![]() Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Факторы, определяющие качество изделий.Стр 1 из 2Следующая ⇒
Качество выпускаемых изделий, а также качество их эксплуатации и ремонта зависит от перечисленных ниже четырех составляющих факторов. Качество документации на изготовление, эксплуатацию или ремонт изделий характеризуют не только ошибки в чертежах, технической документации или отклонения от стандартов и нормативов, но и такие показатели, как уровень стандартизации и унификации, продуманность и прогрессивность технических решений, технологичность, ремонтопригодность конструкции и ее металлоемкость, простота конструктивных форм, обоснованность технических условий на элементы изделия и на его выходные параметры и другие показатели совершенства самой конструкции изделия. Для технологической документации показателями ее качества являются также обоснованный выбор структуры технологического процесса, степени автоматизации оборудования, режимов обработки и других показателей совершенства принятого технологического процесса. Качество оборудования, приспособлений, инструмента, измерительных средств включает оценку их уровня, технических характеристик и технологических возможностей, а также их технологическую надежность. Сложное оборудование и технологические комплексы, характерные для современного производства, их совершенство и надежность во многом определяют и возможности получения качественной продукции. Качество сырья, материалов, комплектующих изделий, запасных частей и принадлежностей — это те компоненты, на качество которых предприятие не может оказывать воздействие, а можег лишь контролировать их свойства (входной контроль). При современных методах производства сложных изделий,, когда широко применяется кооперация и использование стандартных элементов, качество комплектующих изделий наряду с качеством конструкционных материалов, смазок, полуфабрикатов играет существенную роль в обеспечении качества изделий. Качество труда исполнителей, т. е. изготовителей продукции, или лиц, эксплуатирующих и ремонтирующих изделие, является одним из определяющих факторов, обеспечивающих требуемый уровень качества. При этом влияет качество труда не только непосредственных исполнителей отдельных технологических операций, но и контролеров, руководителей подразделений, работников вспомогательных подразделений и всего коллектива предприятия, Не только система «человек—машина», но и система «коллектив—комплекс машин» должны учитываться при разработке методов по обеспечению и управлению качеством.
2. Классификация условий, влияющих на качество процессов труда. Перечисленные факторы, определяющие качество продукции (качество изделий), связаны с процессом ее создания и использования. Качество этого процесса в свою очередь зависит от организационно-технических условий, в которых он протекает. Под условиями, влияющими на факторы повышения качества продукции, понимается: обстановка, обстоятельства и среда, в которых протекает производственный процесс, и согласно принятой методике [116] включает следующее. Условия, воздействующие на качество предметов труда, т. е. организация работ по аттестации и планированию качества сырья, материалов, полуфабрикатов, комплектующих изделий и т. д.; показатели входного контроля материалов, полуфабрикатов, комплектующих изделий; материально-технического снабжения; научно-технической информации о свойствах сырья, материалов, полуфабрикатов; работ по стандартизации сырья, материалов, полуфабрикатов, комплектующих изделий; обеспеченности испытательной базой и др. Условия, воздействующие на качество средств труда. Сюда относится: организация работ по аттестации и планированию ка- чества оборудования машин, оснастки и т. д.; показатели материально-технического снабжения; обеспечения оснасткой, инструментом, приспособлениями; обслуживания и ремонта средств труда; контроля технологических процессов; научно-технической информации о технологии производства. Кроме того, на качество средств труда оказывает существенное влияние уровень автоматизации л механизации технологических процессов; обеспеченность испытательной базой; применение методов стандартизации, унификации, агрегатирования и др. Условия, воздействующие на качество нормативно-технической документации (НТД): организация научно-технической информации; применение методов стандартизации, унификации, агрегатирования; состояние контроля НТД; наличие средств оргтехники и др. Условия, воздействующие на качесгкво труда исполнителей: научная организация труда; ритмичность производства; система стимулирования качества труда исполнителей; культура производства и уровень технической эстетики; взаимоотношения в коллективе; общеобразовательный уровень и организация повышения квалификации; жилищно-бытовые условия; система расстановки и подбора кадров; формирование коммунистического отношения к труду; социалистическое соревнование; организация научно- технической информации; организация оперативного контроля качества труда исполнителей и др. Каждое из перечисленных условий может характеризоваться определенным показателем (относительные, экспертные, балльные, альтернативные оценки, коэффициенты и др.). Поскольку объектом управления являются качество продукции и качество процессов ее создания и использования, рассмотренные условия, определяющие качество труда, их анализ и совершенствование, являются основой для создания специальных систем бездефектного труда.
3. Общие принципы управления качеством на предприятии. Управление качеством на предприятии как развитая сложная система должно иметь контуры прямого управления и обратные связи, позволяющие корректировать управляющие воздействия. Схема управления качеством, характерная для обычных методов производства (т. е. без создания специальных форм управления качеством), приведена на рис. 140, а (по критериям качества продукции). Программой являются требования нормативно-технической документации на изделие и его элементы, а управляющее воздействие заключается в сочетании методов административного воздействия с моральным и материальным стимулированием работников предприятия в соответствии с качеством полученной продукции. Информация о качестве изделия и его элементов (например, данные ОТК, рекламации или сведения от потребителя)
позволяет сравнить качество продукции с требованиями документации (например, оценить процент брака) и применить методы воздействия к тем подразделениям предприятия или к тем этапам технологического процесса, которые повинны в невыполнении установленных показателей качества. Такая схема управления, хотя и имеет обратную связь, не в состоянии полностью управлять сложной системой формирования показателей качества. Этой системе присущи следующие недостатки. Во-первых, не решается вопрос об оптимизации процесса изготовления продукции по качественным показателям. Информация о' наличии некачественной продукции воспринимается как сигнал к ужесточению требований к данной операции или к данному работнику. В действительности причина брака может иметь более глубокие корни и зависеть также от непродуманного построения технологического процесса, плохой организации труда, некачественного сырья и т. д. Во-вторых, данная система не выделяет качество самого труда как объекта управления. Должна быть информация не только о выходных параметрах изделия и его элементов, но и о показателях качества самого труда, например, методах его осуществления, самоконтроля показателей качества со стороны исполнителя, взаимодействия системы «человек—техника», профилактика недопущения отклонений от требований технических условий, структура расходования материальных затрат, культура труда и др. Не исправление брака, а создание условий, исключающих брак, — одно из основных положений управления качеством. В-третьих, простая система управления не учитывает, как правило, возможностей по корректированию самой программы. Например, возможны изменения в структуре затрат на отдельные операции, в содержании контрольных операций, в технических условиях на промежуточные этапы проектирования и изготовления изделия, с тем, чтобы окончательный результат был получен не только исходя из установленных требований качества, но и с минимальными затратами времени и средств. Схема управления качеством с учетом высказанных требований приведена на рис. 140, б (по критериям качества продукции и труда). Здесь имеется несколько контуров обратной связи, которые воздействуют и на управляющие факторы, и на качество труда, и на начальную программу управления качеством. Последняя не считается стабильной, а включает план мероприятий по повышению качества, который постоянно изменяется и совершенствуется под действием управляющих сигналов обратной связи. Большое значение имеют информационные системы как подсистемы в общем процессе управления качеством. Данный принцип управления качеством воплощается обычно в различных системах бездефектного труда.
4. Организация контроля качества на предприятии. Для организации управления качеством необходимо иметь информацию о всех этапах производства. Согласно рекомендациям международного центра качества на предприятии-изготовителе необходимо организовать два потока информации. Прямой поток информации от потребителя к конструктору — информация о требованиях к изделию и условиям эксплуатации; от конструктора на производство — техническая документация, технологические инструкции; от изготовителя к потребителю — информация о качестве и свойствах изделия. Встречный поток информации от потребителя к изготовителю— обычно рекламации (небольшое количество рекламаций еще не свидетельствует о хорошем качестве продукции); с производственного участка к конструктору — информация о нетехнологичности конструкции; от конструктора к потребителю — данные о качестве конструкции вновь изготовленного изделия. Такую информацию в первую очередь дает контроль качества изделий. Рациональная организация контроля качества должна
учитывать, во-первых, вид объекта, который подвергается контролю (сырье, полуфабрикат, готовое изделие), и, во-вторых, возможные этапы контроля (входной контроль, контроль на стадии изготовления и др.). На рис. 141 приведена диаграмма рациональной организации контроля качества продукции. Из диаграммы видно, что соотношение между этапами контроля зависит от объекта контроля. Если изготовитель заготовок должен основное внимание сосредоточить на контроле готовой продукции, то на предприятиях, выпускающих готовые изделия, особенно изделия с высокими требованиями к качеству, основную роль играет входной контроль. Входному контролю могут подвергаться различные изделия от полуфабрикатов и сырья до комплектующих узлов и отдельных агрегатов. При контроле сырья (материалов) следует иметь в виду, что указание поставщика о годности материалов без приложения протокола испытаний не должно приниматься для материалов, влияющих на надежность изделия. При высоких требованиях к материалам, отливкам, полуфабрикатам даже при наличии сведений об их испытаниях или анализе проводят выборочный контроль их качества, а также проверки, не предусмотренные поставщиком (например, рентгенографическую дефектоскопию поковок и отливок). Для комплектующих изделий и агрегатов степень входного контроля зависит от их назначения в изделии. Если от надежности их работы в значительной степени зависит надежность всего изделия, то испытание таких узлов должно проводиться в более жестких условиях, чем у поставщика. Между изготовителем и поставщиком должна быть регулярная связь и взаимные потоки информации о качестве поставляемых изделий и материалов и их соответствия требованиям качества и надежности основного изделия.
|