![]() Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Философия повседневной жизни, ее основные категории.
Повседневный мир – это мир, в котором мы живем каждый день, радуемся и грустим, решаем проблемы и общаемся, который мы переживаем в своих непосредственных ощущениях. Обыденная жизнь имеет множество граней и проявлений, она обладает своими особенностями и развивается по своим законам. Особенности обыденной картины мира: -антропоцентричность: человек является центром в повседневном видении мира, все в мире оценивается с точки зрения значимости для человека; -интерсубъективность, т.е. повседневная жизнь формируется и проявляется в общении людей; -концентрированность на практическом решении повседневных, бытовых проблем; -прагматичность, принцип полезности; -ориентированность на настоящее и ближайшее будущее; -индивидуальность повседневной картины мира для каждого человека и ее изменчивость, т.е. возможность переосмысления; -схематичность, стремление к созданию стереотипов, ориентация на стандарты; -основой обыденной картины мира являются переживания, эмоциональные состояния. В центре внимания философии повседневности экзистенциальные проблемы, т.е. проблемы человеческого существования, связанные с переживанием человеком своего бытия в мире. Экзистенциальные проблемы решаются не только в философии, но и, прежде всего, в повседневной жизни на уровне обыденного сознания. Экзистенциальная проблематика всегда интересовала философов. В античной философии тема человека и его существования впервые была поставлена Сократом. Важнейшая экзистенциальная проблема – проблема счастья – была в центре внимания эпикурейцев и стоиков. Средневековая философия с позиций христианского миропонимания рассматривала экзистенциальные проблемы греха и добродетели, смысла жизни и смерти. Философия Возрождения возвращается к земным проблемам повседневной жизни. Повседневность рассматривается здесь как арена человеческих страстей. Предметом экзистенциального анализа становятся глупость, алчность, властолюбие, похоть, страх и вместе с тем человеческое достоинство, гордость. В философии Нового времени проблемы обыденной жизни отходят на второй план, уступая место вопросам научного познания, поиска сущности бытия, раскрытия законов существования мира. В немецкой классической философии Л.Фейербах обращается одной из важнейших проблем человеческого существования – проблеме любви. В русской философии конца XIX – начала ХХ вв. экзистенциальные проблемы получили развитие в философии В.С. Соловьева, Н.А. Бердяева, С.Л. Франка и др. Повседневность стала отдельным предметом философского размышления в западной философии ХХ в. Впервые к ней обратился основоположник феноменологии Эдмунд Гуссерль, который ввел понятие «жизненный мир». Важнейшее место проблемы повседневной жизни занимают в экзистенциализме, психоанализе, в персонализме. Основные проблемы философии повседневности: -проблема жизни и смерти. Философия рассматривает различные аспекты этих проблем: жизнь как жизненный путь, диалектика необходимости и случайности, проблема свободы выбора на этом пути, смысл человеческой жизни и смерти, смертность и возможность достижения бессмертия; -проблема коммуникации, понимания и тесно связанная с ними проблема одиночества; -проблема свободы. Свобода рассматривается в философии как идеал социального и индивидуального бытия. Эта проблема предполагает решение вопросов о соотношении свободы и необходимости, свободы и ответственности, свободы и любви; -проблема любви во всех ее проявлениях; -проблема счастья и др. Среди категорий человеческого существования можно назвать также страх, стыд, лень, боль и другие.
|