Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Обстоятельства, исключающие юридическую ответственность.
Невменяемость. Это обусловленная болезненным состоянием психики или слабоумием неспособность лица отдавать себе отчет в своих действиях или руководить ими в момент совершения правонарушения. Законодатель выделяет два критерия невменяемости: медицинский (биологический) и юридический (психологический). Медицинский критерий предполагает следующие расстройства психической деятельности лица: хроническая душевная болезнь; временное расстройство деятельности; слабоумие; иное болезненное состояние психики. Под юридическим критерием понимается такое расстройство психической деятельности человека, при котором он теряет способность отдавать отчет в своих действиях либо не способен руководить своими действиями. Отсутствие способности отдавать отчет в своих действиях образует интеллектуальный момент юридического критерия. Не подлежит также наказанию лицо, совершившее преступление в состоянии вменяемости, но до вынесения судом приговора заболевшее душевной болезнью, лишающей его возможности отдавать отчет в своих действиях или руководить ими. Необходимая оборона. Она имеет место при защите гражданином своих прав и законных интересов, а также прав и законных интересов другого лица, общества, государства от преступного посягательства, независимо от возможности избежать его либо обратиться за помощью к другим лицам или органам власти. Защита от нападения, не сопряженного с насилием, опасным для жизни обороняющегося или другого лица, либо с угрозой применения такого насилия, является так же правомерной, если при этом не было допущено превышения пределов необходимой обороны. Крайняя необходимость. Э гот вид противоправного деяния допустим в случаях устранения опасности, угрожающей интересам государства, общественным интересам, личности или правам данного лица или других граждан, если эта опасность не могла быть устранена другими средствами, а причиненный вред является менее значительным, чем предотвращенный. Действие в состоянии крайней необходимости становится общественно полезным актом только при соблюдении ограничительных условий, относящихся к опасности и к мерам по ее устранению. Одно из условий крайней необходимости – наличие опасности, угрожающей интересам государства, общественным интересам, личности. Источниками опасности могут быть стихийные силы природы, животные, различного рода механизмы, человек и др. Второе условие состоит в наличии опасности, которая уже начала превращаться в действительность в форме причинения вреда или создания реальных условий, при которых правоохраняемым интересам грозит неминуемая опасность. Причинение вреда можно считать оправданным только тогда, когда у человека не было другого выхода и он мог спасти более ценное благо лишь путем причинения вреда правоохраняемому интересу. Для подавляющего большинства граждан совершение действий в состоянии крайней необходимости является субъективным правом. Малозначительность правонарушения, не представляющего общественной опасности. Вопрос о признании деяния малозначительным решается на основе совокупности фактических обстоятельств каждого конкретного дела. Здесь учитывается характер деяния, условия его совершения, отсутствие существенных вредных последствий, незначительность причиненного ущерба и т.д. Кроме того, действие или бездействие признается малозначительным только в том случае, если совершившее его лицо не только не причинило существенного вреда общественным отношениям, но и не намеревалось его причинить. Казус. В силу многообразия общественных отношений многие из них трудно заранее предусмотреть и закрепить законодательно, поэтому они не подпадают под действие права. Государство охватывает правовыми рамками лишь те из них, которые на сегодняшний день являются наиболее важными и актуальными, т.е. требуют правового разрешения. 50. Правосознание: понятие, структура, виды. Правовая культура. Правосознание - это совокупность представлений и чувств, взглядов и эмоций, оценок и установок, выражающих отношение людей к действующему и желаемому праву. Правосознание - неизбежный спутник права. Это обусловлено тем, что существование права нераздельно связано с волей и сознанием людей. Требования общественной жизни не могут быть выражены в качестве юридических предписаний до тех пор, пока они не пройдут через волю и сознание людей. В то же время и воздействие права на общественные отношения также осуществляются через волю и сознание граждан. Все это и вызывает к жизни известный комплекс правовых представлений, чувств, настроений, переживаний, взглядов и т.п. Правосознание - это одобрительная или отрицательная реакция людей на вновь принятые законы, на конкретные проекты нормативных актов и т.п. Так, принятый в 1995 г. Федеральный закон «О ветеранах» сначала обрадовал участников и инвалидов войны. Установленные в нем льготы и гарантии они восприняли как запоздалую, но все же заботу о тех, кто отдавал свою жизнь и свое здоровье на полях Великой Отечественной войны. Однако как только данный закон стал реализовываться, paдocть сменилась разочарованием, ибо он практически не был обеспечен финансово-экономическими мерами. Прямо аналогичная ситуация наблюдается в настоящее время при реализации закона о монетизации льгот. Правосознанию присущи следующие черты: - это есть самостоятельная форма общественного сознания, тесно взаимодействующая с нравственными, религиозными, политическими и иными формами; - оно выражает психическое и идеологическое отношение людей к праву и правовым явлениям (правотворчеству и правоприменению, законности и правопорядку, правомерному и противоправному поведению и т.п.); - оно охватывает и волю, и чувства, и воображение, и мысль, и всю сферу бессознательного духовного опыта; - дает представление о прошлом, настоящем и будущем права (взгляд в прошлое помогает понять историю его становления и развития; оценивая настоящее, можно понять, насколько сегодня право соответствует сложившимся представлениям о свободе, равенстве и справедливости; внося предложения по совершенствованию права, люди тем самым закладывают основы желаемого, будущего права). Структура правосознания включает в себя два элемента: 1) правовую психологию (переживания, которые испытывают люди в результате отношения к праву; это уровень чувств, настроений, во многом выражающий поверхностные, эмоциональные оценки субъектами права); 2) правовую идеологию (понятия, принципы, убеждения, выражающие отношение людей к действующему или желаемому праву; это более глубокое осмысление субъектами правовых явлений, характеризующее собой более рациональный уровень правовых оценок). Правовая идеология - главный элемент в структуре правосознания. В зависимости от субъектов правосознание может быть: - индивидуальным (правосознание отдельных граждан); - групповым (правосознание различных социальных групп государственных служащих, должностных лиц, молодежи, крестьян и т.п.); - общественным (правосознание всего общества). По содержанию правосознание подразделяется на: - обыденное (массовые представления людей, настроения «по поводу» права, возникающие под влиянием жизненного опыта; это чувства неискушенных в юридической материи граждан, решающих самостоятельно жилищные, семейные и иные проблемы; это выполнение обывателями роли избирателя, потребителя, налогоплательщика); - профессиональное (чувства, убеждения, традиции, складывающиеся у юристов в процессе получения ими юридического образования и на основе юридической практики); - научное (доктринальное) (наиболее адекватно отражает фактическое положение дел в правовой сфере, ибо о праве и всей правовой системе квалифицировано судят ученные, приводя соответствующие аргументы, обоснования, статистически данные. При этом делаются необходимые выводы, вносятся практические рекомендации и предложения, направленные на улучшение правовой ситуации в стране. Под правовой культурой в литературе предлагается понимать систему овеществленных и идеальных культурных 'элементов, относящихся к сфере действия права и их отражение в сознании и поведении людей. Правовая культура - разновидность социальной культуры. Она представляет собой достаточно сложное и многоплановое понятие, состоящее из право вой культуры личности и правовой культуры общества. Правовая культура личности - это знание и понимание права, а также действия в соответствии с ним. Правовая культура личности тесно связана с правосознанием, опирается на него. Но она шире правосознания, ибо включает в себя не только психологические и идеологические его элементы, но и юридически значимое поведение. Правовая культура – это качество правовой жизни общества и степень гарантированности государством и обществом прав и свобод человека, а также знание, понимание и соблюдение прав каждым отдельным членом общества. Не всякого индивида, знающего и понимающего юридические нормы, можно считать правокультурным человеком. Таковым является только тот, у кого знания юридических правил сочетается с потребностью соблюдения их предписаний, кто в своей деятельности им следует. Таким образом, структура правовой культурыличности состоит из следующих элементов: - психологического (правовая психология); - идеологического (правовая идеология); - поведенческого (юридически значимое поведение). Правовая культура личности означает правовую образованность человека, включая правосознание, умение и навыки пользоваться правом, подчинение своего поведения требованиям юридических норм. Ведущий себя культурно (активно) субъект предпочитает лично ознакомиться с правовым актом (законом, приказом, договором и т.п.), выбрать нужные юридические средства и возможности и действовать сообразно правовым требованиям, считая их социально ценными. Правовая культура общества - это уровень правосознания и правовой активности общества, степень прогрессивности юридических норм и юридической деятельности. Структура правовой культуры общества состоит из следующих элементов: - уровня правосознания и правовой активности общества; - степени прогрессивности юридических норм (уровень развития права, культура юридических текстов и т.п.); - степени прогрессивности юридической деятельности (культура правотворческой, правоприменительной и правоохранительной деятельности). Правовая культура общества является частью его общей культуры и характеризуется: - полнотой, развитостью и обеспеченностью прав и свобод человека и гражданина; - реальной потребностью вправе; - состоянием законности и правопорядка в стране; - степенью развитости в обществе юридической науки и юридического образования и т.п. Правовая культура представляет собой все юридическое «богатство», выраженное в достигнутом уровне развития регулятивных качеств права, накопленных юридических ценностей, тех особенностей права, которые относятся к духовной культуре, к правовому прогрессу. Наиболее объективным показателем уровня правовой культуры является степень развитости его государственно-правовых институтов и норм.
|