Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Логотерапия В. Франкла
Логотерапия (с греч. logos – слово, речь и thererapeia – забота, уход, лечение) – одно из направлений психотерапии, ориентированное на исследование смыслозначимых характеристик существования и на оказание помощи в поиске и осознании смысла жизни, что дает хороший лечебный эффект. Логотерапию трудно назвать теорией в строгом смысле слова. Она близка к гуманистической психологии, хотя во многом основывается на психоанализе. Логотерапия – это терапия, ориентированная на обретение смысла жизни. Создатель логотерапии – В. Франкл, основатель 3-й Венской школы психотерапии (после школ Фрейда и Адлера). После краткого увлечения психоанализом В. Франкл работал над созданием своей концепции, окончательное оформление которой произошло в экстремальных условиях фашистского концентрационного лагеря, узником которого В. Франкл был в 1942 – 1945 гг. Его теоретические и психотерапевтические взгляды прошли серьезную апробацию как собственным опытом, так и опытом его пациентов, психолого-философскими воззрениями его коллег и учеников. Самая известная книга В. Франкла – «Человек в поисках смысла» - неоднократно переиздавалась во всем мире. Концептуальная база логотерапии складывается из трех сопряженных учений экзистенциального типа: 1) о стремлении к воле, к смыслу; 2) о смысле жизни; 3) о свободе воли. В этом аспекте заложено несогласие – с бихевиоризмом, по сути, отвергающим представление о свободе воли; – с психоанализом, выдвигающим идеи о стремлении к удовольствию или воле к власти; что же касается смысла жизни, то Фрейд полагал, что человек, задающийся этим вопросом, тем самым проявляет психическое неблагополучие. Стремление к осознанию смысла жизни В. Франкл считает врожденным, и именно этот мотив является ведущей силой развития личности. Смыслы не являются универсальными, они уникальны для каждого человека в каждый момент его жизни, и смысл жизни всегда связан с реализацией человеком своих возможностей, но обретение и реализация смысла всегда связаны с внешним миром, с творческой активностью человека и его продуктивными достижениями. Франкл, отстранившись от глубинных психоаналитических ориентаций, стремился к постижению вершинных психических переживаний и использованию знаний о них для терапии. Он обратил особое внимание на ноогенные неврозы (характеризуются утратой смысла жизни) и, ставя целью, раскрытие стремления человека к обретению смысла существования, ориентировал терапию на преодоление «экзистенциального вакуума» – чувства пустоты и бессмысленности, а также на преодоление избыточного давления «трагического триединства человеческого существования» – страдания, вины и смерти. Согласно Франклу, вопрос о смысле жизни естественен для человека, и именно то обстоятельство, что человек не стремится обрести его и не видит ведущих к тому путей, выступает основной причиной психологических трудностей и негативных переживаний в связи с отсутствием бессмысленности и никчемности жизни. Теория и практика логотерапии исходят из того, что основная движущая сила в поведении и развитии личности – именно стремление человека к поиску и реализации смысла своей жизни. Отсутствие смысла жизни или невозможность его реализовать порождает состояния экзистенциального вакуума и экзистенциальной фрустрации, которые являются причиной ноогенных неврозов, связанных с апатией, депрессией и утратой интереса к жизни, а также со стремлением к минимизации внутреннего напряжения. В центре концепции В. Франкла стоит учение о ценностях, т.е. понятиях, несущих в себе обобщенный опыт человечества о смысле типичных ситуаций. Он выделял три класса ценностей, позволяющих сделать осмысленной человеческую жизнь: ценности творчества (например, труд), ценности переживания (например, любовь), и ценности отношения, сознательно принимаемого по отношению к тем критическим жизненным обстоятельствам, которые невозможно изменить. Так как смысл жизни можно найти в любой из этих ценностей и поступках, порождаемых ими, то из этого следует, согласно логике В. Франкла, что нет таких ситуаций и обстоятельств, в которых человеческая жизнь утратила бы свой смысл. Нахождение смысла в конкретной ситуации В. Франкл называет осознанием возможностей действия по отношению к данной ситуации. Именно на такое осознание и направлена логотерапия, помогающая человеку увидеть весь спектр потенциальных смыслов, содержащихся в ситуации, и выбрать тот, который согласуется с его совестью. Важно: смысл должен быть не только найден, но и реализован, т.к. его реализация связана с реализацией человеком самого себя. Деятельность человека в реализации смысла должна быть абсолютно свободной. В. Франкл ввел понятие о ноэтическом уровне существования человека, пытаясь вывести его из-под действия биологических законов. Признавая, что наследственность и внешние обстоятельства задают определенные границы возможностей, он подчеркивает наличие трех уровней существования человека: биологического, психологического и ноэтического, или духовного уровня. Именно в духовном существовании находятся смыслы и ценности, играющие определяющую по отношению к нижележащим уровням роль. Главное препятствие в поисках смысла жизни – центрация человека на самом себе, неумение выйти «за пределы себя» – как к другому человеку, так и к смыслу жизни. Смысл существования объективно заложен в каждом моменте жизни; психотерапевт не может определить его для клиента, так как он для каждого свой, но может помочь его увидеть. Особый, уникальный смысл жизни или выполняющие его функцию обобщенные ценности можно найти в одной из трех сфер: творчестве, переживании и сознательно принимаемом отношении к тем обстоятельствам, которые невозможно изменить. Таким образом, В. Франкл формулирует идею о возможности самодетерминации, которая связана с существованием человека в духовном мире. В этом плане понятие ноэтического можно рассматривать как более широкое по отношению к тем, что связывают свободу воли с каким-то одним видом духовной жизни.
|