![]() Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Формирования
В социальной психологии выделяют три сферы, в которых осуществляется становление и формирование личности: деятельность, общение и самосознание. Венцом развития сознания является формирование самосознания, которое позволяет человеку не только отражать внешний мир, но, выделив себя в этом мире, познавать свой внутренний мир, переживать его и определенным образом к себе относиться. Осознание себя в качестве устойчивого объекта предполагает внутреннюю целостность, постоянство личности, которая, независимо от меняющихся ситуаций, способна при этом оставаться сама собой. Главная функция самосознания – сделать для человека доступными мотивы и результаты его поступков, дать возможность понять, каков он есть на самом деле, оценить себя. При неудовлетворительной оценке возможно дальнейшее самосовершенствование, саморазвитие, либо – включение защитных механизмов, вытесняющих неприятные сведения для избегания травмирующего влияния внутреннего конфликта. Другие функции самосознания: наиболее значимая – стать самим собой (сформировать себя как личность), остаться самим собой, невзирая на мешающие воздействия (сохранить границы психологического пространства личности) и уметь поддерживать себя в сложных обстоятельствах. В ходе социализации расширяются и углубляются связи (общение) человека с людьми, группами, обществом в целом, происходит становление в человеке образа его «Я». Образ «Я», или самосознание (представление о себе), не возникает у человека сразу, а складывается постепенно на протяжении его жизни под воздействием многочисленных социальных влияний и включает, по мнению В.С. Мерлина, четыре этапа: - сознание отличия себя от остального мира; - сознание «Я» как активного начала субъекта деятельности; - сознание своих психических свойств, эмоциональная самооценка; - социально-нравственная самооценка или самоуважение, формирующееся на основе накопленного опыта общения и деятельности. Критериями самосознания являются: 1) выделение себя из среды, осознание себя как субъекта, автономного от среды (физической и социальной); 2) осознание своей активности – «я управляю собой»; 3) осознание себя «через другого» («то, что я вижу в других - может быть и моим качеством»); 4) моральная оценка себя, наличие рефлексии – осознание своего внутреннего опыта. Ощущение человеком своей единственности поддерживается непрерывностью его переживаний во времени: человек помнит о прошлом, переживает настоящее, обладает надеждами на будущее. Непрерывность таких переживаний дает ему возможность интегрировать себя в единое целое. В структуре самосознания можно выделить: 1) осознание близких и отдаленных целей, мотивов своего «Я» («Я как действующий субъект»); 2) осознание своих реальных и желаемых качеств («Реальное Я» и «Идеальное Я»); 3) познавательные, когнитивные представления о себе («Я как наблюдаемый объект»); 4) эмоциональное, чувственное представление о себе (самопринятие). Таким образом, самосознание включает в себя: а) самопознание (интеллектуальный аспект познания себя) и б) самоотношение (эмоциональное отношение к самому себе). Каждый новый социальный контакт меняет представление человека о себе, делая его более многогранным. Сознательное поведение является по преимуществу не столько проявлением того, каков человек на самом деле, сколько результатом представлений человека о себе, сложившихся на основе общения с окружающими.
|