Студопедия

Главная страница Случайная страница

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Дизартрия. Определение, этиология, структура речевого дефекта. Патологические синдромы при дизартрии.






Дизартрия – нарушение звукопроизносительной стороны речи, обусловленное недостаточностью иннервации(снабжение нервной энергией) речевого аппарата.

Причины: 1.органическое поражение ЦНС и периферической НС под влиянием различных неблагоприятных факторов, воздействующих во внутриутробном периоде, в момент родов и после рождения; 2.асфиксия; 3.родовая черепно-мозговая травма; 4.гемолитическая болезнь; 5.нарушения мозгового кровообращения; 6.инфекционные заболевания нервной системы; 7.опухоли головного мозга; 8.аплазия (недоразвитие) ядер черепно-мозговых нервов; 9.наследственные болезни НС, пороки развития НС. Нарушения звукопроизношения возникают при поражении следующих структур ГМ: 1.периферических двигательных нервов и мышц речевого аппарата (языка, губ, щек, глотки, гортани, диафрагмы, грудной клетки); 2.ядер периферических двигательных нервов (в стволе головного мозга); 3.ядер, расположенных в стволе и подкорковых отделах мозга и осуществляющих элементарные безусловно-рефлекторные реакции (плач, смех, вскрикивания, восклицания). Проявления: 1.дефекты звукопроизношения (могут быть нарушены и гласные звуки); 2.нарушения голосообразования; 3.нарушения речевой моторики, нарушения мышечного тонуса; 4.нарушения речевого дыхания; 5.изменения ритма, темпа и интонации; 6.гиперсоливация. Возникает картина периферического паралича (пареза): 1.нервные импульсы не поступают к речевым мышцам; 2.нарушаются обменные процессы в мышцах, они становятся вялыми, дряблыми; 3.наблюдается атрофия и атония мышц; 4.прерывается спинальная рефлекторная дуга и исчезают рефлексы – арефлексия. Механизм и симптоматика дизартрии. Основные симптомы - дефекты звукопроизн. и голоса, соч. с наруш. речевой, прежде всего артикуляц, моторики и речевого дыхания. При дизартрии м. нарушаться произношение согласных и гласных звуков. 1.Нарушения артикуляц. моторики, кот. проявл. рядом признаков: 1.Наруш. мышечн. тонуса (повыш. - язык напряжен, оттянут кзади, спинка изогнута, приподнята вверх, кончик не выражен - смягченин согласн. звуков; гипотония - язык тонкий, распластанный, губы вялые, отс. возможность полного смыкания - рот полуоткрыт, выражена гиперсаливация; дистония (меняющ. хар. мышечн. тонуса): в покое - низкий, при попытках речи — тонус резко нарастает). 2.Недостат. подвижн. артик. мышц наруш. звукопроизн. При пораж. мышц губ страдает произн. гласных и согл. 3.При парезах мышц языка, наруш. их мышечн. тонуса часто оказ-ся невозм. изм. конфигурац. языка, его удл-е, укороч-е, выдвиж-е, оттягив-е назад.4.Огранич. подв. мышц мягк. нёба. При парезах происх-т утечка воздуха через нос, голос приобр. носовой оттенок, искаж. тембр речи, недост. выр. шумовые призн. звуков речи. 5.Парезы мышц лицевой мускулатуры – наруш. модуляция голоса, его тембр. 6.Дискоординац. расстр. – наруш. точн. и соразмерн. артик. движ., особенно тонких. 7.Насильственные движ-я и оральные синкинезии в артикуляционной мускулатуре - искажают звукопроизношение, делая речь малопонятной. 8.Нарушение импульсации от мышц артикуляционного аппарата - слабо ощущ. пол-е языка, губ, напр-е их движ-й, затрудняются по подраж-ю воспроизв. и сохр. артикуляционный уклад, что задерживает развитие артикуляционного праксиса. 9.Недост-ть артикуляц. праксиса (диспраксия), кот. м.б. как вторичной за счет наруш. проприоц-й афферентной импульсации от мышц артикуляц-го аппарата, так и первичной в связи с локализацией поражения мозга. 10.М. выявл. рефлексы орального автоматизма в виде сохранив-ся сосател-го, хоботкового, поискового, ладонно-головного и др. рефлексов, хар-х в норме для детей раннего возраста. Их наличие затрудн. произвольные ротовые движения.

Основные направления комплексного медико-психолого-педагогического подхода к устранению заикания в зависимости от формы заикания и возраста (дошкольники, младшие школьники, подростки, взрослые).

Комплексный метод реабилитации заикающихся признается отечественными специалистами наиболее эффективным.В нем можно выделить три основных направления: логопедическое, психотерапевтическое и клиническое. Это означает: общее оздоровление организма (режим, физические упражнения, медикаментозное и физиотерапевтическое лечение), целенаправленного развивития моторики (координация и ритмизация движений, развитие мелкой артикуляционной моторики и т.п.), речевого дыхания, навыков саморегуляции мышечного тонуса и эмоционального состояния (психотерапия и, в частности, аутогенная тренировка); воспитание личности и развитие социальных взаимоотношений. Коррекционная работа с заикающимися дошкольниками в отечественной логопедии предложенная Н.А. Власовой и Е.Ф. Pay (1933, 1959, 1983), не потеряла актуальности до настоящего времени. Принципы комплексного метода реабилитации заикающихся: 1) до начала коррекционной работы необходимо проведение тщательного медико-психолого-педагогического обследования; 2) коррекционные воздействия должны направляться не только на развитие навыка плавной речи, но на весь организм и личность заикающегося в целом; 3) логопедической работе по развитию навыка плавной речи должен предшествовать “охранительный речевой режим”; 4) развитие навыка плавной речи включает постепенное усложнение “степени самостоятельности речи”: сопряженная, отраженная, краткие ответы на вопросы по знакомой картинке, самостоятельное описание знакомой картинки, пересказ прослушанного небольшого рассказа, рассказ по знакомой картинке и речь в беседе (спонтанная). Под комплексным методом реабилитации заикающихся предполагается проведение коррекционной работы в вышеупомянутых трех направлениях. Реабилитация заикающихся детей должна проводиться в коллективе в условиях учреждений типа дневного стационара или детского сада с лечебным уклоном. Комплексные системы реабилитации заикающихся подростков и взрослых. Система реабилитации для заикающихся подростков разработана главным образом для медицинских учреждений. Это связано с тем, что при реабилитации заикающихся подростков большое значение имеют различные виды психотерапевтической помощи, включая и гипнотическое воздействие. Одна из множества систем реабилитации для заикающихся подростков- система разработанная М.И. Буяновым, Б.3. Драпкиным, Е.В. Богдановой, Н.Б. Жихаревой и др. Как и с дошкольниками данная система реабилитации складывается из взаимодействия трех направлений: психотерапевтического, логопедического, психологического. Эти воздействия проводятся на фоне общеоздоровительного лечения с помощью лекарственных препаратов, лечебной физкультуры, физиотерапии и т.п. Особое место в этой системе занимает психотерапия, которая включает как общую, так и частную: рациональную, суггестивную и трудотерапию. С помощью рациональной терапии подростку разъясняются причины его речевой патологии, последовательно и постепенно воспитывается адекватная оценка своих возможностей и адекватное отношение к себе и речевому дефекту. С помощью этого вида психотерапии идет воспитание личности заикающегося подростка в целях переосмысления своей позиции к речевому дефекту, своего положения среди сверстников, своих возможностей получения образования, выбора профессии, устройства семьи. В процессе суггестивной терапии, которая проводится обычно в бодрствующем состоянии заикающихся подростков, внушаются мысли о возможности полного избавления от речевой патологии. Логопедическая коррекция заикания у подростков предусматривает на первом этапе формирование техники речи, которая включает в себя постановку дыхания, голоса и работу над артикуляцией. Обучение строится на материале упрощенных форм речевых заданий. Логопедическая работа проводится одновременно с психотерапией. На втором этапе логопедической коррекции используются освоенные формы техники речи на более сложном речевом материале: чтение текстов и их пересказ. На этом этапе особое внимание уделяется также пониманию подростками содержания и смысла текста. На логопедических занятиях отрабатывается материал, который подросток затем будет отвечать в школе на уроках. На третьем этапе логопедической работы проводится автоматизация новых навыков речи и использование их в различных видах речевой деятельности, в том числе и в спонтанной речи в различных ситуациях общения. Особое внимание уделяется воспитанию психологической устойчивости к речевым и другим трудностям, рациональному преодолению стрессовых ситуаций. Общий комплекс мероприятий по реабилитации заикающихся включает работу с семьей. На протяжении всего курса реабилитации родители подростка могут посещать логопедические занятия, регулярно получают сведения от логопеда о работе с подростком, его успехах и трудностях.

  3.ОСОБЕННОСТИ НАРУШЕНИЙ РЕЧИ У УМСТВЕННО ОТСТАЛЫХ ДЕТЕЙ.

Умственное и речевое развитие ребенка тесно связаны между собой, но вместе с тем развитие речи и познавательной деятельности характеризуются определенными особенностями. Формирование речи основывается на развитии познавательной деятельности. Уровни речевого развития у детей с идиотией, имбецильностью и дебильностью существенно различаются. Интеллектуальная недостаточность отрицательно сказывается на речевом развитии ребенка. Однако отсутствует явная, непосредственная корреляция между степенью снижения интеллекта и уровнем развития речи. Так, среди детей с умственной отсталостью в степени дебильности встречаются дети как с очень низким уровнем речевого развития, с разнообразными нарушениями речи, так и со значительно более высоким уровнем владения речью. Уровень речевого развития большинства умственно отсталых детей гораздо ниже, чем позволяет их умственное развитие. Выделяются две группы олигофрении (Г.Е. Сухарева): 1) олигофрения с недоразвитием речи, 2) атипичная олигофрения, осложненная речевым расстройством. У первой группы умственно отсталых детей имеет место недоразвитие речи, целиком обусловленное уровнем интеллектуального недоразвития; у второй группы, особенно у детей дошкольного и младшего школьного возраста, кроме недоразвития речи отмечаются разнообразные речевые расстройства. У детей с умственной отсталостью могут наблюдаться все формы нарушений речи (дислалия, дизартрия, ринолалия, дисфония, дислексия, дисграфия, заикание и т.д.). Расстройства речи у умственно отсталых детей проявляются на фоне грубого нарушения познавательной деятельности, аномального психического развития в целом. Речевые нарушения у этих детей носят системный характер, т.е. страдает речь как целостная функциональная система. При умственной отсталости нарушаются все компоненты речи: ее фонетико-фонематическая сторона, лексика, грамматический строй. У умственно отсталых детей отмечается несформированность как импрессивной, так и экспрессивной речи. Отмечаются слабость мотивации, снижение потребности в речевом общении; нарушено смысловое программирование речевой деятельности, создание внутренних программ речевых действий. К старшим классам у большинства умственно отсталых школьников происходит коррекция нарушений сенсорного и моторного уровней речи, полное устранение нарушений фонетической стороны речи (звукопроизношения, просодических компонентов). В то же время языковой и смысловой уровни развития речи у этих детей не достигают нормы. Нарушения речи у умственно отсталых детей имеют сложную структуру. Они разнообразны по своим проявлениям, механизмам, стойкости и требуют дифференцированного подхода при их анализе. Симптоматика и механизмы речевых расстройств у этих детей определяются не только наличием общего, диффузного недоразвития мозга, что обусловливает системное нарушение речи, но и локальной патологией зон, имеющих непосредственное отношение к речи, что еще более усложняет картину нарушений речи при умственной отсталости. Расстройства речи у умственно отсталых детей характеризуются стойкостью, они с большим трудом устраняются, сохраняясь вплоть до старших классов вспомогательной школы.


Поделиться с друзьями:

mylektsii.su - Мои Лекции - 2015-2024 год. (0.007 сек.)Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав Пожаловаться на материал