Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Форма государственного устройства: понятие и виды
Государственно-территориальное устройство - это элемент формы государства, который показывает, на какие составные части делится территория государства, какой вид власти осуществляется в них, сколько уровней органов государственной власти и уровней законодательства функционирует в государстве. История государства выделяет две формы государственно-территориального устройства – унитарную и федеративную. 1. Унитарное государство: территория состоит из муниципальных образований, в которых осуществляется местное самоуправление, существует единая система органов государственной власти и один уровень законодательства (Франция). Унитарное государство может иметь в своем составе автономные территориальные образования, которые имеют относительную самостоятельность в решении вопросов языка, национальной культуры, религии, форм осуществления местного самоуправления (Шотландия, Ирландия, Уэльс в Великобритании). Унитарное государство может быть однонациональным (Иран, Вьетнам) и многонациональным (Франция, Великобритания). 2. Федеративное государство: сложное государство, состоит из субъектов федерации, в которых осуществляется государственная власть; функционируют два уровня органов государственной власти (федеральные органы и органы субъектов федерации) и два уровня законодательства (Россия, США, ФРГ); предметы ведения и полномочия разграничены между федеральным уровнем и уровнем субъектов федерации. Виды федераций можно выделять по различным основаниям: А) по принципу формирования субъектов федерации: - национальные федерации: территории субъектов федерации определяется с учетом проживания представителей определенной национальности или с учетом языка (Индия, Бельгия); - территориальные федерации: территории субъектов федерации определяются с учетом исторически сложившихся экономических и территориальных связей, либо по географическим ориентирам (ФРГ, Австрия, США); - смешанные (национально-территориальные) федерации: территории субъектов одной федерации определяются обоими вышеуказанными способами (Россия). Б) по разграничению предметов ведения и полномочий: - кооперативные федерации: имеют три сферы предметов ведения и полномочий - сферу исключительных предметов ведения и полномочий федерации, сферу исключительных предметов ведения и полномочий субъектов федерации и сферу совместных предметов ведения и полномочий (ФРГ, Россия); - дуалистические федерации: не имеют сферы совместных предметов ведения и полномочий (США). В) по роли федерального центра: - относительно-централизованные федерации имеют сильный федеральный центр - большинство политических решений принимается центральной властью (США, Россия); - относительно-децентрализованные федерации имеют слабый федеральный центр - большинство политических решений принимается властями субъектов федерации (Канада). Г) по статусу субъектов федерации: - симметричные федерации: субъекты федерации равноправны (Бразилия, Австралия); - асимметричные федерации: субъекты федерации не равноправны, некоторые из них обладают особым правовым статусом (Канада де-юре, Россия де-факто). Конфедерация не является формой государственного устройства, так как имеет в своем составе суверенные государства. Это форма межгосударственного союза. Таким образом, унитарное и федеративное государственно-территориальное устройство имеет различные виды.
|