Студопедия

Главная страница Случайная страница

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Понятие, принципы и виды правотворчества.






Правотворчество - это вид государственной деятельноcmи, на­правленной на создание права. В процессе правотворчества происхо­дит формирование права и его внешнее закрепление, оформление.

Право может быть создано только государством или другими субъ­ектами, если это санкционировано государством. Создание и развитие права находят закрепление в формах права. Форма права неразрывно связана с правотворчеством и зависит от субъектов правотворчества.

В новое и новейшее время главным способом (путем) создания и развития права является правотворческая деятельность самого государ­ства. В ней участвуют различные государственные органы. В странах, правовая система которых содержит прецеденты - решения по кон­кретным делам, - правотворчество осуществляется и судами высших инстанций. В странах, в которых право является системой юридичес­ких норм, правотворчество (нормотворчество) в основном осуществ­ляется органами государственной власти и управления.

Правотворчecтвo - это такая: разновиднocть правовой деятельности гocyдapcтвa, содержание которой заключается в возведении воли в правовые тpeбoвания, правила, так как сущнocть права составляет воз­водимая в право воля социальных сил, имеющих гocyдарственную власть и осуществляющих нормотворческую деятельнocть, а внешней формой ее выpажения являются юридические нормы, закрепленные в нормативных правовых актах или дpyгиx актах гocyдapcтвa.

Правотворчество - это такая правовая форма государственной дея­тельности, которая состоит в принятии уполномоченными государст­венными органами (или другими субъектами с санкции государства) решений обустановлении, изменении или отмене норм права и юри­дических пределов их действия.

Правотворчество, которое является одной из правовых форм госу­дарственной деятельности, можно назвать первичной формой, ибо в результате создается право, его нормы.

Другие правовые формы государственной деятельности имеют про­изводный от правотворчества характер, так как они связаны с праворе­ализацией. Правоисполнительная и правоохранительная (юрисдикционная) деятельность государства осуществляется на основе права и яв­ляется правореализующей деятельностью.

Цель правотворчества - создание нормативной правовой основы, права. Цель исполнительной и правоохранительной (юрисдикцион­ной) деятельности - реализация права.

Все виды правовой деятельности государственных органов имеют государственно-властный характер. Однако правотворчество имеет специфические черты, отличающие его от других правовых форм госу­дарственной деятельности, а именно:

- правотворчество является единственным способом возведения в право государственной воли;

- его содержание сводится к созданию, изменению или отмене правовых норм (с определением пределов их действия);

- оно создает правовую основу для иных видов правовой государст­венной деятельности; его результатом является принятие нормативных правовых актов и иных форм (источников) права.

Один и тот же государственный орган в рамках компетенции может выполнять свои задачи, осуществляя деятельность во всех правовых формах. Акты, которые принимаются в разных правовых формах дея­тельности, могут иметь одинаковое наименование, но отличаться со­держанием и назначением. Акты, которые принимаются в правотвор­ческой деятельности, являются нормативными правовыми актами ­формой права.

Правотворчество - это чрезвычайно сложный вид государственной деятельности, в которой отражаются многие социальные потребности, учитываются разные интересы и возможности их удовлетворения с помощью правовых норм, обеспечивается эффективность выбираемых правовых средств, правильно предвидятся последствия реализации принимаемых правовых правил.

Правотворческий процесс основывается на определенных принци­пах, к числу которых можно отнести следующие: демократизм и глас­ность правотворчества; профессионализм; законность; научный харак­тер; связь с правоприменительной практикой.

1. Демократизм и гласность правотворчества. Суть принципа заклю­чается в процедуре разработки и принятия нормативного акта правотворческим органом. Большая роль при этом отводится привлечению граждан, трудовых коллективов к правотворческой деятельности, глас­ности ее осуществления, что выступает своеобразной гарантией от ке­лейности и бюрократизма в реализации такой важнейшей государст­венной функции. Распространена прaктика всенародного обсуждения законопроектов при помощи средств массовой информации: печати, радио, телевидения. Поступившие при обсуждении проекта замечания и предложения анализируются правотворческим органом, после чего в подготавливаемый акт вносятся соответствующие изменения. Но выс­шим проявлением демократизма правотворчества является референ­дум.

2. Профессионализм правотворчecтвa. Этот принцип прямо и непо­средственно связан с качеством правотворчества, эффективностью ме­ханизма принятия государственных решений. К такого рода деятельно­сти должны привлекаться компетентные специалисты (юристы, социо­логи, политологи), которые обладают профессиональными знаниями и опытом в моделировании законопроектов. Правотворческий: дилетан­тизм приводит к некорректному обращению с законодательством и оборачивается неуважением к самому законодателю.

3. Законность правотворчеcтва. В основу этого принципа положено правило, согласно которому вся правотворческая работа по подготов­ке, принятию и опубликованию нормативно-правовых актов должна осуществляться в рамках закона, и, прежде всего, Конституции РФ. При этом необходимо четкое соблюдение регламентационных процедур обсуждения, порядка опубликования нормативно-правовых актов. За­конность правотворчества также предполагает строгое исполнение правил юридической техники, и в первую очередь субординацию пра­вовых актов. Кроме того, содержание правовых актов не должно быть «антиправовым», а призвано отвечать идеалам правовoго государства, началам демократизма и гуманизма, общепризнанным нормам между­народного права.

4.Научный характер правотворчеcтвa и его связь с правопримени­тельной практикой. Главные требования этого принципа сводятся к то­му, что законопроект готовится не просто сам по себе, произвольно, а при тщательном анализе социально-экономической ситуации в стране, политической обстановки, потребностей правового регулирования тех или иных сторон общественной жизни, целесообразности подобного регламентирования и т.д.

Для выявления этих параметров используются различные социаль­но-правовые эксперименты, социологические опросы, анкетирование и т.д. Только с учетом указанных факторов принятые право все предпи­сания будут обоснованными и эффективными.

Вместе с тем без связи с правоприменителем законодательный ор­ган не будет знать результата cвoeгo труда, не сможет судить об эффек­тивности принятых правовых решений, корректировать свою работу. Правоприменительная практика, как лакмусовая бумага, выявляет все недостатки и просчеты законодателя, раскрывает правотворческие по­требности.

С учетом субъектного состава органов можно выделить три разно­видности правотворческой деятельности: правотворчество государст­венных органов (как общефедеральных, так и республиканских); санк­ционированное правотворчество; народное правотворчество (рефе­рендум).

Правотворчество государственных органов представляет собой та­кую разветвленную деятельность всех органов государственной власти и управления, в результате которой формируется система законода­тельства. Юридическая сила нормативного акта, принятого тем или иным органом, соизмеряется его компетенцией в иерархической структуре механизма государства. Результатом правотворчества госу­дарственных органов могут быть законы и различного рода подзакон­ные акты (указы Президента, постановления правительства, инструк­ции министерств и ведомств, постановления и распоряжения органов власти на местах).

Санкционированное пpaвoтвopчecmвo - это разрешенная государ­ством правотворческая деятельность должностных лиц (руководителей предприятий, учреждений, министерств, ведомств и т.д.) и некоторых негосударственных организаций и учреждений, результатом которой являются исключительно подзаконные нормативные акты или право­вые предписания, изданные по вопросам, составляющим их компетен­цию.

Референдум проводится по наиболее важным вопросам государст­венной и общественной жизни. С его помощью народ осуществляет свою власть непосредственно. Итоги референдума окончательны, не подлежат никакому утверждению.

Таким образом, правотворчество представляет собой особую форму государственной деятельности по созданию, изменению и omмене пра­вовых норм, основанную на познании объективных социальных потребностей и интересов общества.


Поделиться с друзьями:

mylektsii.su - Мои Лекции - 2015-2024 год. (0.008 сек.)Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав Пожаловаться на материал