![]() Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Критерии оценки предельного состояния по выходному параметру ⇐ ПредыдущаяСтр 2 из 2
Предельное состояние характеризует выход изделия из области работоспособности. Это относится как к машине в целом, так и к ее узлам, деталям и элементам. Требования к изделию с точки зрения точности функционирования, обеспечения технических характеристик, безопасности эксплуатации, влияния на окружающую среду, эффективности работы и др. оговариваются, как правило, в технических условиях. При достижении предельного состояния дальнейшая эксплуатация изделия должна быть прекращена (ГОСТ 13377—75), так как возникает потребность в ремонте или техническом обслуживании. Во всех рассмотренных выше моделях отказов считалось, что предельно допустимое значение параметра Хmах известно. Однако установление нормативов и расчет Хmах является сложной задачей, требующей специального методического подхода. Основная трудность при этом заключается в том, что, как правило, конструктором назначаются допустимые пределы изменения выходных параметров только для машины в целом (мощность, точность, производительность и др.) или ее агрегатов, представляющих самостоятельные конструктивные узлы. Однако для оценки надежности сложного изделия и для обеспечения требуемых нормативно-технических показателей необходимо установить предельно допустимые значения всех тех параметров элементов и деталей, от которых зависит работоспособность изделия в целом. Следует иметь в виду, что предельно допустимое состояние может быть установлено как для степени повреждения изделия (Umах), так и для выходного параметра (Xmax). Хотя X и U связаны функциональной зависимостью, оценка предельного значения для каждого из этих показателей имеет свой смысл. Установление Хmах является основным, так как именно изменение выходного параметра определяет область работоспособности изделия. Выходной параметр изделия легче контролировать, и проверка условия работоспособности X < Хmах не представляет обычно принципиальных трудностей при эксплуатации изделия. Поскольку изменение выходных параметров изделия является следствием повреждений отдельных элементов, для восстановления работоспособности изделия надо решать вопрос, допустима ли степень повреждения отдельных элементов и какие из них требуют ремонта или замены. Поэтому наряду с назначением Хmах необходимо установить Umax для повреждений, которые участвуют в формировании выходного параметра. При этом могут быть три основных случая взаимосвязи Хmах и Umах: выходной параметр определяет (в основном) один из видов повреждения
выходной параметр определяется суммарным повреждением элементов с учетом их влияния через некоторое передаточное отношение k
выходной параметр связан сложной функциональной зависимостью с предельными повреждениями элементов
Таким образом, предельные состояния по степени повреждения Umах должны назначаться, исходя из допустимых отклонений выходного параметра Хmах, и учитывать зависимость между X и показателями степени повреждения элементов изделия.
Основным критерием предельного состояния изделия является то экстремальное значение параметра, которое допускается техническими условиями. Однако сам ход процесса изменения выходных параметров и наличие зон их резкого возрастания также служит критерием для установления максимально допустимых значений Хmах. Возможны три основных группы критериев. 1. В результате износа или других повреждений происходит скачкообразное изменение состояния изделия и оно перестает функционировать. Например, потеря герметичности резервуара при коррозии, заклинивание механизма при его износе, поломка детали из-за хрупкого разрушения и т. п. Здесь, как правило, трудно судить по выходному параметру о близости к предельному состоянию и более целесообразно регламентировать максимально допустимую степень повреждения Umax. 2. В результате процесса повреждения имеется зона интенсивного возрастания выходных параметров изделия — рост вибраций, температуры, шума. Здесь, даже если эти параметры еще находятся в допустимых пределах, необходимо установить значение Хmах, соответствующее началу интенсификации процесса потери работоспособности. 3. Основной случай назначения Хmaх — когда процесс повреждения не имеет экстремальных зон и выходные параметры определяются установленными на изделие техническими условиями.
3 Регламентация предельных состояний в нормативно-технической документации Качество любого изделия характеризуется количественными показателями его свойств, которые и являются выходными параметрами. Стремление к созданию все более качественных изделий приводит к ужесточению требований к его выходным параметрам и к росту их числа. При установлении номенклатуры регламентируемых параметров должны учитываться следующие факторы. Эффективность работы машины определяется ее назначением. Прогресс техники связан с ростом скоростей, нагрузок, температур, точности, производительности и других эксплуатационных показателей машин. Они определяют уровень развития машины, ее конкурентоспособность и составляют основное содержание ТУ, в которых должны быть указаны предельные значения выходных параметров. Опасность дальнейшей эксплуатации машины может ограничить значение отдельных параметров, хотя эффективность ее работы может быть при этом достаточно высокой. Например ТУ могут устанавливать предельные значения на температуру масла в двигателе, на засоренность топлива, на деформацию конструкции и т. п., если это связано с опасностью нарушения нормальной эксплуатации и тяжелыми последствиями отказа. Вредное влияние на окружающую среду. Ряд ограничений на выходные параметры машины может быть совершенно не связан с ее эффективностью, однако эти показатели оказывают недопустимое влияние на окружающую среду. Так, устанавливаются ограничения на шум машины, состав выхлопных газов автомобильного двигателя, уровень радиации, вибрации, температуры и другие показатели. Выход любого из них за установленные пределы будет являться также отказом, хотя сама машина при этом может прекрасно функционировать. Аналогичная картина будет иметь место при оценке влияния работы отдельных агрегатов и механизмов машины на другие ее элементы. Тепловыделения, вибрации, деформации и другие изменения в работающем узле могут не влиять на его функционирование, но оказывать существенное воздействие на работоспособность других узлов и машины в целом. Данные показатели также ограничиваются предельно допустимыми значениями. Трудоемкость восстановления. Изменение выходного параметра в допустимых по условиям эксплуатации пределах может иногда привести к такой степени повреждения изделия, при которой восстановление утраченной работоспособности будет связано с повышенной трудоемкостью. Например, на работоспособность цилиндропоршневой группы двигателя внутреннего сгорания влияет радиальный зазор между цилиндром и поршневым кольцом. Однако износ зеркала цилиндра приведет к необходимости проводить трудоемкий ремонт, в то время, как при износе кольца осуществляется его замена. Поэтому допуск на предельное состояние — максимально допустимый износ кольца — должен назначаться с учетом минимального износа цилиндра. Технические условия на выходные параметры различных машин и агрегатов служат основой для назначения допусков на предельные состояния для узлов и деталей, входящих в изделие. При назначении технических условий на предельные состояния выходных параметров изделия выбираются лишь те, изменение которых возможно в процессе эксплуатации. Если опыт эксплуатации или расчет свидетельствуют, что данный выходной параметр не претерпевает изменений или эти изменения не регламентированы требованиями к работоспособности изделия, то ТУ не устанавливают и его предельных значений. Следует отметить, что сложность процессов функционирования и потери изделием работоспособности часто приводят к необоснованным назначениям ТУ на предельные состояния или к их отсутствию для ряда характеристик. Кроме того, численные значения допусков на выходные параметры часто устанавливаются для новых изделий и не оговариваются допустимые пределы их изменения. Поэтому весьма актуальной является задача по обоснованию и установлению запасов надежности по выходным параметрам изделия. При этом для современных машин часто целесообразно устанавливать нормативы не только на предельные состояния по выходным параметрам, но и по степени повреждения отдельных элементов машины, определяющих изменение ее характеристик. Так лимитируются предельные состояния по износу (гл. 7, п. 3), по степени деформации, по величине возникающих трещин и другим повреждениям. Например, существуют нормативы на предельные состояния агрегатов и узлов сельскохозяйственной техники, где указываются критерии и величины наибольших повреждений, при достижении которых узел и машина требуют капитального ремонта.
|