Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Логопедическая ритмика в сис-ме комплекс. коррекц. работы при различных речев. расстройствах.Логопедическая ритмика – это реабилитационная методика воспитания, лечения и обучения людей с различными аномалиями развития. Объект логоритмики- структура речев.дефекта, неречев. психич. фун-ии и речев. нарушения у лиц с речев. патологией. Предметом логоритмики является как нарушение моторных функций человека с недостатками речи, так и целостная система движений в сочетании с музыкой и словом. Основной целью логоритмики является преодоление речевого нарушения путем развития, воспитания и коррекции двигательной сферы у людей с речевой патологией. Задачи: 1. Оздоровительные: коррекция осанки, укрепление костно-мышечной системы, улучшение деятельности сердечно-сосудистой системы и т.п. 2. Образовательные: овладение пациентами двигательными навыками, умениями. 3. Воспитательные: умственное, нравственное, трудовое воспитание лиц с речевой патологией. Особенности логоритмики: Логоритмика отличается от ритмики прежде всего тем, что она включает в себя помимо понятий «движение» и «музыка» еще и понятие «речь». Логоритмика создает благоприятные условия для тренировки процессов торможения, возбуждения или их равновесие. Логоритмика благотворно воздействует на ЦНС темпом, ритмом, динамикой и словом. Способность выработки индивидуального ритма ребенка, группы, всего коллектива. Логоритмика позволяет упорядочить и усовершенствовать протекающие ритмические логопедические процессы. Логоритмика позволяет развивать сосредоточения. Этому способствует коллективное выполнение движений. Характеристика основных звеньев логоритмического воздействия.(2 звена).1 звено : Коррекция неречевых психологических функций: 1. Развитие восприятия, слухового внимания и слуховой памяти.Начинается с отдельных звуков, затем музыкальные произведения. Постепенно подвести детей к целостному восприятию музыкальных произведений. Учат различать высоту звука, ритм, динамику произведения. Вводятся певческие упражнения: гласных, слогов, звукоподражаний. Далее пение песен после прослушивания, пение без музыкального сопровождения.2. Развитие зрительного восприятия, внимания, памяти. Показ движений, ходьба в разных вариантах, построение, перестройка, перестройка в группировках.3. Общепространственное представление: исходное положение тела, выполнение движения в определенных координатах (справа – налево, сверху - вниз), объясняется траектория движения.4. Развитие координации общих движений, тонкой моторики и мимики лица. Необходимо вырабатывать двигательные умения, двигательные навыки. 5.Воспитание чувства темпа и ритма движения.6. Воспитание личностных качеств: подражание, активность, самостоятельность, волевых качеств, смелость, настойчивость.Логоритмика всегда проводится в коллективе, нормализуется функция коммуникации. 2 звено. Развитие речи и коррекция речевых нарушений: 1. Воспитание и развитие темпа и ритма дыхания. При ринолалии, заикании, тахилалии. 2. Развитие орального праксиса. На основе воспитания речевой и мимической моторики. 3. Развитие просодической стороны речи.4. Развитие фонематического восприятия (развитие слухового внимания и памяти).5. Воспитание темпа и ритма речи.6. Коррекция речевых нарушений (индивидуально). Методы и приемы обучения логопедич. ритмике.1. Наглядные методы-обеспечивает яркость чувств-го восприятия и двигат. ощущений. Выделяют след-ие приемы: а) наглядно-зрительные – показ педагогом образца движения или его отдел-х двигат-х элементов.б) тактильно-мышечные – включение в двигат. деят-ть различных пособий.в) наглядно-слуховые – звуковая регуляция движений.(инструментальн. музыка или песня). 2. Словесные методы-обращены к сознанию занимающ-ся ребенка, помогают осмысливать поставленную задачу и сознат-но выполнять двигательн. упраж-я. приемы: а) краткое объяснение новых движений с опорой на имеющийся жизнен. опыт и представления реб-ка б) пояснение, сопровождающее конкретный показ движения или уточняющий его элементы.в) указание, необходимое при воспроизведении показ. педагогом движения.г) беседа – при введении новых упражнений и подвижн. игр.д) вопросы до выполнения движения для осознания последоват-ти действий е) команды, распоряжения и сигналы, требующие от педагога различн. интонации.ж) образный сюжетный рассказ. 3. Практические методы- а) игровой метод.б) соревновательный-используется для совершенств-я уже отработанных двигательных навыков, чув-ва коллективизма. Средства логопедической ритмики ( система постепенно усложняющихся ритмических и музыкальных упражнений).1. Вводные упражнения.2. Упражнения на развитие дыхания, голоса и артикуляции.3. Регуляция мышечного тонуса, умение ребенка расслабиться, не напрягать мышцы.4. Активизация внимания.5. Счетные упражнения. 6. Упражнения без музыкального сопровождения.7. Упражнение на воспитание музыкального ритма.8. Речевые упражнения без музыкального сопровождения.9. Музыкальная самостоятельная деятельность детей.10 Слушание музыки. 11. Сюжетные игры: спортивные игры вводить осторожно, не нарушая воспитательного темпа.12. Заключительные упражнения (могут закончиться ходьбой, можно релаксацией и т.п., в зависимости от того, что будут делать дети дальше). 3. Коррекция нарушений лексико-грамматической стороны речи у умственно отсталых школьников Пути коррекции нарушения лексико-грамматической стороны речи. В процессе коррекционного воздействия ведется работа по обогащению словарного запаса, уточнению значения слов, по развитию семантики слова, формированию лексической системности и семантических полей. Особого внимания требует предикативный словарь (глаголы и прилагательные). Важным направлением логопедического воздействия является усвоение детьми слов обобщающего характера, местоимений, числительных, наречий.Последовательность работы над грамматическими формами: от конкретного к абстрактному, от семантически простых форм к более сложным, от простых по грамматическому оформлению к более сложным. Проводится работа над падежными окончаниями, развитием функции словоизменения, словообразования, усвоением глубинно-семантических отношений внутри высказывания, над распространением предложений. Нарушения лексико-грамматической стороны речи. У детей с нарушениями интеллекта наблюдается бедность словарного запаса, неточность употребления слов, трудности актуализации словаря, преобладание пассивного словаря над активным, нарушение процесса организации семантических полей. Они не знают названий многих предметов, частей предметов, в их словаре доминируют существительные с конкретным значением, отсутствуют слова обобщающего характера, мало прилагательных, наречий, преобладают замены слов по семантическому сходству. Пассивный словарь шире активного, но он с трудом актуализируется; часто для его воспроизведения требуется наводящий вопрос; многие слова так и не становятся понятиями.Несформированность грамматической стороны речи проявляется в аграмматизме, в трудностях выполнения многих заданий, требующих грамматических обобщений, выявляются искажения в употреблении падежей, смешения предлогов, неправильные согласования существительного и числительного, существительного и прилагательного.Функция словообразования менее сформирована, чем словоизменение. Для высказываний детей характерны простые, нераспространенные предложения, часто структурно не оформленные, с пропусками главных членов. Увеличение длины предложения происходит за счет перечисления событий, объединения предложений с помощью интонации и союза «и». Методика коррекции нарушений лексико- грамматической стороны речи. Недоразвитие познавательной деятельности умственно отсталых детей сказывается на формировании лексики, на овладении активным и пассивным словарем. Развитие лексики. Логопедическая работа по развитию лексики тесно связана с формированием представления об окружающей действительности и познавательной деятельности умственно отсталого ребенка. Развитие лексики проводится в следующих направлениях: обогащение словарного запаса уточнение значения слова, расширения семантики слова, особенно важной является работа по усвоению слов обобщающего значения, которые очень медленно усваиваются умственно отсталыми детьми. Работа над уточнением значения слова тесно связана с формированием представлений детей об окружающих предметах и явлениях, с овладением классификацией предметов. На логопедических занятиях мы уточняем значения таких слов, как: овощи, фрукты, одежда, обувь, посуда, мебель,, домашние и дикие животные и др.(Примерные задания: 1.Назвать одним словом все предметы.2. Назвать овощи и фрукты и т.д. 3.Найти лишнюю картинку (морковью лук, самолет, капуста)и другие) В логопедической работе по обогащению словарного запаса особого внимания требует предикативный словарь (глаголы и прилагательные). Для этого использую различные игры. «Кто как передвигается» Человек ходит, черепаха ползает, птица летает, лягушка прыгает, заяц скачет, рыба плавает. «Кто как голос подает». Корова мычит, воробей чирикает, кошка мяукает, петух кукарекает, собака лает, свинья хрюкает, мышка пищит, утка крякает, медведь рычит. «Кто что делает» Учитель учит, врач лечит, повар варит, художник рисует, маляр красит. Овладение прилагательными начинается со слов, обозначающих основные цвета (белый, черный, синий, красный, зеленый, желтый) величину (большой, маленький), форму (круглый, квадратный, треугольный). В дальнейшем отрабатываются слова, обозначающие величину (высокий, низкий), толщину (широкий, узкий) вкусовые качества (сладкий, горький, соленый, кислый, качество поверхности (колючий, гладкий, пушистый), вес (тяжелый, легкий). Логопедическая работа по обогащению словаря предполагает и уточнение значений слов-синонимов. Актуализации словаря способствует и работа по звуковому анализу слова, закреплению его слухового и кинестетического образа. Расширение и обогащение словаря у умственно отсталых детей должно быть тесно связано с развитием грамматического строя речи. Данная страница нарушает авторские права? |