![]() Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Понятие переходной экономики. Закономерности функционирования переходной экономики в России.Стр 1 из 3Следующая ⇒
ЛЕКЦИЯ №10. Особенности современной экономики России. 1. Понятие переходной экономики. Закономерности функционирования переходной эконо- мики в России. 2. Либерализация цен. 3. Приватизация собственности. 4. Влияние глобализации на выбор стратегии национальной экономики. Понятие переходной экономики. Закономерности функционирования переходной экономики в России. Современная экономика представляет собой зрелую рыночную систему, присущую развитым странам. Механизм функционирования современной российской экономики еще не полностью соответствует описываемым в этих концепциях характеристикам. Несмотря на то, что США, Европейский Союз, мировое сообщество в целом признали рыночный характер российской экономики, она еще в значительной мере носит трансформационный характер (хотя товарные и факторные рынки, в том числе и рынок земли в России созданы). «Перевод» России из группы стран с тоталитарной в группу стран с переходной экономикой, а затем в группу стран с рыночной экономикой осуществлен в значительной мере в ответ на поддержку Россией мер борьбы с глобальным терроризмом, и означает лишь отмену введенных против СССР, как страны с директивной экономикой более 30 лет назад, дискриминационных мер в сфере международной торговли. Таким образом, в настоящее время в России функционирует преимущественно рыночно-переходная экономика. Это требует описания ее сущностных характеристик и закономерностей. Переходная экономика — это особое состояние в ее эволюции, когда она функционирует в период перехода общества от одной зрелой экономической системы к другой. Поэтому период между двумя зрелыми состояниями — это и становление новой экономической системы, и одновременно нисходящее развитие старой. В начале 90-х годов, когда 27 постсоциалистических государств начали переход от плановой экономики к рыночной, в рамках экономической теории стало формироваться новое направление — теория переходной экономики, предметом которой является поведение людей в условиях перехода от плановой экономической системы к рыночной. К числу общеэкономических закономерностей переходной экономики относятся следующие: 1. Неустойчивость. Переходная экономика объективно неустойчива в силу того, что она нецелостна, так как она характеризуется сочетанием и старых, и новых экономических форм и отношений. 2. Многовариантность развития. Итогом завершения периода перехода от одной экономической системы к другой могут быть разные варианты экономической системы, но все эти варианты представляют собой варианты развития, эволюции общества. Вступление общества в переходное состояние исключает возврат к прежней ступени развития. 3. Появление и функционирование особых переходных форм, например, в России это взаимозачеты при осуществлении закупок продукции для государственных нужд, бартер, коллективно-долевая собственность на землю и многие другие. 4. Историчность, т.е. преходящий характер переходной экономики, которая сменяется периодом зрелого развития экономической системы. Реализация этих закономерностей в России требует выявления критериев завершенности переходного периода. Можно выделить три таких критерия: - формирование элементов рыночных отношений во всех сферах экономики; - эффективность функционирования рыночных механизмов; - восстановление и превышение докризисного уровня производства ВВП. Анализ эмпирических данных по России и другим странам с переходной экономикой позволил к числу выявившихся экономических закономерностей современной переходной экономики отнести следующие четко прослеживающиеся тенденции, которые являются типичными для всех постсоциалистических стран: 1. Становление многообразия экономических субъектов как основное условие формирования рыночной экономики осуществляется через приватизацию госсобственности (земли, недвижимости, имущества) и создание новых коммерческих структур. 2. Преобразование экономической системы сопровождается большим или меньшим в зависимости от интенсивности рыночных реформ трансформационным спадом производства. Глубина спада производства в России выше трансформационного, что обусловлено более деформированной, чем в других постсоциалистических государствах, структурой экономики, 75% которой приходилось на отрасли ВПК и производства средств производства, непоследовательностью рыночных реформ и массовым уходом производства в тень (30 — 50% ВНП не входит в официально учитываемые его размеры). 3. Снижение жизненного уровня и углубление дифференциации населения по уровню получаемых доходов. 4. Либерализация цен обусловила высокую инфляционность переходных экономик, подавление которой обеспечивается тем быстрее, чем выше последовательность и темпы рыночных преобразований (страны Балтии, с одной стороны, и Украина — с другой). 5. Трансформационный спад, завышенная занятость в централизованно-управляемой экономике объективно обусловливают рост безработицы в переходный период. 6. Аграрный кризис и полная монополия госсобственности на землю усложняют становление многообразия экономических субъектов аграрного рынка и решение обостряющегося во всех постсоциалистичееких странах аграрного вопроса. На эти факторы накладывается также необходимость реституции земли, если не конкретным собственникам (страны Балтии и Восточной Европы), то репрессированным слоям населения (казачество в южных регионах России. 7. Кризис государственности обусловливает усиление криминогенной ситуации в экономике. 8. Высокая дефицитность государственных бюджетов, ведущая к росту денежной и кредит- ной эмиссии, генерирующим инфляцию. 9. Высокий налоговый прессинг: налоги составляют 22, 2% ВВП, а вместе с социальными взносами - 33%. Кроме того, они приходятся на законопослушных плательщиков, что уве- личивает налоговое бремя последних до 43% ВВП. 10. Инвестиционный кризис
|