Студопедия

Главная страница Случайная страница

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






В идеальном случае программа теоретико-прикладного исследования включает следующие, по мнению различных авторов, элементы.

Лекция 15. Функции и структура программы социологического исследования

 

План лекции:

1. Понятие и функции программы социологического исследования.

2. Структура программы социологического исследования.

 

Программа социологического исследования – это изложение его теоретико-методологических предпосылок (общей концепции) в соответствии с основными целями предпринимаемой работы и гипотез исследования с указанием правил процедуры, а также логической последовательности операций для их проверки (В.А.Ядов).

Программа, исходя из своего назначения, выполняет функции:

- теоретико-методологическую (методологическую), которая позволяет определить научную проблему и подготовить основы для ее решения в контексте изменяющегося теоретического знания в данной сфере;

- методическую, которая позволяет наметить методы сбора социологической информации и описания ожидаемых результатов, благодаря которым можно осуществить переход от теоретических положений к эмпирическим фактам, затем, от них к новым теоретическим обобщениям, выводам и практическим рекомендациям;

- организационную, которая позволяет спланировать деятельность исследователя или коллектива исследователей на всех этапах работы, определять ее последовательность и проводить контроль поэтапного хода исследования.

Построение программы – это изложение и обоснование логики и методов исследования объекта соответственно решаемым задачам.

Требования к программе исследования.

1. Эксплицитность. Все её положения должны быть чёткими, все элементы – продуманными в соответствии с логикой исследования и ясно сформулированными.

2. Логичность.

3. Гибкость программы. Отдельные положения её могут уточняться по мере обнаружения ошибок.

В идеальном случае программа теоретико-прикладного исследования включает следующие, по мнению различных авторов, элементы.

В.А. Ядов [1]. Программа социологического исследования включает м етодологический раздел программы: 1. Формулировка проблемы, определение объекта и предмета исследования. 2. Определение цели и постановка задач исследования. 3. Уточнение и интерпретация основных понятий. 4. Предварительный системный анализ объекта исследования. 5. Развертывание рабочих гипотез. Методический раздел программы: 6. Принципиальный (стратегический) план исследования. 7. Обоснование системы выборки единиц наблюдения. 8. Набросок основных процедур сбора и анализа исходных данных. Программа дополняется рабочим планом, в котором упорядочиваются этапы работы, сроки осуществления исследования, оцениваются необходимые ресурсы и т.д.

А.И. Кравченко [2]. Программа социологического исследования включает подробное, четкое завершенное изложение следующих узловых моментов: методологической части (формулировка и обоснование проблемы, указание цели, определение объекта и предмета исследования, логический анализ основных понятий, формулировка гипотез и задач исследования) и методической части (определение обследуемой совокупности, характеристика используемых методов сбора первичной социологической информации, логическая структура инструментария для сбора этой информации, логические схемы ее обработки на ЭВМ). Выделяют следующие основные этапы составления программы исследования: формулировка проблемы; определение цели, задач, объекта и предмета исследования; логический анализ основных понятий; выдвижение гипотез; определение выборочной совокупности; составление инструментария; полевое обследование; обработка и интерпретация полученных данных; подготовка научного отчета.

В.Г. Гречихин [3]. Методологический раздел программы, состоит из следующих элементов: 1. Формулировка проблемы; определение цели и задач исследования. 2. Определение объекта и предмета исследования. 3. Интерпретация основных понятий. 4. Предварительный системный анализ объекта исследования. 5. Формулировка рабочих гипотез. Методико-процедурный раздел программы включает в себя: 1. Принципиальный (или стратегический) план исследования. 2. Набросок основных процедур сбора и анализа первичных данных.

Р азличное распределение содержания программы по разделам, у разных авторов, происходит в зависимости от вида исследования, особенностей проблемы исследования, целей и задач исследования, ожидаемых конечных результатов, традиций социологической лаборатории, опыта разработчиков программы, финансовых возможностей и т.д.

Объем программы бывает различным. Она может излагаться кратко, несколько страниц, или представлять собой объемный том.

Распространенная практика социологического исследования использовать программу социологического исследования, состоящую из двух разделов: методологического и методического.

Методологический раздел программы состоит из следующих элементов:

1. Формулировка темы, проблемы, определение цели и постановка задач исследования.

2. Определение объекта и предмета исследования.

3. Уточнение и интерпретация основных понятий.

4. Выдвижение рабочих гипотез.

Тема, проблема, цели и задачи исследования. Исходным пунктом всякого исследования является тема. В рамках одной темы можно выделить несколько проблемных ситуаций. Для исследования выбирается одна-две. Проблемная ситуация – это противоречие между потребностями развития объекта и его современным состоянием. То есть проблемная ситуация – это противоречие между знанием о потребностях людей в каких-либо результативных практических и теоретических действиях и незнанием того, какими путями, средствами, методами, способами, приемами реализовать эти действия.

Проблемную ситуацию создают реальные жизненные противоречия.

Необходимо различать проблемы социальные и проблемы научно-познавательные.

Социальная проблема – это социальное, жизненное противоречие, требующее организации целенаправленных действий для его устранения. Социальные проблемы различаются своим масштабом.

Научная проблема – это состояние «знания о незнании». В научной проблеме фиксируется противоречие между потребностями общества в новом знании и отсутствием соответствующих теорий. Например, общество нуждается в новых концепциях школьного образования.

Решение некоторых социальных проблем требует одновременно теоретических и практических действий. Поэтому, как правило, социологическое исследование является комплексным.

В программе нужно обосновать цели и задачи исследования.

Цель конкретного социологического исследования – это общая направленность исследования, проект действия, который ориентирует его на конечный результат. В зависимости от цели социологическое исследование может быть теоретико-познавательным и практически-прикладным.

Важной методологической частью программы конкретного социологического исследования является определение задач исследования. Цели и задачи исследования взаимосвязаны между собой.

Задачи конкретного социологического исследования – это совокупность конкретных целевых установок, направленных на анализ и решение проблемы. Задачи формулируют вопросы, на которые надо получить ответ для того, чтобы достичь цели исследования. Конечная цель исследования может быть названа его общей задачей.

Задачи могут быть:

- диагностика социальных явлений (причины конфликтов в трудовом коллективе);

- оптимизация социальных процессов (приведение в соответствие политической, экономической и правовой сфер общества);

- прогноз (какие условия надо создать, чтобы к 2005 году рождаемость возросла вдвое).

Программные цели и задачи исследования дисциплинируют работу и повышают ее эффективность.

Объект и предмет исследования

Сформулировав проблему, определив цели и задачи исследования, социолог выбирает объект своего исследования.

Объект – это то, на что направлен процесс познания, все то, что явно или неявно содержит социальное противоречие и порождает проблемную ситуацию. Объектом исследования может быть социальный процесс, область социальной действительности, какие-то социальные взаимоотношения, содержащие конфликт, противоречие, деятельность людей и сами люди.

Объект должен характеризоваться: четкими обозначениями явления по таким параметрам, как профессиональная принадлежность (рабочие, инженеры, этносы); пространственная ограниченность (регион, город, деревня); функциональная направленность (производственная – предприятия, политическая – партии, бытовая – сфера услуг, досуг).

Кроме выбора объекта социологического исследования, большое значение имеет правильное определение предмета социологического исследования. Предметом социологического изучения являются наиболее значимые свойства, стороны, особенности объекта или проблемы, которые непосредственно подлежат изучению.

Обычно предмет социологического исследования содержит в себе центральный вопрос проблемы.

Например, объект исследования – подростки, студенты. Предмет исследования ценностные ориентации, изменение ценностных ориентаций.

Например, при изучении эффективности высшего образования в качестве предмета могут быть выделены: 1. организация отбора в вуз наиболее талантливой молодежи; пути повышения квалификации преподавателей.

Уточнение и интерпретация основных понятий

Интерпретация основных понятий – одна из важных процедур разработки программы социологического исследования. Она включает теоретическое и эмпирическое уточнение понятий. Интерпретация основных понятий позволяет установить, по каким направлениям анализа должен осуществляться сбор социологических данных.

Под теоретической интерпретацией основных понятий понимается:

а) уточнение понятия с точки зрения теории, в которую оно включено, уяснение его места в структуре данной теории и связи его с другими ее понятиями;

б) выяснение отношения понятия к употреблению его в других теориях, областях знания, в том числе и в публицистике.

Теоретическая интерпретация основных понятий обязательна для любого социологического исследования, особенно в случаях, когда понятия не определены достаточно четко. Она позволяет раскрыть богатство заключенного в них содержания и таким образом создает основу для построения концептуальной схемы исследования, формулировки его целей, задач, гипотез, подбора материалов.

Однако только теоретической интерпретации основных понятий для проведения социологического исследования недостаточно. Дело в том, что, хорошо представляя себе проблему на теоретическом уровне, исследователь, как правило, не имеет четкого представления об особенностях соотношения между теоретическим описанием охватываемой ею (проблемой) предметной области, присущего ей противоречия и проявлением его в конкретных социальных фактах.

Для того чтобы, с одной стороны, такое представление получить, а с другой, задачи и выдвинутые гипотезы, сформулированные в терминах определенной социологической теории, реализовать и проверить с помощью соответствующей системы социальных фактов (эмпирических индикаторов), необходимо осуществить эмпирическую интерпретацию основных понятий, определить эти понятия операционально, т.е. соотнести с явлениями (элементами) реальной действительности так, чтобы последние были охвачены их содержанием и таким образом превратились в соответствующие эмпирические индикаторы и показатели каждого понятия.

Но будучи «представителями» эмпирически интерпретируемых понятий и терминов, эти элементы действительности являются вместе с тем показателями изучаемого объекта. Так через определенные факты социальной действительности, зафиксированные в исследовании, осуществляется соотношение социологических понятий с их собственными объективными аналогами, выступающими в качестве эмпирических характеристик (признаков, показателей, индикаторов) исследуемого объекта. При этом понятия содержательно уточняются, ограничиваются, а проявляемые свойства объекта эмпирически фиксируются и распознаются (идентифицируются).

В самом общем плане под эмпирической интерпретацией основных понятий понимаются определение группы фактов социальной действительности, фиксация которых позволяет определять, что в ней имеет место изучаемое явление. Так, например, индикаторами наличия у работника нового типа экономического мышления могут быть: готовность к изменениям в технологии, освоению передового опыта; умение совмещать профессии; участие в управлении коллективом, в рационализаторской и изобретательской деятельности; стремление овладевать экономическими знаниями и т.д.

Исследователь должен стремиться к максимально полному представлению понятия в системе индикаторов и показателей. Однако полная редукция (сведение) значения понятия к эмпирическим признакам принципиально не осуществима, ибо конечное число проявлений сущности изучаемого явления не тождественно самой этой сущности, отображенной в теоретическом понятии. В более или менее прямом и однозначном отношении с эмпирической базой находится лишь определенная часть содержания понятия. При этом у одних понятий эта часть намного больше, чем у других. Поэтому некоторые понятия социологической теории практически не поддаются непосредственно эмпирической интерпретации, и она осуществляется лишь косвенным образом, через другие понятия, находящиеся с ними в логической связи.

Интерпретация основных понятий является составной частью процедуры операционализации понятий.

Операционализация понятий – специфическая научная процедура установления связи концептуального аппарата исследования с его методическим инструментарием. Она объединяет в единое целое проблемы формирования понятий, техники измерения и поиска социальных индикаторов. Операционализация позволяет установить, о чем следует собирать социологические данные.

Процедура:

1.Перевод исходного понятия в показатели.

2. Перевод показателей в переменные.

3. Перевод переменных в индикаторы.

4. Определение методов сбора искомых данных.

Эмпирический индикатор позволяет:

- установить как и в какой форме надо подойти к сбору данных;

- правильно сформулировать вопросы в различных видах инструментария;

- определить структуру ответов на вопросы (шкалы, тесты).

Таким образом, работа с понятиями есть процедура установления связи между понятийным аппаратом и методическим инструментарием исследования.

Выдвижение рабочих гипотез

Главным процедурным моментом разработки программы исследования является формулировка гипотез. Гипотезы дают приращение нового знания. Если гипотезы плохо проработаны, то не следует проводить исследование.

В социологическом исследовании гипотезы – это обоснованные предположения о структуре социальных объектов, о характере связей между изучаемыми социальными явлениями и возможных подходах к решению социальных проблем.

Когда наших знаний недостаточно для объяснения данных наблюдений, возникают новые предположения – гипотезы.

Гипотезы тесно связаны с проблемами исследования. Они исходят из проблем и дают им вероятные объяснения.

Фазы построения социологических гипотез.

Первая фаза – сбор информации по исследуемой теме. Изучается имеющаяся по теме литература и другие источники информации: отчеты, статистические данные, материалы других исследований, сведения, полученные от экспертов, используется собственный опыт, если таковой имеется.

Вторая фаза – собственно формулирование рабочих гипотез на основе собранной и критически осмысленной информации. Это самая трудная процедура. Одно дело исследовать проблему текучести кадров на предприятии, другое – проблему ценностных ориентаций молодежи.

Третья фаза – группировка гипотез. Здесь надо выделить основные и не основные гипотезы и привести их в определенную систему.

Классификация гипотез. Гипотезы можно классифицировать по различным признакам.

По степени общности предположений есть гипотезы-основания и гипотезы-следствия. Они логически взаимосвязаны. Например, гипотеза-основание: общей причиной обнищания населения является кризис в экономике. А гипотеза-следствие – обнищание семей ведет к падению рождаемости.

С точки зрения задач исследования, гипотезы подразделяются на основные и неосновные. Является гипотеза основной или не основной определяется задачами исследования. Главное внимание при выдвижении гипотез уделяется основным предположениям, относящимся к центральному вопросу.

По степени разработанности и обоснованности различают первичные и вторичные гипотезы. Вторичные выдвигаются взамен первичных, если те опровергаются эмпирическими данными. В социологии гипотезы, которые разрабатываются до эмпирического исследования, называются рабочими, или исследовательскими гипотезами.

По содержанию предположений относительно изучаемого объекта гипотезы разделяют на описательные, объяснительные и прогнозные.

Описательные гипотезы – это предположения о существенных свойствах объектов (классифицированные), о характере связей между отдельными элементами изучаемого объекта (структурные).

Объяснительные гипотезы относятся к предположениям о причинно-следственных зависимостях в изучаемых социальных процессах и явлениях. Это наиболее значимые гипотезы, требующие экспериментальной проверки.

Прогнозные гипотезы – это такие гипотезы, которые раскрывают тенденции и закономерности развития данного объекта. (К 2015 году все образование в стране будет только платным).

Требования, предъявляемые к гипотезам:

1. Гипотеза не должна содержать понятий, которые не получили эмпирической интерпретации, иначе она не проверяема.

2. Гипотеза должна быть сформулирована на максимально простом и общем основании без излишних допущений и ограничений.

3. Гипотеза должна иметь смысл в рамках исследуемой проблемы.

4. Гипотеза должна проверяться эмпирически. В противном случае она останется лишь предположением, высказыванием, выражающим субъективное мнение.

5. Логический анализ гипотезы должен установить ее внутреннюю непротиворечивость.

Наряду с теоретическим, большое значение имеет методический раздел программы, который включает в себя описание методики и организации исследования.

Определение источников информации. Проверка выдвинутых гипотез исследования осуществляется на основе анализа собранной информации, полученной из различных источников. В качестве последних могут выступать:

- документальные источники (информация, которая собирается регулярно о различных сторонах жизнедеятельности общества и хранится в архивах различного профиля; данные переписи населения; архивы предприятий; данные специальных исследований об условиях жизни);

- данные, полученные с помощью анкет «простой» структуры (маркетинговые исследования, мониторинги разного вида);

- данные, полученные посредством анкет «сложной» структуры;

- данные об использовании бюджета времени;

- текстовые данные (ответы на открытые вопросы анкеты; результаты интервью и пр.).

Выбор источников информации определяется задачами исследования, содержанием гипотез, а также материальными и временными возможностями проведения исследования.

Наряду с источниками информации во второй части программы рассматриваются методы и техника получения информации. Как правило, в исследовании используется комплекс разнообразных методов и технических приёмов сбора информации. Наиболее распространёнными в социологических исследованиях являются такие методы, как опрос, изучение документов, наблюдение.

Правила методических исследований:

1. Ни один метод не является универсальным, но имеет свои чётко очерченные возможности.

2. Не существует плохих и хороших методов, есть лишь адекватные и неадекватные исследовательским задачам.

3. Надёжность метода обеспечивается соблюдением правил его применения.

4. Адекватность и надёжность метода проверяется в пилотажном исследовании.

С учётом того, что социологические исследования в большинстве случаев не предполагают сплошное изучение всех единиц объекта, центральное значение в этом разделе занимает обоснование выборки.

В программе должно быть четко указано: 1). Каков объект эмпирического исследования? 2). Является исследование сплошным или выборочным? 3). Если оно является выборочным, то претендует ли оно на репрезентативность?

Важной с методической точки зрения является разработка инструментария исследования. Инструментарий – методические документы, с помощью которых осуществляется сбор социологической информации. В качестве таковых выступают анкеты, листы интервью, листы наблюдений, бланки и т.д., заполняемые как самим респондентом, так и социологом.

Разработка формы и содержания инструментария тесно увязывается с гипотезами исследования. Вопросы, поставленные в анкетах и листах интервью, представляют собой операционализированную форму гипотез, причём каждой выдвинутой гипотезе соответствует свой блок вопросов, с помощью которых она проверяется. Анализ ответов респондентов по этим вопросам даёт возможность установить в определенной степени истинность или ложность гипотетических предположений.

Описание способов обработки и анализа собранной информации. Методически грамотное исследование всегда предусматривает перспективу дальнейшей обработки и анализа полученной информации. Это означает, что процедурная часть программного документа обязательно должна содержать программу работы с добытой информацией. Моменты, которые должны найти отражение в программе обработки и анализа социологической информации:

- определение способа кодировки информации;

- составление методики первичной обработки информации (проверка информации на полноту и точность заполнения);

- рассмотрение вопросов, связанных с вторичной обработкой информации.

Вторичная обработка информации предполагает широкое применение методов статистики: группировку, подсчёт средних величин и мер отклонения, расчёт коэффициентов корреляции, индексов и т.д.

Цель вторичной обработки – получение информации, пригодной для теоретического анализа, выработки выводов и практических рекомендаций.

Программа обработки и анализа информации предусматривает наряду с выбором адекватного математического аппарата также определение технических средств и места обработки.

И, наконец, завершает разработку программы рабочий план исследования, представляющий собой документ, содержащий весь комплекс организационно-технических работ, выполняемых социологом с момента получения социального заказа на проведение исследования и кончая этапами оформления полученных результатов и передачи их заказчику.

К числу основных этапов исследования следует отнести: составление и заключение договора с заказчиком; предварительный сбор информации об изучаемом явлении; разработку самой программы исследования; апробирование и тиражирование инструментария; проведение организационной работы на объекте; инструктаж тех, кто будет заниматься сбором информации (подготовка анкетёров, интервьюеров); сбор информации, первичная и вторичная её обработка; анализ информации; осуществление контроля за ходом исследования и качеством информации; оформление полученных результатов, подготовка итогового документа.

Виды работ, предусмотренных рабочим планом, не обязательно должны осуществляться в указанной последовательности. Многие из них могут и должны выполняться параллельно. Рабочий план также включает временной график осуществления различных видов работ с указанием ответственных лиц на каждом этапе исследования.

 

Использованная литература:

1. Гречихин В.Г. Лекции по методике и технике социологических исследований: Учебное пособие. М., 1988.

2. Михайлов С. Эмпирическое социологическое исследование. М.: Изд-во «Прогресс», 1975. 382 с.

3. Рабочая книга социолога / под общ. ред. и с предисл. Г.В. Осипова. 3-е изд. М.: Едиториал УРСС, 2003. 480 с.

4. Смехнова Г.П. Основы прикладной социологии. М.: Вузовский учебник, 2012. 252 с.

5. Тавокин Е.П. Основы методики социологического исследования: Учебное пособие. М.: ИНФРА-М, 2012. 239 с.

6. Ядов В.А. Социологическое исследование: методология, программа, методы. М.: Наука, 1972. 240 с.


[1] Ядов В.А. Стратегия социологического исследования. Описание, объяснение, понимание социальной реальности. М., 1999. С. 70.

[2] Кравченко А.И. Социология. Учебник. М., 2001. С. 434.

[3] Гречихин В.Г. Лекции по методике и технике социологических исследований: Учебное пособие. М., 1988. С. 36.

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Лекция 13. Эксперимент в социологии | Лекция 16. Статистический анализ социологических данных
Поделиться с друзьями:

mylektsii.su - Мои Лекции - 2015-2024 год. (0.016 сек.)Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав Пожаловаться на материал