![]() Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Суть нормативного метода
заключается в том, что на фирме в процессе планирования применяется целая система норм и нормативов (нормы расхода сырья и материалов, нормы выработки и обслуживания, трудоемкость, нормы численности, нормативы использования машин и оборудования, нормативы организации производственного процесса, длительность производственного цикла, запасы сырья, материалов и топлива, незавершенного производства, финансовые нормативы и др.). Этот метод целесообразно использовать только в том случае, если при этом используется прогрессивная нормативная база, т. е. когда нормы и нормативы имеют прогрессивный характер и, кроме того, пересмотрены с учетом планируемых мероприятий по внедрению новой техники и технологии, а также совершенствованию организации производства и труда. Метод планирования по технико-экономическим факторам применяется в основном при планировании издержек производства и реализации продукции, производственной программы и некоторых других разделов плана фирмы (например, план по труду и кадрам). При этом методе планирования должны быть учтены многочисленные факторы: · технические (внедрение новой техники и технологии, новых материалов, реконструкция и техническое перевооружение фирмы и др.); · совершенствование организации производства и труда; · изменение объема производства, номенклатуры и ассортимента выпускаемой продукции; · рыночные (инфляция); · особые факторы, связанные со спецификой фирмы, производства, региона. По содержанию, характеру задач и способам их решения выделяется технико-экономическое и оперативно-производственное планирование. Технико-экономическое планирование определяет, направляет и организует все стороны производственно-хозяйственной деятельности фирмы в части основных направлений развития, объемов производства, потребности в ресурсах, определения конечных результатов. Технико-экономическое планирование составляет основу оперативно-производственного планирования, которое заключается в календарной увязке производственного процесса, выполняемого в подразделениях фирмы вплоть до рабочих мест, с учетом последовательности изготовления продукции, длительности циклов обработки и сборки. Взаимосвязь технико-экономического и оперативно-производственного планирования подчеркивает такие принципы планирования, как их комплексность и непрерывность. Бизнес-план
Одним из методов планирования хозяйственной деятельности в условиях рыночной экономики является Бизнес- план. Продуктом плановой деятельности является ПЛАН. Он является объективной оценкой собственной деятельности фирмы, необходимым инструментом принятия проектно- инвестиционных решений, связанных с взаимодействием фирмы с внешней средой. Бизнес- план является целевым, программным документом, который представляет собой систему: 1. расчётов 2. технико-экономических обоснований 3. совокупность экономических показателей 4. описание мер и действий Функции бизнес- плана · Обоснование стратегии и тактики хозяйственного поведения, что особенно необходимо вновь создаваемым фирмым, а также действующим фирмым при разработке ими новых направлений деятельности, · Планирование и прогнозирование результатов деятельности в традиционном для отечественной экономики понимании (как разработка возможно более полной программы деятельности) и определение целей развития в части реализации индикативных методов планирования, планов развития бизнеса, · Привлечение инвесторов, что особенно важно для дорогостоящих широкомасштабных, фундаментальных проектов. Каждое фирма (АО) и его филиалы разрабатывают бизнес- план с расчетом основных экономических и финансовых показателей, который служит программой эксплуатационной деятельности. Цель бизнес- плана: · Привлечение инвесторов для получения дополнительного капитала. В БИЗНЕС-ПЛАНЕ должны быть показаны условия возврата вложенных средств. Он должен внушить доверие относительно надёжности компании, способности управленчиского персонала эффективно использовать имеющейся капитал. При оценки эффективности бизнес- планов различают: · Коммерческую или финансовую эффективность · Бюджетную эффективность, которая отражает финансовые последствия реализации проекта с точки зрения его влияния на формирование федирального, регионального или местного бюджета · Социально- экономическую эффективность, оценивает затраты и результаты, связанные с реализацией проекта. Структура бизнес- плана в целом, однотипна как для отечественных, так и для зарубежных разработок. Иногда различия имеются лишь по расположению разделов и форме их фирмы. Распространенные на фирмы формы бизнес-планов, как правило, содержат в себе: · титульный лист · резюме (2- 3 страницы) · меморандум конфеденциальности · описание фирмы и отрасли · существо предлагаемого проекта, описание продукции, работ, услуг · стратегию маркетинга · инвестиционный план · производственный план · организационный план · финансовый план · стратегию (схему) финансирования · оценку, анализ рисков и страхование · выводы · приложение подводя итог можно сказать, что Бизнес- план- это определенная модель деятельности, а именно речь идет о привязке традиционного планирования к категориям рыночной экономики- бизнес, конкурентная борьба, успех в ней на основе деятельности маркетинговых служб, коммерческий риск, его профилактика и страхование, стратегия финансирования и т. д. С точки зрения этой программы деятельности справедливо выражение: " Чем больше рынка, тем важнее план". Таблица 2.2.1. Внешние функции бизнес- плана
Таблица 2.2.2. Внутрифирменные функции бмзнес- плана
При этом выполнение каждого очередного этапа становится возможным, если выполнены условия, сформулированные на предыдущем этапе. В частности: 1. Этап разработки вариантов реализации идеи возникает при условии соответствующей ее формулировке и возможности разработки альтернативных вариантов корректной ее реализации. 2. Этап анализа имеющихся вариантов может быть реализован при условии разработки соответствующих критериев отбора. 3. Этап предварительного технико-экономического обоснования отобранного проекта может считаться выполненным, если определены оценки текущей дисконтированной стоимости ожидаемых доходов и расходов. 4. Этап оценки степени осуществимости проекта может быть закончен, если определены основные социально-политические и экономико-организационные проблемы, влияющие на судьбу проекта, и сделан вывод о возможности их продолжения. 5. Этап принятия решения о разработке бизнес-плана может быть пройден, если обеспечено соответствующее финансирование из запланированных источников. 6. Этап конкретизации целей бизнес-плана может быть успешным, если правильно определен характер рыночной ситуации в данном секторе бизнеса. 7. Этап выбора методик отбора и обработки данных, так же как и проведение технико-экономических расчетов, реализуется при условии соответствующего анализа существующих альтернативных методов сбора информации и ее обработки. 8. Этап разработки детализированного бизнес-плана считается завершенным, если в нем сформулированы и проанализированы все разделы, которые могут заинтересовать любого из участников проекта. 9. Этапы внутренней и внешней экспертизы проходят последовательно после проведения: · технической (инженерно- технической) экспертизы- анализ процессов, материалов, оборудования, кадров, инфраструктуры; · коммерческой экспертизы- анализ условий поставки ресурсов и сбыта готового продукта; · финансовой экспертизы - оценка рентабельности, риска, перспективы движения денежных потоков, источники финансирования; · экономической экспертизы - оценка экономической эффективности использования ресурсов. 10. Этап реализации бизнес-плана может быть успешно пройден, если решены все организационные вопросы (организация производства, управления, учета). 11. Этап перепланирования (корректировки) возможен при необходимости внесения изменений, определенной в результате текущего контроля, оперативного наблюдения (мониторинга) за осуществлением проекта. 12. Этап завершающей оценки эффективности бизнес-плана может быть реализован через определенный промежуток времени, в течение которого проект находится в эксплуатации. Этот этап проводится для определения особенностей реализации бизнес-плана и учета этих особенностей в будущих проектах. Объем, структура, конкретное содержание, степень детализации отдельных разделов бизнес-плана диктуется целями, в нем поставленными, его временным и пространственным масштабом. Разрабатываемый как документ, имеющий целью обоснование деятельности фирмы, различных нововведений в ней, и составленный не по приказу сверху, бизнес-план не имеет строгой регламентации ни по объему информации, в нем представленной, ни по самой структуре документа. Тем не менее, вне зависимости от его фактической направленности, бизнес-план, безусловно, должен включать в себя информацию следующего содержания: цели бизнес-плана; характеристика сути предлагаемого проекта; описание фирмы; описание продукции и услуг; оценка возможностей фирмы - производственных, материальных, финансовых, трудовых; учет внешних факторов (оценка рынка сбыта, уровня цен и др.); потребность в материально-технической и финансовой поддержке извне; систему (схему) управления производственно-хозяйственной деятельностью и контроля за ее функционированием. Главная целевая направленность и отличительные черты бизнес-плана могут быть различными в зависимости от тех внешних условий и характеристик рынка, в которых находится данное фирма (данная сфера бизнеса). В таблице 18.3 рассматривается зависимость между особенностями рыночных условий и основной ориентацией бизнес-плана. В специальной литературе можно найти детализированные методики, регламентирующие процесс разработки бизнес-плана вплоть до конкретной календарной привязки. Принципиально важным с точки зрения полноты охвата проблем и последовательности их решения является вопрос о структуре всего планового документа и внутренней структуре его разделов. Структура бизнес-планов в целом, так же как и внутренняя структура отдельных их разделов, в основном однотипна как для отечественных, так и для зарубежных разработок в этой отрасли знаний. Зачастую структура их различается лишь по расположению разделов и форме их представления. Наиболее распространенные на фирмых формы бизнес-планов, как правило, содержат в себе: · титульный лист; · резюме; · меморандум конфиденциальности; · описание фирмы и отрасли; · анализ рынка сбыта; · существо предлагаемого проекта, описание продукции, работ, услуг; · стратегию маркетинга; · инвестиционный план; · производственный план; · организационный план; · финансовый план; · стратегию (схему) финансирования; · оценку, анализ рисков и страхование; · выводы; · приложения; Резюме: Бизнес -план финансово- отчетный документ отражающий тактику, перспективы и общую эффективность деятельности фирмы (организации).Составление бизнес-планов трудоемкая и ответственная работа, дающая возможность инвесторам проследить и удостоверится в надежности вложения денежных средств в конкретное фирма.
|