Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Порядок принятия федеральных законов
Порядок принятия федеральных законов определяется Конституцией Российской Федерацией и регламентами палат Федерального собрания, а также Федеральным законом No. 5-ФЗ от 14/06-1994 «О порядке опубликования и вступления в законную силу Федеральных конституционных законов, Федеральных законов, актов палат Федерального собрания». Федеральные законы принимаются Государственной Думой большинством голосов от общего числа депутатов. После этого закон должен быть одобрен Советом Федерации, — большинством голосов от общего числа его членов. В случае, если Совет Федерации отклоняет закон, Государственная Дума может повторно принять его двумя третями голосов. После одобрения Советом Федерации или после преодоления Государственной Думой отрицательной позиции Совета Федерации закон поступает на подпись Президенту России. Если Президент подписывает закон, он считается окончательно принятым, подлежит официальному опубликованию и вступает в силу одновременно на всей территории России по истечении десяти дней после дня его официального опубликования, если иной порядок вступления его в силу не прописан в самом законе. Президент, однако, вправе отклонить закон (см. право вето) и вернуть его на рассмотрение палат Федерального Собрания. Вето Президента может быть преодолено двумя третями голосов в каждой из палат.
4) Под основами правового положения граждан понимается совокупность прав, свобод и обязанностей, закрепленных законодательством государства, а также правовые и иные гарантии их осуществления. Принципы правового положения - это те идеи, основные начала, которые составляют фундамент статуса человека и гражданина, пронизывают и др. его содержание. На этих принципах строится и развивается целом этот институт: 1. Равноправие граждан. В ст. 6 п. 2 Конституции РФ закрепляется: “Каждый гражданин РФ обладает на ее территории всеми правами и свободами и несет равные обязанности, предусмотренные Конституцией РФ”. Данное положение дополняется также ст. 19 Конституции РФ, которая устанавливает, что все равны перед законом и судом. Государство, подчеркивается в п. 2 этой статьи Конституции, гарантирует равенство прав и свобод человека и гражданина независимо от пола, расы, национальности, языка, происхождения, имущественного и должностного положения, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям, а также других обстоятельств. 2. Неотчуждаемость как принцип правового положения состоит в том, что основные права и свободы человека неотчуждаемы и принадлежат каждому от рождения. Это означает, что ни одно лицо ни по каким основаниям не может быть лишено конституционных прав и свобод (п. 2 ст. 17 Конституции РФ). 3. Непосредственное действие прав и свобод. Согласно ст. 18 “права и свободы человека и гражданина являются непосредственно действующими. Они определяют смысл, содержание и применение законов, деятельность законодательной и исполнительной власти, местного самоуправления и обеспечиваются правосудием”. 4. Гарантированность прав, свобод и обязанностей. Конституционные права и свободы не только предоставлены, но их реализация обеспечивается совокупностью гарантий — экономических, социальных, политических и правовых. 5. Соответствие международно-правовым актам. “Общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры РФ являются составной частью ее правовой системы. Если международным договором РФ установлены иные правила, чем предусмотрены законом, то применяются правила международного договора” (ст. 15 п. 4 Конституции РФ). 6. Запрет на незаконное ограничение конституционных прав и свобод человека и гражданина вытекает из гуманной сущности и назначения Конституции. В общем виде этот принцип закреплен в ст 55 Конституции РФ, которая устанавливает, что в РФ не должны издаваться законы, отменяющие или умаляющие права и свободы человека и гражданина. Ограничения возможны, но только в случаях, установленных законодательством. Как закрепляется в п. 3 ст. 55 Конституции РФ, “права и свободы человека и гражданина могут быть ограничены федеральным законом только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства”.
5) Правовой статус Правительства Российской Федерации определен гл. 6 Конституции РФ (ст. ст. 110 - 117) и Федеральным конституционным законом " О Правительстве Российской Федерации". В соответствии со ст. 110 Конституции РФ исполнительную власть Российской Федерации осуществляет Правительство РФ, а согласно ст. 1 Федерального конституционного закона " О Правительстве Российской Федерации" Правительство РФ - это высший исполнительный орган государственной власти Российской Федерации. Правительство РФ является коллегиальным органом, возглавляющим единую систему исполнительной власти в Российской Федерации. Правительство действует в пределах срока полномочий Президента РФ и слагает свои полномочия перед вновь избранным Президентом РФ. Правительство может подать в отставку, которая принимается или отклоняется Президентом. Президент может сам принять решение об отставке Правительства. Государственная Дума может выразить недоверие Правительству, на основании которого Президент вправе объявить об отставке Правительства, либо не согласиться с решением ГосДумы. Повторное выражение недоверия Правительству обязывает Президента либо объявить об отставке Правительства, либо распустить Государственную Думу. Правительство РФ состоит из членов Правительства: Председателя Правительства, заместителей Председателя Правительства и федеральных министров. В случаях, предусмотренных Конституцией РФ, Председатель Правительства временно исполняет обязанности Президента Российской Федерации. В случае временного отсутствия Председателя Правительства его обязанности исполняет один из его заместителей в соответствии с письменно оформленным распределением обязанностей. Председатель Правительства РФ назначается и освобождается от должности Президентом Российской Федерации в порядке, установленном Конституцией РФ. Освобождение от должности Председателя Правительства одновременно влечет за собой отставку Правительства. Правительство РФ может само подать в отставку, которая принимается или отклоняется Президентом Российской Федерации. Полномочия Правительства РФ: Правительство Российской Федерации руководит работой федеральных министерств и иных федеральных органов исполнительной власти и контролирует их деятельность, они же в свою очередь подчиняются Правительству и ответственны перед ним за выполнение порученных задач. Правительство Российской Федерации для осуществления своих полномочий может создавать свои территориальные органы и назначать соответствующих должностных лиц. Правительство Российской Федерации вправе отменять акты федеральных органов исполнительной власти или приостанавливать действие этих актов. Правительство в пределах своих полномочий: организует реализацию внутренней и внешней политики страны; осуществляет регулирование в социально-экономической сфере; обеспечивает единство системы исполнительной власти в Российской Федерации, направляет и контролирует деятельность ее органов; формирует федеральные целевые программы и обеспечивает их реализацию; реализует предоставленное ему право законодательной инициативы. Оно по соглашению с органами исполнительной власти субъектов РФ может передавать им осуществление части своих полномочий, если это не противоречит Конституции РФ и федеральным законам. В то же время Правительство осуществляет полномочия, переданные ему органами исполнительной власти на основании соответствующих соглашений. В сфере экономики Правительство РФ: обеспечивает единство экономического пространства и свободу экономической деятельности, свободное перемещение товаров, услуг и финансовых средств; прогнозирует социально-экономическое развитие страны; разрабатывает и реализует государственную политику в сфере международного экономического, финансового, инвестиционного сотрудничества. В сфере бюджетной, финансовой, кредитной и денежной политики Правительство РФ: обеспечивает ее единство в стране; разрабатывает и представляет Государственной Думе федеральный бюджет и обеспечивает его исполнение, а также отчет о его исполнении; разрабатывает и реализует налоговую политику; обеспечивает совершенствование бюджетной системы; принимает меры по регулированию рынка ценных бумаг; руководит валютно-финансовой деятельностью в отношениях Российской Федерации с иностранными государствами; разрабатывает и осуществляет меры по проведению единой политики цен. В социальной сфере Правительство РФ: обеспечивает проведение единой государственной социальной политики в данной области, реализацию трудовых прав и прав граждан по социальному обеспечению, а также проведение единой миграционной политики; принимает меры по реализации прав граждан на охрану здоровья; разрабатывает и осуществляет меры по развитию физической культуры, спорта, туризма, санитарно-культурной сферы и др. В сфере науки, культуры и образования Правительство РФ обеспечивает: государственную поддержку фундаментальной и приоритетных направлений прикладной науки; проведение единой государственной политики в области образования; поддержку культуры и сохранение культурного наследия страны. В сфере охраны окружающей среды Правительством РФ: обеспечивается проведение единой политики в этой области, в частности по экологической безопасности; принимаются меры по реализации прав граждан на благоприятную окружающую среду; организуется деятельность по охране и рациональному использованию природных ресурсов; координируется деятельность по предотвращению стихийных бедствий, аварий и катастроф, ликвидации их последствий и др. В сфере обеспечения законности, прав и свобод граждан, борьбы с преступностью Правительство РФ: участвует в разработке и реализации государственной политики в области обеспечения безопасности личности, общества и государства; осуществляет меры по обеспечению законности, прав и свобод граждан, по охране собственности и общественного порядка, по борьбе с преступностью и другими общественно опасными явлениями. В сфере обороны и государственной безопасности Правительством РФ: осуществляются все необходимые меры в этой области; организуется оснащение вооружением и военной техникой Вооруженных Сил; обеспечиваются социальные гарантии для военнослужащих; принимаются меры по охране Государственной границы; осуществляется руководство гражданской обороной. В сфере внешней политики и международных отношений Правительство РФ: осуществляет меры по реализации внешней политики страны; заключает международные договоры и обеспечивает их выполнение; осуществляет регулирование и государственный контроль во внешнеэкономической деятельности.
6) установленная законом способность лица или организации обладать правами и обязанностями Способность быть субъектом права как такового принято называть «общей правоспособностью», которая признается за гражданами с момента их рождения, а за юридическими лицами и публично-правовыми образованиями - с момента их создания Современным базовым принципом большинства правовых систем мира является признание равной гражданской правоспособности всех граждан независимо от пола, имущественного положения, расы и т.д. Правоспособность приобретается с рождением и исчезает со смертью. Ранее гражданским законодательством некоторых стран предусматривалась возможность лишения человека всех гражданских прав — гражданская смерть. В настоящее время использование таких мер вышло из широкого правоприменительного оборота[2]. В Российской Федерации гражданская правоспособность гражданина признаётся в равной мере за всеми гражданами. Содержание гражданской правоспособности граждан указано в ст.18 Гражданского кодекса Российской Федерации: «граждане могут иметь имущество на праве собственности; наследовать и завещать имущество; заниматься предпринимательской и любой иной не запрещенной законом деятельностью; создавать юридические лица самостоятельно или совместно с другими гражданами и юридическими лицами; совершать любые не противоречащие закону сделки и участвовать в обязательствах; избирать место жительства; иметь права авторов произведений науки, литературы и искусства, изобретений и иных, охраняемых законом результатов интеллектуальной деятельности; иметь иные имущественные и личные неимущественные права.
7) Дееспосо́ бность — возможность лица своими действиями приобретать и осуществлять права и обязанности. Согласно ст. 60 Конституции РФ в полном объеме дееспособность возникает у лица по достижении имсовершеннолетия. Стоит учитывать, что граждане, проходящие обучение, являются частично дееспособными, т.е. они сами представляют себя на суде, имеют право на трудоустройство, в остальном действует ограничение. Дееспособность граждан — это способность гражданина своими действиями приобретать и осуществлять гражданские права, создавать для себя гражданские обязанности и исполнять их, возникающая с наступлением совершеннолетия, то есть по достижении восемнадцатилетнего возраста (ГК РФ ст.21). Следует учитывать, что за исключением некоторых случаев и в порядке, предусмотренном законом, никто не может быть ограничен как в правоспособности, так и в дееспособности. Если ограничение правоспособности и (или) дееспособности наступило после издания соответствующего акта государственного органа или иных органов, то это влечёт недействительность данного акта. Дееспособность предполагает осознанность лицом своих действий. Понятие дееспособность состоит из нескольких элементов: способности лица самолично осуществлять свои права, возлагать на себя обязанности и приобретать новые права. Выделяют, как вид дееспособности, гражданскую правовую дееспособность, которая предполагает гражданские права и обязанности и большей частью регламентируется Гражданским Кодексом РФ. Классифицирует гражданскую правоспособность согласно ГК следующим образом. До 6 лет ребенок считается абсолютно недееспособным, что не означает, что он не правоспособен, так как правоспособность возникает с момента рождения. От 6 лет до 14 лица считаются Гражданским Кодексом малолетними, но при этом ГК закрепляет за ними дееспособность малолетних, которое обозначает: Также следует отметить, что малолетние не обладают гражданской деликтоспособностью, то есть не могут нести ответственность за свои действия. В качестве представителя лицам до 14 лет назначается опекун. Лица в возрасте от 14 до 18 лет считаются обладающими неполной дееспособностью, поскольку могут совершать сделки лишь с письменного согласия родителей или законных представителей. Впрочем, частично дееспособное лицо может осуществлять ряд прав самостоятельно: · свободно распоряжаться своими заработками, стипендией · осуществлять права автора произведений искусства, науки, литературы и т.д. · вносить вклады в кредитные организации · с 16 лет лицо может быть членом кооператива · самостоятельно нести ответственность за свои действия Дееспособность возникает в полном объеме с 18 лет. Согласно ст. 21 п.2 ГК лицо, достигшее совершеннолетия, полностью несет ответственность за свои действия, при этом ГК закрепляет два случая наступления дееспособности до 18-летия: 1) эмансипация лица от 16 лет, осуществляющую трудовую деятельность или предпринимательскую деятельность и 2) вступление несовершеннолетнего лица в брак. Эмансипация происходит путем дачи согласия несовершеннолетнего лица, обоих родителей или представителей лица с принятием в дальнейшем решения органов опеки и попечительства или суда. Если гражданин вследствие психического расстройства не может понимать значение своих действий или руководить ими, он может быть признан судом недееспособным. Дело о признании гражданина недееспособным может быть начато по заявлению членов семьи, прокурора, органов опеки и попечительства, психиатрического лечебного заведения и других лиц, указанных в ст. 281 ГПК. Для определения психического состояния лица назначается судебная экспертиза. Дееспособность не может быть ограничена кроме как в случаях, предусмотренных законом. Суд может ограничить права частично дееспособных лиц. В случаях, когда брак с несовершеннолетним признан недействительным, суд может ограничить дееспособность несовершеннолетнего бывшего супруга. Либо лицо может быть ограничено в дееспособности, если его действия ставят в тяжелое материальное положение его семью. Гражданская дееспособность иностранного лица определяется по личному закону физического лица. 8) Безвестное отсутствие — факт длительного отсутствия гражданина в месте его постоянного жительства, установленный в судебном порядке. В России решение о признании безвестно отсутствующим выносит суд. Согласно статье 42 Гражданского Кодекса, безвестное отсутствие гражданина как юридический факт признаётся судом по заявлению заинтересованных лиц, если в течение 1 года в месте его жительства нет сведений о месте его пребывания. Срок безвестного отсутствия лица начинается с момента получения о нём последних сведений, а если этот момент точно не известен, — с 1 числа следующего за ним месяца, при неизвестности месяца — с 1 января следующего года. В соответствии с п.1 ст. 45 ГК РФ гражданин может быть объявлен судом умершим, если в месте его жительства нет сведений о месте его пребывания в течение пяти лет, а если он пропал без вести при обстоятельствах, угрожавших смертью или дающих основание предполагать его гибель от определенного несчастного случая, — в течение шести месяцев. Согласно п. 2 ст. 45 ГК РФ военнослужащий или иной гражданин, пропавший без вести в связи с военными действиями, может быть объявлен судом умершим не ранее чем по истечении двух лет со дня окончания военных действий.
9) Объявле́ ние уме́ ршим (смерть in absentia) — признание официальными инстанциями (обычно по решению суда, но в некоторых странах и без такового)презумпции (не факта) смерти физического лица при отсутствии его опознанного тела. Решение принимается по косвенным доказательствам или же автоматически в связи с продолжительным безвестным отсутствием. Влечёт те же юридические последствия, что и смерть, констатированная обычным образом, то есть открытие наследства, прекращение брака, пребывания в должностях и проч
Согласно «Энциклопедическому словарю экономики и права»[1], объявление гражданина умершим — это «признание судом умершим гражданина, о котором в месте его постоянного жительства нет никаких сведений в течение установленного законом срока». Срок, установленный Гражданским Кодексом (ст. 45 ГК) — 5 лет. Объявление умершим возможно только по решению суда, причём решение суда может быть вынесено без признания лица безвестно отсутствующим: · в случае безвестного отсутствия — спустя пять лет после исчезновения; · если человек пропал «при обстоятельствах, угрожавших смертью или дающих основание предполагать его гибель от определённого несчастного случая» — через шесть месяцев; · пропавших без вести в связи с военными действиями — через два года после окончания военных действий. Дата смерти устанавливается, при трёхлетнем безвестном отсутствии, как дата вступления приговора суда в законную силу; в случае же конкретного несчастного случая датой смерти может быть указан день этого события. Последствия судебного решения имеют сходство с реальным фактом смерти, а именно: · иждивенцы, находившиеся на попечении умершего, приобретают право на пенсию · открывается наследство · прекращается брак с умершим лицом · прекращаются обстоятельства, носящие личный характер
10) Понятие и правовое регулирование опеки и попечительства. Для защиты прав и интересов недееспособных и не полностью дееспособных граждан, а в отношении несовершеннолетних также в целях воспитания устанавливаются опека и попечительство. Опека устанавливается над малолетними гражданами в возрасте до 14 лет, а также над гражданами, признанными судом недееспособными. Таким гражданам назначается опекун, который является их законным представителем, совершает от их имени сделки и иные юридически значимые действия, выступает в защиту их прав и законных интересов. Попечительство устанавливается над несовершеннолетними в возрасте от 14 до 18 лет, а также над гражданами, признанными судом ограниченно дееспособными вследствие злоупотребления спиртными напитками или наркотическими средствами. Попечитель в отличие от опекуна действует не вместо подопечного, а содействует подопечному в осуществлении его прав и исполнении обязанностей, охраняет несовершеннолетних подопечных от злоупотреблений третьих лиц, а также дает согласие на совершение предусмотренных ст. 26 и 30 ГК сделок подопечным. Институт опеки и попечительства имеет комплексную природу. К отношениям, возникающим в связи с установлением, осуществлением и прекращением опеки и попечительства, применяется ГК (ст. 31-40), а в части, не урегулированной Кодексом, Закон “Об опеке и попечительстве ” (СЗ РФ. 2008. №17. Ст. 1755.) и иные нормативные правовые акты Российской Федерации. В частности, опека и попечительство над несовершеннолетними регулируется положениями СК, постановлением Правительства РФ от 18 мая 2009 г. №423 “Об отдельных вопросах осуществления опеки и попечительства в отношении несовершеннолетних граждан ” (СЗ РФ. 2009. №21. Ст. 2572.). Установление опеки и попечительства. Опека и попечительство устанавливаются путем назначения конкретного гражданина опекуном (попечителем). Решение об установлении опеки (попечительства) принимают органы опеки и попечительства, которые издают соответствующее постановление. Органами опеки и попечительства являются органы исполнительной власти субъекта РФ. Полномочия органа опеки и попечительства в отношении подопечного возлагаются на орган, который установил опеку и попечительство. При перемене места жительства подопечного полномочия органа опеки и попечительства возлагаются на орган опеки и попечительства по новому месту жительства подопечного. Порядок назначения опекуна (попечителя) состоит в следующем. 1. Опекун (попечитель) назначается органом опеки и попечительства по месту жительства лица, нуждающегося в опеке или попечительстве, в течение 1 месяца, когда органу стало известно о необходимости установления опеки (попечительства) над гражданином. О необходимости установления опеки (попечительства) в отношении лиц, признанных ограниченно дееспособными или недееспособными, орган опеки и попечительства узнает из соответствующего решения суда. В соответствии с п. 2 ст. 34 ГК суд обязан в течение трех дней со времени вступления в законную силу решения о признании гражданина недееспособным или об ограничении его дееспособности сообщить об этом органу опеки и попечительства по месту жительства такого гражданина для установления над ним опеки или попечительства. 2. Орган опеки и попечительства подбирает кандидатуру опекуна (попечителя). Закон устанавливает ряд обязательных условий назначения опекуна (попечителя). Опекунами (попечителями) могут назначаться только совершеннолетние граждане. Не могут быть опекунами (попечителями) граждане, лишенные родительских прав, а также граждане, имеющие на момент установления опеки (попечительства) судимость за умышленное преступление против жизни или здоровья (п. 2 ст. 35 ГК). Семейный кодекс РФ устанавливает дополнительные требования к опекунам (попечителям) детей. Не назначаются опекунами (попечителями) лица, больные хроническим алкоголизмом или наркоманией; лица, отстраненные от выполнения обязанностей опекунов (попечителей); лица, ограниченные в родительских правах; бывшие усыновители, если усыновление отменено по их вине, а также лица, которые по состоянию здоровья не могут осуществлять обязанности по воспитанию ребенка (п. 3 ст. 146; ст. 127 СК). Передача несовершеннолетних братьев и сестер под опеку или попечительство разным лицам не допускается, за исключением случаев, если такая передача отвечает интересам этих детей. При выборе опекуна (попечителя) учитываются отношения между ним и лицом, передающимся под опеку (попечительство), а также, если это возможно, учитывается и желание подопечного. Единственный родитель несовершеннолетнего ребенка вправе определить на случай своей смерти опекуна или попечителя ребенка. Несовершеннолетний гражданин в возрасте от 14 до 18 лет вправе подать в орган опеки и попечительства заявление о назначении попечителя с указанием конкретного лица. При выборе опекуна (попечителя) учитываются нравственные и иные личные качества кандидата, а также его способность к выполнению обязанностей опекуна (попечителя). 3. Для назначения гражданина опекуном (попечителем) требуется его согласие.
|