Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Концепция психического дизонтогенеза В.В. Лебединского
Варианты психического дизонтогенеза
Психологические взгляды В.В. Лебединского изложены в его работе “Нарушения психического развития в детском возрасте”. В.В. Лебединский предпринял попытку создать целостную концепцию аномального развития, в которой учитывались бы все факторы, обуславливающие нарушенное развитие. Она получила название “Концепция психического дизонтогенеза” (1985). Психический дизонтогенез он понимал как нарушения развития психики в целом или отдельных психических функций в детском возрасте. Дизонтогенез зависит от функциональной локализации нарушения, времени действия патогенного фактора, характеризуется сложной структурой нарушенного развития, а также асинхронным характером аномальных явлений. В.В. Лебединский выделил шесть вариантов психического дизонтогенеза: – недоразвитие; – задержанное развитие; –поврежденное развитие; – дефицитарное развитие; – искаженное развитие; – дисгармоническое развитие. В.В. Лебединский рассмотрел основные параметры, характеризующие нарушения психического развития в детском возрасте. К ним он отнес: – функциональную локализацию нарушения; – роль времени в возникновении дизонтогенеза; – сложные взаимоотношения между первичным и вторичным дефектами; – асинхронный характер аномальных явлений. Для недоразвития характерно раннее время поражения, когда имеет место незрелость мозга. Главный критерий недоразвития – непреодолимость, то есть переход на качественно иной уровень невозможен. Различные психические функции развиты неравномерно, наиболее выражена недостаточность высших психических функций (мышления, речи). Недоразвитие свойственно для умственно отсталых детей. Для задержанного развития характерно замедление формирования познавательной и эмоциональной сфер и их временная фиксация на более ранних возрастных этапах. Наблюдается мозаичность поражения, когда наряду с недостаточно развитыми функциями имеются и сохранные. Большая сохранность систем регуляции определяет лучший прогноз и возможность коррекции задержанного психического развития по сравнению с недоразвитием. Ярким примером задержанного развития является задержка психического развития (ЗПР) у детей. Для поврежденного развития характерно более позднее (после 2-3 лет) патологическое воздействие на мозг, когда большая часть мозговых систем уже сформирована. Механизм дизонтогенеза – распад психических функций или психики в целом под влиянием неблагоприятных факторов (нейроинфекция, травма, наследственные факторы). Структура нарушения характеризуется качественным своеобразием: при распаде сочетаются функции сильно поврежденные и неповрежденные. Примером поврежденного развития является органическая деменция, для которой характерны расстройства эмоциональной сферы и личности, нарушения целенаправленной деятельности, грубый регресс интеллекта. Для дефицитарного развития характерно недоразвитие или повреждение отдельных анализаторных систем: зрения, слуха, опорно-двигательного аппарата, а также варианты смешанного дизонтогенеза. Первичный дефект ведет к недоразвитию функций, связанных с ним наиболее тесно, а также к замедлению развития других функций, связанных с пострадавшей опосредованно. Компенсация при дефицитарном развитии осуществляется в условиях адекватного воспитания и обучения. Искаженное развитие представляет собой сложное сочетание общего недоразвития, задержанного, поврежденного и ускоренного развития отдельных психических функций развития, приводящее к ряду качественно новых патологических образований. Наиболее характерным примером данного варианта дизонтогенеза является детский аутизм. В данном случае в процессе формирования психических функций наблюдается другая их последовательность по сравнению с нормальным развитием: у таких детей речь опережает формирование двигательных функций, словесно-логическое мышление формируется раньше предметных навыков. При этом функции, развивающиеся ускоренно, не “подтягивают” развитие других. Для дисгармонического развития характерной особенностью является врожденная либо рано приобретенная диспропорциональность психики в ее эмоционально-волевой сфере. Примером такого развития психики является психопатия, для которой свойственны неадекватные реакции на внешние раздражители, вследствие чего ребенку трудно приспособиться к условиям жизни в обществе. Степень выраженности психопатии и ее самоформирование зависят от условий воспитания и от окружения ребенка.
Параметры психического дизонтогенеза
Первый параметр психического дизонтогенеза связан с функциональной локализацией нарушения. В его основу положена “Теория системной динамической локализации высших психических функций в коре головного мозга” (А.Р. Лурия). Согласно этой теории физиологической основой формирования высших психических функций являются не отдельные участки коры головного мозга, а функциональные системы. Функциональные системы – временные объединения различных мозговых структур, взаимодействующих для решения определенной задачи. После ее решения функциональные системы распадаются и возникает новое динамическое образование для решения вновь поставленных задач. В исследованиях А.Р. Лурия убедительно показано, что нормальное психическое развитие и психическая деятельность может осуществляться только при согласованной работе трех функциональных блоков головного мозга. Функциональные блоки – это объединения структур головного мозга, выполняющих определенную функцию. Первый функциональный блок – блок активизации и регуляции тонуса коры головного мозга (энергетический). Блок представлен образованиями верхних отделов ствола мозга. При поражении отделов этого блока ребенок становится пассивным, безразличным, патологически встревоженным, проявляет повышенную истощаемость, организованное течение мыслей нарушается и теряет тот избирательный характер, который оно имеет при нормальном психическом развитии. Второй функциональный блок – блок приема, переработки и хранения информации. Блок представлен всей корой головного мозга, кроме лобных отделов. Существенной для поражения этих отделов мозга является высокая специфичность вызываемых нарушений: – если поражение ограничено теменными отделами коры, то у человека наблюдается нарушение кожной чувствительности: он затрудняется узнать на ощупь предмет, нарушается нормальное ощущение положений тела и рук, поэтому теряется четкость движений; – если поражение ограничивается пределами височной доли мозга, может существенно пострадать слух; – если поражение располагается в пределах затылочной области или прилежащих участков мозговой коры, страдает процесс получения и переработки зрительной информации, в то время как осязательная и слуховая информации продолжают восприниматься без всяких изменений. Однако представленная взаимосвязь нарушения развития с тем или иным участком головного мозга у детей весьма условна. Третий функциональный блок – блок программирования и контроля. Этот блок связан с работой лобных отделов мозга. Он выполняет функцию программирования и контроля деятельности, саморегуляцию поведения. Нарушения, возникающие при поражении этого блока, приводят к дефектам поведения. Действия человека нередко перестают подчиняться заданным программам и сознательное, целенаправленное поведение, направленное на выполнение определенной задачи и подчиненное определенной программе, заменяется либо импульсивными реакциями на отдельные впечатления, либо стереотипами, в которых целесообразное действие подменяется бессмысленным повтором движений. Второй параметр психического дизонтогенеза обусловлен временем возникновения нарушения. Характер нарушения будет различным в зависимости от того, когда возникло поражение нервной системы. Чем раньше произошло поражение (в первые три года жизни ребенка), тем вероятнее явления недоразвития или задержанного развития. Как правило, в этих случаях имеется тенденция к положительной динамике развития, но оно происходит замедленно и характеризуется качественным своеобразием. Чем позднее возникло нарушение нервной системы (после трех лет), тем более характерны явления повреждения с распадом сложившихся психических функций. В таком случае имеется тенденция к отрицательной динамике развития (детская афазия, деменция). Нарушения в развитии переплетаются с возрастной динамикой, что придает особую сложность и затрудняет коррекционную работу с ребенком. С параметром времени связана и другая вероятность поражения той или иной функции. Как известно, в ходе психического развития каждая функция в определенное время проходит через сензитивный период, который характеризуется не только наибольшей интенсивностью развития, но и наибольшей уязвимостью и неустойчивостью по отношению к действию патогенных факторов. К сензитивным относятся следующие возрастные периоды: 0-3 года; 4-10 лет; 7-12 лет; 12-16 лет. В эти периоды особенно велика возможность возникновения психических нарушений. Третий параметр дизонтогенеза определяется сложными взаимоотношениями между первичным и вторичным дефектом. Чаще дизонтогенез бывает обусловлен биологическим фактором. В этих случаях структура нарушения характеризуется первичным нарушением, системой вторичных нарушений и сохранными функциями. Например, в результате поражения слухового анализатора возникает глухота – первичный дефект. Глухота влечет за собой нарушения развития речи, логических форм мышления, слухового восприятия, опосредованного запоминания и др. – ряд вторичных дефектов. В то же время такие функции, как зрительное восприятие, кинестетические ощущения, тактильно-вибрационная чувствительность, остаются сохранными. Именно сохранные анализаторные системы и психические функции являются основой для обучения детей. Вторичные нарушения характерны для тех функций, которые в момент вредности находятся в сензитивном периоде развития. Так, например, в дошкольном возрасте наиболее интенсивно развивающимися и наиболее уязвимыми являются две функции – произвольная моторика и речь. Они и нарушаются чаще других при самых различных вредностях, давая задержку речевого развития, недоразвитие произвольной регуляции действия с явлениями двигательной расторможенности. Кроме того, пропущенные сроки в обучении и воспитании ребенка с нарушенным психическим развитием автоматически не компенсируются в более старшем возрасте, в этом случае потребуются сложные специальные усилия по преодолению нарушения. Особую значимость в возникновении нарушений развития имеют социальные факторы. В.В. Лебединский показал, что такими факторами являются социальная и эмоциональная депривация, длительное действие психотравмирующей ситуации, стрессовая ситуация, неправильное воспитание. В данном случае структура нарушения иная: первичное нарушение отсутствует, а структура нарушенного развития определяется сочетанием вторичных нарушений и сохранных функций. Важнейшими факторами возникновения нарушений являются факторы социальной депривации. В этих случаях нарушения в той или иной мере препятствуют общению, тормозят приобретение знаний и умений. Без своевременной психолого-педагогической коррекции возникает выраженная вторичная микросоциальная и педагогическая запущенность, наблюдается ряд расстройств в эмоциональной и личностной сферах, связанных с ощущением неуспеха (заниженность самооценки, уровня притязаний, возникновение аутистических черт и т.д.). Четвертый параметр дизонтогенеза связан с асинхронным характером аномальных явлений. В психическом развитии ребенка выделяют такие типы взаимодействия психических функций, как временная независимость функций, ассоциативные и иерархические связи. Временная независимость функций характерна для ранних этапов онтогенеза, например, относительная независимость развития мышления и речи до двухлетнего возраста. С помощью ассоциативных связей разрозненные разномодальные чувственные впечатления объединяются в одно целое на основе пространственно-временной близости (например, образ дома или времени года). Такая организация указывает на малую дифференцированность психических процессов. Самый сложный – иерархический тип взаимодействия обладает высокой пластичностью и устойчивостью, которые позволяют в случае необходимости произвести компенсаторную перестройку психических функций (Н.А. Бернштейн, 1966). Каждая психическая функция имеет свой цикл развития, в котором чередуются периоды более быстрого (например, в сензитивном периоде) и более медленного ее формирования. В то же время перестройка и усложнение функций происходят в определенной последовательности с опережающим развитием одних по отношению к другим. Последовательное формирование психических функций при нормальном развитии называется гетерохрония. При дизонтогенезе наблюдается асинхрония, когда нормальная последовательность и сроки формирования психических функций нарушаются. Основные проявления асинхронии: – явления ретардации – задержка в развитии психических функций; –явления акселерации – опережающее развитие психических функций. В некоторых случаях имеет место сочетание ретардации и акселерации. Например, при раннем детском аутизме может наблюдаться сочетание раннего возникновения речи с выраженным недоразвитием сенсорной и моторной сферы или длительное сосуществование развитой и автономной речи, наглядных, комплексных обобщений и обобщений понятийных и т.д. Таким образом, на одном возрастном этапе имеется смешение психических образований, наблюдаемых при нормальном развитии в разные возрастные периоды. ******************************************* . Понятие «дизонтогенез» и основные типы психического дизонтогенеза Термин «дизонтогенез» (от греч., «dys» - приставка, означающая отклонение от нормы, «ontos» - сущее, существо, «genesis» - развитие) впервые был употреблен Швальбе в 1927-м году для обозначения отклонения внутриутробного формирования структур организма от нормального хода развития. В отечественной дефектологии данные состояния объединяются в группу нарушений (отклонений) развития. В настоящее время понятие «дизонтогенез» включает в себя также постнатальный дизонтогенез, преимущественно ранний, ограниченный теми сроками развития, когда морфологические системы организма еще не достигли зрелости. В широком смысле слова термин дизонтогенез -отклоняющееся от условно принятой нормы индивидуальное развитие. Психический дизонтогенез - нарушение психики в целом или ее отдельных составляющих, а также нарушение соотношения темпов и сроков развития отдельных сфер и различных компонентов внутри отдельных сфер. Основными типами психического дизонтогенеза являются регрессия, распад, ретардация и асинхрония психического развития. Регрессия (регресс) - возврат функций на более ранний возрастной уровень, как временного, функционального характера (временная регрессия), так и стойкого, связанного с повреждением функции (стойкая регрессия). Так, например, к временной потере навыков ходьбы, опрятности может привести даже соматическое заболевание в первые годы жизни. Примером стойкого регресса может быть возврат к автономной речи вследствие потери потребностей в коммуникации, наблюдаемой при раннем детском аутизме. Склонность к регрессу более характерна для менее зрелой функции. В то же время регрессу могут быть подвержены не только функции, находящиеся в сенситивном периоде, но также и функции, уже в достаточной степени закрепленные, что наблюдается при более грубом патологическом воздействии: при шоковой психической травме, при остром начале шизофренического процесса. Явления регресса дифференцируют от явлений распада, при котором происходит не возврат функции на более ранний возрастной уровень, а ее грубая дезорганизация либо выпадение. Чем тяжелее поражение нервной системы, тем более стоек регресс и более вероятен распад. Ретардация - запаздывание или приостановка психического развития. Различают общую (тотальную) и частичную (парциальную) психическую ретардацию. В последнем случае речь идет о запаздывании или приостановке развития отдельных психических функций, отдельных свойств личности. Асинхрония, как искаженное, диспропорциональное, дисгармоничное психическое развитие, характеризуется выраженным опережением развития одних психических функций и свойств формирующейся личности и значительным отставанием темпа и сроков созревания других функций и свойств, что становится основой дисгармонической структуры личности и психики в целом. Асинхрония развития, как в количественном, так и в качественном отношении, отличается от физиологической гетерохронии развития, то есть разновременности созревания церебральных структур и функций. Основные проявления асинхронного развития в соответствии с представлениями физиологии и психологии в виде новых качеств возникают в результате перестройки внутрисистемных отношений. Перестройка и усложнение протекают в определенной хронологической последовательности, обусловленной законом гетерохронии -разновременностью формирования различных функций с опережающим развитием одних по отношению к другим. Каждая из психических функций имеет свою «хронологическую формулу», свой цикл развития. Наблюдаются сенситивные периоды более быстрого, иногда скачкообразного развития функции и периоды относительной замедленности ее формирования. На ранних этапах психического онтогенеза наблюдается опережающее развитие восприятия и речи при относительно замедленных темпах развития праксиса. Взаимодействие восприятия и речи является в этот период ведущей координацией психического развития в целом. Речь, по выражению Выготского, характеризуется прежде всего гностической функцией, которая проявляется в стремлении ребенка «замеченное ощущение обозначить, сформулировать словесно». Чем сложнее психическая функция, тем больше таких факультативных координаций возникает на пути ее формирования. В патологии происходит нарушение межфункциональных связей. Временная независимость превращается в изоляцию. Изолированная функция, лишенная воздействия со стороны других психических функций, стереотипизируется, фиксируется, зацикливается в своем развитии. Изолированной может оказаться не только поврежденная, но и сохранная функция, что происходит в том случае, когда для ее дальнейшего развития необходимо координирующее воздействие со стороны нарушенной функции. Так, при тяжелых формах умственной отсталости весь моторный репертуар больного ребенка может представлять собой ритмическое раскачивание из стороны в сторону, стереотипное повторение одних и тех же актов. Подобные нарушения вызваны не столько дефектностью двигательного аппарата, сколько недоразвитием интеллектуальной и мотивационной сфер. Ассоциативные связи в условиях органической недостаточности нервной системы характеризуются повышенной инертностью, в результате чего возникает их патологическая фиксация, трудности усложнения, перехода к иерархическим связям. Явления фиксации представлены в познавательной сфере в виде различных инертных стереотипов. Инертные аффективные комплексы тормозят психическое развитие. К основным проявлениям асинхронии относят следующие: 1. Явления ретардации — незавершенность отдельных периодов развития, отсутствие инволюции более ранних форм, характерные для олигофрении и задержки психического развития (F84.9). Описаны дети с общим речевым недоразвитием, у которых наблюдалось патологически длительное сохранение автономной речи. Дальнейшее речевое развитие у этих детей происходит не в результате смены автономной речи на обычную, а внутри самой автономной речи, за счет накопления словаря автономных слов. 2. Явления патологической акселерации отдельных функций, например, чрезвычайно раннее (до 1 года) и изолированное развитие речи при раннем детском аутизме (F84.0). 3. Сочетание явлений патологической акселерации и ретардации психических функций, например, сочетание раннего возникновения речи с выраженным недоразвитием сенсорной и моторной сферы при раннем детском аутизме. Механизмы изоляции, патологической фиксации, нарушение инволюции психических функций, временные и стойкие регрессии играют большую роль в формировании различных видов асинхронного развития.
|