Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Степень выпускника: бакалавр
ВЯТСКИЙ СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКИЙ ИНСТИТУТ
Кафедра экономики Теория отраслевых рынков Методические указания По самостоятельной работе студентов Направления подготовки 080100.62 Экономика степень выпускника: бакалавр
Киров
Рассмотрена на заседании кафедры экономики, протокол № 4 от 17 декабря 2012 г.
Утверждено на заседании учебно-методического совета, протокол № 73 от 21 января 2013 г.
Теория отраслевых рынков: Методические указания / Сост. Н.А. Михайличенко. – Киров: ВСЭИ, 2013. – 10 с.
Методические указания разработаны в соответствии с учебной программой дисциплины «Теория отраслевых рынков» и предназначена для студентов, обучающихся по направлению подготовки 080100.62 Экономика (степень выпускников: бакалавр)
© Вятский социально-экономический институт (ВСЭИ), 2013 1. Цели и задачи контрольной работы Цель контрольной работы: исследование рыночных структур и функционирования отраслей. Задачи контрольной работы: 1. Изучение и закрепление теоретических основ теории отраслевых рынков. 2. Формирование навыков по применению микроэкономического анализа для объяснения формирования различных структур рынка. 3. Формирование навыков анализа применительно к исследованию рыночных структур и функционирования отраслей
2. Требования к результатам контрольной работы В результате выполнения контрольной работы студент должен: Знать: - основные теоретические концепции современной теории отраслевых рынков; - основы построения, расчета и анализа современной системы показателей, характеризующих деятельность хозяйствующих субъектов на микроуровне. Уметь: - интерпретировать результаты теоретических и эмпирических исследований, основанных на теории отраслевых рынков; - выявлять проблемы конкуренции и развития структуры; - рассчитывать показатели концентрации рынков и интерпретировать их значения; Владеть: - методологией исследования проблем развития конкуренции и структуры рынка; - современными методиками расчета и анализа социально-экономических показателей, характеризующих экономические процессы и явления на микроуровне.
3. Объем самостоятельной работы студента Самостоятельная работа студента составляет 1, 5 зачетные единицы по очной форме обучения, 2, 5 зачетные единицы по заочной форме обучения. Выполнение контрольной работы предполагает самостоятельную работу студента по темам учебной программы 1.3 Конкуренция и монополия. 1.4 Структура отрасли. Рыночная концентрация и монопольная власть. 1.5 Рынок доминирующей фирмы. 2.4 Несовершенная конкуренция и стратегическое поведение фирм на рынке.
4. Варианты контрольной работы Вариант 1 1. Рассмотрите фирму как агент рынка, проанализируйте ее влияние на отраслевую деятельность. 2. Опишите особенности стратегического взаимодействия крупных фирм на российском рынке. 3. Фирма-монополист имеет линейный спрос на свой товар: PQ= 100 – Q. Совокупные издержки: TCQ = 50 + Q2. Найдите объем продаж, цену и прибыль, если фирма будет максимизировать прибыль. Каковы чистые потери общества от монополии на данном рынке? 4. На рынке действуют две фирмы с идентичными функциями издержек TC(q)=10q. Функция спроса на товар описывается уравнением Qd=1500-50P. Найдите параметры рыночного равновесия по модели Бертрана. 5. В отрасли действует 11 компаний. Объём продаж двух из них по 100 млн. руб. у каждой, у следующих четырех – по 50 млн. руб., а у остальных пяти по 25 млн. руб. Вычислите показатели индекса концентрации трех (CR-3), четырех (CR-4), шести (CR-6), индекса Херфиндела – Хиршмана. Сделайте вывод о типе степени концентрации рынка.
Вариант 2 1. Проанализируйте факторы рыночной структуры, влияющие на взаимодействия фирм в рыночной экономике. 2. Рассмотрите дифференциацию товара как фактор квазимонопольного поведения фирмы на рынке. 3. Спрос на продукцию фирмы – монополиста имеет вид: Q = 12 – P. Функция общих затрат равна TCQ = 5 + 2Q2. Каковы чистые потери общества от монополии на данном рынке и прибыль фирмы – монополиста? 4. На рынке действуют две фирмы с идентичными функциями издержек TC(q)=10q. Функция спроса на товар описывается уравнением Qd=1500-50P. Найдите параметры рыночного равновесия, если отрасль монополизирована. 5. В отрасли действует 11 компаний. Объём продаж первой из них по 300 млн. руб., у второй 200 млн. руб., у следующих четырех – по 50 млн. руб., а у остальных пяти по 25 млн. руб. Вычислите показатели индекса концентрации трех (CR-3), четырех (CR-4), шести (CR-6), индекса Херфиндела – Хиршмана. Сделайте вывод о типе степени концентрации рынка.
Вариант 3 1. Рассмотрите качество товара и рекламу как стратегические барьеры входа на рынок. 2. Проанализируйте способы создания и поддержания монополии в отрасли. 3. Фирма-монополист имеет линейный спрос на свой товар: PQ= 120 – Q. Совокупные издержки: TCQ = 50+2Q2. Найдите объем продаж, цену и прибыль, если фирма будет максимизировать прибыль. Каковы чистые потери общества от монополии на данном рынке? 4. На рынке действуют две фирмы с идентичными функциями издержек TC(q)=10q. Функция спроса на товар описывается уравнением Qd=1500–50P. Найдите параметры рыночного равновесия по Штакельбергу. 5. В отрасли действует 11 компаний. Объём продаж первой из них по 500 млн. руб., у второй 100 млн. руб., у остальных девяти – по 10 млн. руб. Вычислите показатели индекса концентрации трех (CR-3), четырех (CR-4), шести (CR-6), индекса Херфиндела – Хиршмана. Сделайте вывод о типе степени концентрации рынка.
Вариант 4 1. Рассмотрите взаимодействие фирм как систему и классификацию взаимодействий фирм. 2. Опишите подходы и методы оценки потерь общественного благосостояния в условиях монополии. 3. Спрос на продукцию фирмы – монополиста имеет вид: Q = 132 – P. Функция общих затрат равна TCQ = 40 + 2Q2. Каковы чистые потери общества от монополии на данном рынке и прибыль фирмы – монополиста? 4. На рынке действуют две фирмы с идентичными функциями издержек TC(q)=10q. Функция спроса на товар описывается уравнением Qd=1500-50P. Найдите параметры рыночного равновесия по модели Курно. 5. В отрасли действует 11 компаний. Объём продаж трех из них по 300 млн. руб., у следующих четырех – по 50 млн. руб., а у остальных четырех по 25 млн. руб. Вычислите показатели индекса концентрации трех (CR-3), четырех (CR-4), шести (CR-6), индекса Херфиндела – Хиршмана. Сделайте вывод о типе степени концентрации рынка.
Вариант 5 1. Рассмотрите контрактные отношения российских предприятий как источник специфических черт российской экономики. 2. Представьте проблемы вертикальной интеграции фирмы как источника ее монопольной власти. 3. Фирма-монополист имеет линейный спрос на свой товар: PQ= 80 – Q. Совокупные издержки: TCQ = 5 + Q2. Найдите объем продаж, цену и прибыль, если фирма будет максимизировать прибыль. Каковы чистые потери общества от монополии на данном рынке? 4. На рынке действуют две фирмы с идентичными функциями издержек TC(q)=10q. Функция спроса на товар описывается уравнением Qd=1500-50P. Найдите параметры рыночного равновесия по модели картеля. 5. В отрасли действует 11 компаний. Объём продаж первой из них по 500 млн. руб., у второй 400 млн. руб., у третьей 300 млн. руб., у следующих четырех – по 50 млн. руб., а у остальных четырех по 15 млн. руб. Вычислите показатели индекса концентрации трех (CR-3), четырех (CR-4), шести (CR-6), индекса Херфиндела – Хиршмана. Сделайте вывод о типе степени концентрации рынка. Вариант 6 1. Проведите сравнительный анализ основных типов рыночных структур. 2. Раскройте проблемы национализации и приватизации отраслей естественных монополий. 3. Спрос на продукцию фирмы – монополиста имеет вид: Q = 72 – P. Функция общих затрат равна TCQ = 12 + 2Q2. Каковы чистые потери общества от монополии на данном рынке и прибыль фирмы – монополиста? 4. На рынке действуют две фирмы с идентичными функциями издержек TC(q)=20q. Функция спроса на товар описывается уравнением Qd=1220-30P. Найдите параметры рыночного равновесия по модели Бертрана. 5. В отрасли действует 11 компаний. Объём продаж двух из них по 200 млн. руб. у каждой, у следующих четырех – по 50 млн. руб., а у остальных пяти по 25 млн. руб. Вычислите показатели индекса концентрации трех (CR-3), четырех (CR-4), шести (CR-6), индекса Херфиндела – Хиршмана. Сделайте вывод о типе степени концентрации рынка. Вариант 7 1. Рассмотрите барьеры входа и теорию квазиконкурентных рынков. 2. В чем заключаются психологические особенности ценообразования и последствия ценовой дискриминации для общественного благосостояния? 3. Фирма-монополист имеет линейный спрос на свой товар: PQ= 76 – Q. Совокупные издержки: TCQ = 30 + Q2. Найдите объем продаж, цену и прибыль, если фирма будет максимизировать прибыль. Каковы чистые потери общества от монополии на данном рынке? 4. На рынке действуют две фирмы с идентичными функциями издержек TC(q)=20q. Функция спроса на товар описывается уравнением Qd=1220-30P. Найдите параметры рыночного равновесия, если отрасль монополизирована. 5. В отрасли действует 11 компаний. Объём продаж первой из них по 250 млн. руб., у второй 200 млн. руб., у следующих четырех – по 50 млн. руб., а у остальных пяти по 25 млн. руб. Вычислите показатели индекса концентрации трех (CR-3), четырех (CR-4), шести (CR-6), индекса Херфиндела – Хиршмана. Сделайте вывод о типе степени концентрации рынка.
Вариант 8 1. Рассмотрите особенности квазимонопольного поведения фирм на рынке. 2. Проанализируйте альтернативные формы расчетов как фактор вертикальной интеграции. 3. Спрос на продукцию фирмы – монополиста имеет вид: Q = 90 – P. Функция общих затрат равна TCQ = 50 + 0, 5Q2. Каковы чистые потери общества от монополии на данном рынке и прибыль фирмы – монополиста? 4. На рынке действуют две фирмы с идентичными функциями издержек TC(q)=20q. Функция спроса на товар описывается уравнением Qd=1220–30P. Найдите параметры рыночного равновесия по Штакельбергу. 5. В отрасли действует 11 компаний. Объём продаж первой из них по 400 млн. руб., у второй 100 млн. руб., у остальных девяти – по 10 млн. руб. Вычислите показатели индекса концентрации трех (CR-3), четырех (CR-4), шести (CR-6), индекса Херфиндела – Хиршмана. Сделайте вывод о типе степени концентрации рынка. Вариант 9 1. Раскройте проблемы конкурентоспособности машиностроительной отрасли в российской экономике. 2. Рассмотрите влияние асимметрии информации на структуру российского рынка. 3. Фирма-монополист имеет линейный спрос на свой товар: PQ= 120 – 5Q. Совокупные издержки: TCQ = 50 + Q2. Найдите объем продаж, цену и прибыль, если фирма будет максимизировать прибыль. Каковы чистые потери общества от монополии на данном рынке? 4. На рынке действуют две фирмы с идентичными функциями издержек TC(q)=20q. Функция спроса на товар описывается уравнением Qd=1220-30P. Найдите параметры рыночного равновесия по модели Курно. 5. В отрасли действует 11 компаний. Объём продаж трех из них по 200 млн. руб., у следующих четырех – по 50 млн. руб., а у остальных четырех по 25 млн. руб. Вычислите показатели индекса концентрации трех (CR-3), четырех (CR-4), шести (CR-6), индекса Херфиндела – Хиршмана. Сделайте вывод о типе степени концентрации рынка.
Вариант 10 1. Проанализируйте последствия приватизации экономики и российский монополизм. 2. Рассмотрите проблемы ценовой дискриминации в экономике России. 3. Спрос на продукцию фирмы – монополиста имеет вид: Q = 90 – P. Функция общих затрат равна TCQ = 2Q2. Каковы чистые потери общества от монополии на данном рынке и прибыль фирмы – монополиста? 4. На рынке действуют две фирмы с идентичными функциями издержек TC(q)=20q. Функция спроса на товар описывается уравнением Qd=1220-30P. Найдите параметры рыночного равновесия по модели картеля. 5. В отрасли действует 11 компаний. Объём продаж первой из них по 500 млн. руб., у второй 400 млн. руб., у третьей 300 млн. руб., у следующих четырех – по 100 млн. руб., а у остальных четырех по 10 млн. руб. Вычислите показатели индекса концентрации трех (CR-3), четырех (CR-4), шести (CR-6), индекса Херфиндела – Хиршмана. Сделайте вывод о типе степени концентрации рынка.
5. Выполнение и оформление контрольной работы Контрольная работа состоит из 10 вариантов, по 5 заданий в каждом, варианты выбираются студентом по последней цифре номера зачетной книжки. При выполнении работы студенты знакомятся с рекомендуемой основной и дополнительной литературой. Первое и второе задание предполагает творческий, проблемный подход и направлен на закрепление теоретического материала и частично его самостоятельного изучения. Третье, четвертое и пятое задания предполагает практическое направление работы в виде решения задач. Каждое задание обязательно начинается с номера, и представляется содержание задания, ниже краткий аналитический ответ по сути задания (от 1 до 4 страниц на первые 2 задания), 3-5 задания предполагает полное представление расчетов и основных формул и обязательно представляется ответ, список литературы (введение, содержание, приложения не требуются). Общий объем работы – 5-12 стр. Оформление контрольной работы должно соответствовать требованиям, приведенным в методическом пособии «Выполнение контрольных и курсовых работ: Методические рекомендации для студентов, обучающихся по ФГОС-3» (ВСЭИ, 2013).
6. Учебно-методическое обеспечение А. Основная литература 1. Нуреев К.М. Курс микроэкономики. - М.: НОРМА-ИНФРА, 2006. 2. Поздняков В.Я., Казаков С.В. Экономика отрасли: учеб. пособие. – М.: ИНФРА-М, 2008. 3. Розанова Н.М. Экономика отраслевых рынков. учеб. пособие. - М.: Юрат, 2010. – 906 с.
Б. Дополнительная литература 1. Авдашева С.Б., Розанова Н.М. Теория организации отраслевых рынков. - М.: Магистр, 2001. 2. Бойцова Е.Ю., Корчагина З.А. Экономика отраслевых рынков: учеб.-метод. пособие. - М.: МАКС Пресс, 2008. 3. Вехи экономической мысли. Теория отраслевых рынков. Т.5 / Под ред. М.В. Гальперина. – СПб.: Экономическая школа, 2005. 4. Горюнова Т.Н., Фролова Е.В. Экономика отраслевых рынков: учеб. пособие. - СПб.: СПбГИЭУ, 2009. 5. Джуха В.М., Курицын А.В., Штапова И.С. Экономика отраслевых рынков: учеб пособие. Ростов-на-Дону: Изд-во «Феникс», 2010. 253с. 6. Курс экономической теории: учебник / Под ред. проф. Чепурина М.Н., проф. Киселёвой Е.Г. – Киров: «АСА», 2004. 7. Лебедев О.Т. Экономика отраслевых рынков: учеб. пособие. - М.: Бослен, 2008. 8. Микроэкономика: Теория и российская практика: учебник / Под ред. А.Г. Грязновой и А.Ю. Юданова. - М.: ИТД «КноРус», 2002. 9. Пахомова Н.В., Рихтер К.К. Экономика отраслевых рынков и политика государства: учебник. - СПбГУ: Экономика, 2009. 815с. 10. Рой Л.В., Третьяк В.П. Анализ отраслевых рынков: учебник. - М.: Изд-во: ИНФРА-М, 2010. 441с. 11. Тарануха Ю.В. Экономика отраслевых рынков (в структурно-логических схемах): учебно-методическое пособие / Под общей ред. А.В. Сидоровича. – М.: Издательство «Дело и Сервис», 2009. – 319 с. 12. Шерер Ф.М., Росс Д. Структура отраслевых рынков. Пер. с англ. - М.: Инфра-М, 1997.
|