![]() Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Святые Отцы и церковные писатели. Согласие отцов.Стр 1 из 6Следующая ⇒
VI. Патрология. 71. Святые Отцы и церковные писатели. Согласие Отцов. 72. Великие каппадокийцы: свв. Василий Великий, Григорий Богослов, Григорий Нисский (кр. житие, основные творения). 73. Свт. Иоанн Златоуст. 74. Св. Иоанн Дамаскин (творения). 75. Святители Игнатий Брянчанинов и Феофан Затворник (творения).
Православная церковь никогда не ставила знак равенства между святостью и непогрешимостью, но последующее учение, основанное на принципе «согласия отцов», даже ошибки частного мнения приводит к общему знаменателю непогрешимости церковного учения. Церковное учение непогрешимо, а мнение отдельных авторов может быть погрешимо. Соборный разум Церкви, зафиксированный в постановлениях вселенских соборов, направляет учение Церкви в нужное русло. Святые Отцы и церковные писатели. Согласие отцов. Патрологии можно дать определение Истории христианской богословской письменности. Но границы такого понимания науки несколько превышают объем Патрологии и сами по себе недостаточно устойчивы. В понятие последней, как указывает само название, обязательно входит учение об Отцах Церкви. Из этого следует необходимость уточнения понятия " Отца Церкви". «Отцами Церкви, — говорит Патриарх Московский и всея Руси Сергий, — признаются не те из писателей церковных, которые были наиболее учены, наиболее начитаны в церковной литературе, но писатели святые, т.е. воплотившие в себе ту жизнь Христову, хранить и распространять которую Церковь получила себе в удел». Таким образом, первым признаком, который позволяет считать того или иного церковного писателя святым отцом, является святость его жизни. Почему круг церковных писателей, относимых к категории отцов, не может быть ограничен каким-либо хронологическим порядком (также и курс Патрологии). Жизнь Церкви едина во все периоды ее истории, и потому всегда возможно достижение состояния святости ее членами, сочинения которых будут иметь особый авторитет и могут быть предметом соответствующего исследования и изучения. Второй признак — чистота догматического и нравственного учения, определяющая достоинство творений св. отцов. Третий признак — свидетельство Церкви. Оно является той необходимой проверкой чистоты жизни и учения отдельного писателя, после которой его творения получают высокий авторитет для православного богословия. Проф. Η. Η. Глубоковский говорит, что " понятие отечества, как такового, заключает в себе главнейшую идею преемственной передачи церковного достояния по духовному восприятию для хранения, развития, и обогащения в последовательном прогрессе христианской жизни [...]. В патристической традиционности есть нечто кардинальное, что является безусловным и принудительным, и лишь мерою соответствия ему определяется достоинство индивидуального участия в общем движении. Этим началом служит идущее от Христа и Апостолов Предание в раскрытии Писаний, - Предание священное, допускающее не изменение или улучшение, но только согласное с ним истолкование и плодотворное применение к интеллектуально-жизненным потребностям каждой взятой современности. [...] Церковно-литературное отечество бывает по преимуществу общецерковным голосом, где частные мелодии своей совокупностью должны помогать гармонии целого... Отсюда с неизбежностью вытекает дальше, что тут всякое уклонение устраняется из ряда, косвенно подкрепляя его незыблемую солидарность, все же персональное получает исторически-обусловленный характер личного комментария и собственного построения. Посему в патриотическом преемстве наиболее важен доктринальный момент со стороны постепенного раскрытия христианской истины в глубину и широту, когда всякий " отец" обязателен по несомненному догматическому свидетельству, авторитетен по своему проникновенному церковному изъяснению и субъективен по личному разумению". В отличие от них, " церковными писателями " являются все богословские писатели древности, даже и без признаков православности и святости. Это допущено по причине большого влияния их, особенно Оригена, на развитие святоотеческого богословия. Таким образом, в круг изучаемых Патрологией христианских писателей входят все же не одни только " отцы", какие бы мы ни предъявляли к ним требования, но и другие авторы христианской письменности. Проф. К. Д. Попов указывает, что " эта наука названа Патрологией не потому, что она обязывалась говорить об одних только Отцах Церкви, - она обнимает всех древних церковных писателей, - а потому, что св. Отцы - носители, свидетели, истолкователи и защитники откровенной истины в таком виде, в каком она сохранилась в Церкви, - составляют главнейший и существеннейший элемент её - Патрологии". Поскольку эта дисциплина изучает в историческом аспекте постепенное раскрытие христианской церковной мысли, выраженной будь то " отцами", " учителями" или просто " писателями" церковными, то для правильного её построения и направления надо всегда иметь в виду главную движущую силу и вдохновляющее начало в этом процессе - саму Церковь. В творениях отцов имеются известные разногласия. Наличие частных мнений у отдельных отцов никогда не отрицалось православным богословием, но эти частные мнения, в которых расходились отдельные отцы, не могут уменьшить достоинства их творений. Нетрудно установить, в чем проявляется единство, и какого рода разногласия имеются в святоотеческих творениях. Отцы были едины по отношению к догматам и в своем нравственном учении, т.е. в самом главном. Что же касается самих разногласий, то они, действительно, имели место в отношении богословской терминологии, особенно в ранний период, когда эта терминология еще не была разработана. Известно также, что отцы допускали неодинаковое истолкование отдельных мест Священного Писания. Но это никогда не приводило к противоречию в отношении к догматам или к извращению нравственного учения. Различное истолкование объясняется, в основном, неодинаковым использованием аллегорического метода. Кроме того, в творениях отцов имеется известное количество сведений исторических и представлений естественно-научных, в которых отцы оставались людьми своего времени. Наконец, нужно еще иметь в виду, что отцы далеко не сразу достигли той святости, с которой бывает соединено состояние «мысленного просвещения», придающего авторитет их творениям. В этом случае может возникнуть еще один вопрос: как же отличить в творениях отцов ту часть, которая имеет действительный авторитет, от частных мнений и отдельных высказываний, которые такого авторитета не имеют? Ответом на этот вопрос может быть понятие, имеющее большое значение в православном богословии, — согласие отцов -– consensus patrum. Творения отцов известный русский мыслитель прошлого века Ив. Киреевский назвал «известием очевидцев» о той стране духовной истины, которую не всякий может изучить непосредственно. Даже путем простого сравнения этих «известий» — высказываний отцов — нетрудно отличить их согласие в главном, показывающее единство восприятия и понимания духовной истины, от высказываний, неправильно понимаемых или недостаточно ясно выраженных самим писателем. «Отец не противоборствует отцам, ибо все они были общниками Единого Духа» (св. И. Дамаскин). «Согласие отцов» по какому-либо богословскому вопросу всегда есть положение, с которым богослов должен считаться, если остается верным традициям Православной Церкви. Ибо, по словам блаж. Августина, «кто отступает от единодушного согласия отцов, тот отступает от всей Церкви».
72. Великие каппадокийцы: свв. Василий Великий, Григорий Богослов, Григорий Нисский
|