Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Формы государственного устройства.
Форма государственного устройства – это способ территориальной организации государства, характеризующий его внутреннюю структуру, способ политического и территориального деления, обуславливающий определенные взаимоотношения органов государства с органами его составных частей. Основными видами форм государственного устройства являются: - унитарное государство; - федерация; - конфедерация. Унитарное государство имеет целостную территорию, и его части не имеют собственной государственности. Признаки унитарного государства следующие: - единство и однородность территории; - отсутствие внутри государства частей, обладающих признаками государства (то есть государства в государстве); - деление страны осуществляется исключительно по административно-территориальному признаку; - административные единицы не обладают политической самостоятельностью, не имеют признаков государства; - наличие только одной общегосударственной конституции; - наличие единой системы законодательства; - наличие единых для всей страны высших органов государственной власти; - парламент, как правило, имеет однопалатную структуру; - органы власти административно-территориальных образований подчиняются центральной власти; - единое гражданство для всей страны; - единая денежная система; - общая для всех административных единиц финансово-кредитная и налоговая политика. Унитарными, как правило, являются небольшие по территории государства с компактно проживающим однородным населением. Примерами унитарных государств являются: Дания, Норвегия, Швеция, Финляндия, Латвия, Эстония, Франция, Польша, Чехия и т.д. Помимо унитарных государств в «чистом виде» встречаются их особые разновидности: - унитарные государства с автономиями; - децентрализованные унитарные государства. Автономия – это особое образование в рамках унитарного государства, имеющее внутреннее самоуправление и статус, отличный от других административно-территориальных единиц. Автономии могут быть: - административными (построены сугубо на началах самоуправления); - политическими (имеющими пусть небольшие, но признаки государства). Примерами административных автономий являются автономии (районы, уезды, волости, то есть трёх уровней) в рамках унитарного Китая (КНР). Примером политической автономии может служить палестинская автономия в рамках Израиля. Децентрализованное унитарное государство отличается тем, что все его высшие административно-территориальные единицы являются автономиями. Так, в Италии все 20 областей автономны, хотя она не федерация, а унитарное государство. Унитарная Испания также разделена на 17 автономных сообществ и поэтому считается децентрализованным государством. Федерация – такая форма государственного устройства, при которой части единого государства имеют признаки государственности. Можно выделить следующие признаки федерации: - территорию федерации составляют территории её субъектов; - субъекты федерации обладают признаками государства – имеют свою конституцию, высшие органы государственной власти (главу субъекта, парламент, правительство), символику; - в стране имеется единая союзная конституция, в которой, в частности разграничиваются полномочия между субъектами федерации и федеральным центром; - высшая (для всей страны) законодательная, исполнительная и судебная власть принадлежит общефедеральным органам - федеральному президенту (в президентской республике), правительству, парламенту, судам; - наличие единых вооруженных сил, полиции, службы безопасности, таможни, подчиняющихся центральному правительству; - парламент, как правило, имеет двухпалатную структуру – нижняя палата представляет интересы всей страны, верхняя – интересы субъектов. Федерации могут быть территориальными, национальными, национально-территориальными. В основу территориальной федерации положен принцип разделения страны по территориальному признаку. Это делается в целях удобства управления, как правило в очень больших по территории государствах. Примерами территориальных федераций являются: США, Бразилия, Мексика. В национальных федерациях субъекты создаются на основе проживающих в них национальностей. В качестве примеров национальных федераций можно привести: Союзную республику Югославию (Союз Сербии и Черногории), Чехословакию (Союз Чехии и Словакии, распавшийся в 1993 году). Как правило, национальные федерации являются непрочными образованиями. Особый вид федераций – национально-территориальные, в основу формирования которых положен и национальный, и территориальный принципы. Примерами национально-территориальных федераций являются: Российская Федерация (32 субъекта, которые созданы на основе проживающей в ней национальности, в том числе не имеющей в субъекте большинства, 57 субъектов – территориальные образования, где проживает главным образом русское население); Федеративная Республика Германии (состоит из 16 территориальных субъектов – земель, население которых в прошлом представляло собой родственные немецкие народности). Реликтовой формой государственного устройства является конфедерация. Главное отличие конфедерации от федерации в том, что федерация является союзным государством, в то время как конфедерация – это союз государств. Для конфедерации характерны: - слабый уровень интеграции составляющих её частей; - наличие у них государственного суверенитета и иных признаков государства – собственной армии, гражданства, законодательства; - отсутствие единых высших органов государственной власти либо наделение их (при их наличии) минимумом полномочий; - право свободного выхода из конфедерации. Конфедерация – временное, нестойкое образование. Оно обычно создается как промежуточный этап при объединении суверенных государств в федерацию либо при постепенном распаде федерации на самостоятельные государства. Примером конфедерации являются: • США (создана 1781 году и преобразована в федерацию в 1787 году); • Швейцария в 1815-1848 гг. (объединилась в федерацию); • ОАР – Объединенная Арабская Республика – конфедерация Сирии и Египта, созданная в 1958 году по инициативе Г.А.Насера (президента Египта) как первый шаг к общеарабскому объединению (распалась через 3 года, в 1961 году); • Сенегамбия – конфедерация Сенегала и находящейся внутри её территории Гамбии; существовала 7 лет (1982-1989 гг.), после чего распалась. 14. Государственный (политический) режим: понятие и типы. Политический режим – совокупность способов, средств и методов, с помощью которых осуществляется власть в государстве. Наряду с формой государственного устройства и формой правления политический режим является одной из важнейших характеристик государства: - форма государственного устройства показывает, как государство построено территориально (и как власть разделена по «вертикали» - между центром и составными частями страны); - форма правления характеризует систему построения и взаимодействия органов государственной власти (и распределение власти «по горизонтали» - между органами, представляющими различные ветви государственной власти); - политический режим указывает на сам характер государственной власти. Всякие изменения, происходящие в государстве, прежде всего, отражаются на его режиме, а он влияет на форму правления и форму государственного устройства. Согласно одной точке зрения, понятия «политический режим» и «государственный режим» можно расценивать как тождественные, согласно другой – понятие «политический режим» более широкое, чем понятие «государственный режим», ибо включает в себя методы и приемы осуществления политической власти не только со стороны государства, но и со стороны политических партий и движений, общественных объединений, организаций и т.п. Политический режим – это динамическая, функциональная характеристика политической системы. Категории «политический режим» и «политическая система» тесно связаны между собой. Если первая показывает весь комплекс институтов, участвующих в политической жизни общества и в осуществлении политической власти, то вторая – как эта власть осуществляется, как действуют данные институты (демократично либо не демократично). Политический режим является ключевым понятием для формирования представлений об основных системах власти. Именно исходя из политического режима судят о подлинной картине принципов организации политического устройства общества. Политический режим характеризует определенный политический климат, существующий в той или иной стране в конкретный период её исторического развития. Политический режим обеспечивает стабильность и определенную упорядоченность политической власти; управляемость субъектов политики, приемлемую для власти динамику и направленность политических отношений; достижение целей государственной власти, реализацию интересов властвующей элиты. Политический режим определяется уровнем развития и интенсивностью социально-политических процессов; структурированностью правящей элиты; состоянием отношений с бюрократией; развитостью социально-политических традиций, господствующими в обществе политическим сознанием, поведением, типом легитимности. В зависимости от конкретных средств и методов осуществления власти политический режим традиционно принято делить на три основных вида: - демократический; - тоталитарный; - авторитарный. Демократический политический режим имеет следующие признаки: - признание государством, уважение, обеспечение и защита основополагающих прав и свобод человека; - реально действующий конституциализм, правовой характер государства; - разделение властей; - отсутствие обязательной идеологии, религии, каких-либо иных форм нравственного принуждения общества; - политический и идеологический плюрализм, многопартийность; - регулярные и свободные выборы, на которых граждане самостоятельно и объективно могут избирать (и периодически менять) государственную власть; - эффективная и сильная судебная власть (независимый, быстрый и справедливый суд); - свобода мысли, слова, совести; - свобода средств массовой информации. В настоящее время демократический политический режим установлен в большинстве государств Европы: как республиках, так и монархиях, как в унитарных государствах, так и в федеративных. Тоталитарный политический режим (от лат.слова totalis – целостный) во многом противоположен демократическому и предполагает полное господство государства над личностью. Тоталитарный режим характеризуется абсолютным контролем государства над всеми областями общественной жизни, полным подчинением человека политической власти и господствующей идеологии. Признаки тоталитарного режима: - полное игнорирование государством прав и свобод человека, хотя официально они могут провозглашаться и быть записанными в конституции; - несвязанность правом действий государственных органов и должностных лиц; - стремление государства полностью подчинить себе личность в политической, экономической, духовной, семейной и иных сферах; - наличие общеобязательной и проникающей во все сферы жизни государственной идеологии; - воспитание человека в духе официальной идеологии с самого детства; - наличие, как правило, единственной правящей партии, основанной на централизации и жесткой дисциплине; - подчиненность всех иных органов государства правящей партии; - как правило, наличие единоличного вождя (руководителя монопольно правящей партии) с чертами обожествления; - формальность судебной власти, её использование правящей партией в качестве карательного механизма; - наличие мощной и разветвленной системы «силовых» структур – армии, разведки, тайной полиции; - постоянная расправа (в том числе физическая) с инакомыслящими; - отсутствие свободных и объективных выборов; - доминирующим методом управления является насилие, принуждение, террор; - милитаристкий характер государства. Особой разновидностью тоталитарного режима выступает режим фашистский, который можно рассматривать как своего рода радикальный тоталитаризм. Авторитарный политический режим занимает промежуточное положение между демократическим и тоталитарным режимами. Он мягче, либеральнее, чем тоталитарный, но жестче, антинароднее, чем демократический. Авторитарный режим – государственно-политическое устройство общества, в котором политическая власть осуществляется конкретным лицом, классом, партией, элитной группой и т.д. при минимальном участии народа. Признаки авторитарного режима: - государство имеет очень сильную власть, но полностью не подавляет человека; - поддерживает видимость законности и соблюдения прав и свобод человека; - репрессии против неугодных проходят в псевдоправовых формах и с оглядкой на общественное мнение; - власть правящей (как правило, монопольно) партии закамуфлирована под деятельность демократических институтов – парламента, правительства, президента, хотя в реальности данные органы носят номинальный характер и служат «ширмой» для правящей группировки; - средства массовой информации служат в интересах правящих сил, хотя в разрешенных дозах допускается критика; - как правило, экономика основана на рыночных отношениях и всецело не подчинена государству; - в качестве методов государственного управления доминируют командные, административные. Примерами государств с авторитарным режимом могут служить: - Чили при Пиночете (1973-1990 гг.); - Южная Корея в 70-80 гг. - Индонезия при Сухарто (1967-1998 гг.) и др.
|