ограничены государственной границей. Власть, народ и территория — основные условия государственной организации общества[3].

Согласно статье 67 Конституции РФ 1993 г. территория Российской Федерации включает территории ее субъектов, внутренние воды и территориальное море, воздушное пространство над ними. К сухопутной территории относятся также острова. Внутренние воды включают и внутренние морские воды (заливы, бухты, лиманы). Территориальное море (прежнее название — территориальные воды) — это морской пояс, прилегающий к берегу и внутренним морским водам государства. В России в соответствии с международным правом установлена 12-мильная ширина территориального моря. Территория РФ — это более 1/8 поверхности земного шара. Каждый субъект РФ имеет свою территорию, и границы между субъектами федерации (то есть их территории) могут быть изменены только с их взаимного согласия. Однако территория России не есть простая сумма территорий ее субъектов. Это новое качество — единая территория, характеризуемая единым геополитическим, экономическим, политическим и правовым пространством. Суверенитет Российской Федерации в равной мере распространяется на всю ее территорию, а Конституция РФ и федеральные законы имеют верховенство на всей ее территории. Россия не претендует на какие-либо территории, находящиеся вне ее государственных границ, но обеспечивает целостность и неприкосновенность своей территории (Конституция РФ, статья 4).

Крактий словарь современных понятий и терминов определяет: Район-(фр.-rayon)- часто какой-либо территории. Региона, выделяемая по каким-либо признакам, особенностям; административно- территориальная единица в ряде стран. В т.ч. и в СНГ.

Субъект федерации-

Большой юридический словарь определяет субъект федерации как - гос. образование в составе федерации. Каждое федеративное государство состоит из С. ф., которые называются по-разному: штаты (США, Индия), провинции (Аргентина, Пакистан), земли (Австрия, Германия), кантоны (Швейцария) и др. См. также Субъекты РФ.

Понятие “субъект федерации”, впервые введенное в российское конституционное право Конституцией 1993 г., имеет для него особое значение. Это связано с исторически сложившейся асимметричностью Российской Федерации, наличием в ней государственных образований, основанных на национально-территориальном принципе (республики, автономии), и иных, основанных на территориальном принципе (края, области, города федерального значения). Охват всех этих форм понятием “субъект федерации”, не известным ранее действовавшим конституциям, подчеркнул их общую природу как равноправных членов Российской Федерации[4].

Субъект федерации - республика, край, область, округ, город федерального подчинения в составе РФ, наделенный правом самостоятельного управления регионом с соблюдение законов РФ.[5]

Словарь по экономике и финансам дает следующее определение понятию региональная экономика - научное направление в экономической науке, ставящее целью разработку теоретических основ рационального размещения предприятий и отраслей, формирования ареалов сбыта продукции, организации пространства урбанизированных территорий и т.д.[6]

Современный экономический словарь определяет региональную экономику как - 1) хозяйство региона, территории; 2) часть экономической науки, изучающая региональные экономические процессы.

Рассмотрим также понятие региональный менеджмент. Региональный менеджмент как один из видов специального менеджмента представляет собой совокупность принципов, методов, форм и средств воздействия на хозяйственную деятельность региона. А. И. Гаврилов определяет Региональный менеджмент как управление социально-экономическими процессами в регионе в условиях перехода его хозяйства к рыночным отношениям.


Поделиться с друзьями:

mylektsii.su - Мои Лекции - 2015-2024 год. (0.01 сек.)Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав Пожаловаться на материал