![]() Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Структура и функции органов государственного регулирования ВЭД в Республике Беларусь
Высшим уровнем управления внешнеэкономической деятельностью в Республике Беларусь являются Президент, Парламент и Совет Министров. Специальным государственным органом, осуществляющим общую координацию внешнеэкономической деятельности в республике, является Министерство иностранных дел Республики Беларусь (МИД РБ). В своей деятельности оно подчиняется непосредственно Совету Министров Республики Беларусь. В процесс управления ВЭД также вовлечены Министерство экономики Республики Беларусь, Министерство финансов Республики Беларусь, Национальному банку Республики Беларусь, Государственный таможенный комитет Республики Беларусь, Белорусская торгово-промышленная палата На Министерство иностранных дел Республики Беларусь возложены задачи разработки решений по вопросам государственной внешней политики и обеспечению их реализации, совершенствованию форм сотрудничества с зарубежными странами, координация деятельности предприятий и государственных органов в области торгово-экономических отношений с иностранными партнерами, принятия мер по стимулированию развития экспортно-импортных операций. Министерство иностранных дел Республики Беларусь выполняет следующие функции: - разрабатывает проекты международных договоров республики, проводит работу по их заключению и исполнению; - разрабатывает предложения по приведению законодательства республики в соответствие с международными обязательствами; - осуществляет анализ отчетного торгового и платежного балансов и разрабатывает их прогнозные показатели; - устанавливает связи и развивает сотрудничество с зарубежными и международными организациями; - ведет подготовку и участвует в осуществлении визитов государственных и правительственных делегаций Республики Беларусь за рубеж, а также государственных и правительственных делегаций иностранных государств в Беларусь, обеспечивает соблюдение единого государственного протокола республики; - принимает участие в работе по привлечению в экономику республики иностранных производственных и финансовых инвестиций и анализирует их эффективность; - совместно с заинтересованными сторонами участвует в антидемпинговых расследованиях в отношении товаров (работ, услуг), производимых юридическими и физическими лицами республики Беларусь; - оказывает содействие в создании за рубежом торговых домов, консалтинговых фирм. Министерство экономики Республики Беларусь разрабатывает и проводит единую государственную социально-экономическую политику страны в целом и, в частности, в сфере международного сотрудничества, участвует в составлении платежного баланса страны. Министерство управляет государственным имуществом и приватизацией, поддерживает предпринимательство, координирует проведение государственной инвестиционной политики, обеспечивает противодействие монополистической деятельности и конкуренции. Для этого в его структуре с правом юридического лица созданы департамент по предпринимательству, департамент по санации и банкротству, фонд государственного имущества. Выполняя функции координации инвестиционной политики, Министерство экономики Республики Беларусь разрабатывает меры по привлечению иностранных инвестиций, созданию и функционированию СЭЗ на территории республики, проводит экспертизу инвестиционных проектов, взаимодействует с международными финансовыми институтами. Министерство финансов Республики Беларусь регулирует кредитно-денежную сферу, участвует в выработке решений по вопросам формирования и использования Государственного валютного фонда, проводят экспертизу инвестиционных проектов, представленных для финансирования за счет иностранных инвестиций, определяет методические основы разработки платежного баланса. Значительное место в системе регулирования внешней экономической деятельности принадлежит Национальному банку Республики Беларусь. Совместно с Министерством финансов Республики Беларусь Национальный банк Республики Беларусь определяет условия и порядок финансирования внешнеэкономической деятельности. Он регулирует валютные операции и курс белорусского рубля по отношению к валютам других государств, вывоз белорусского капитала, выдает лицензии коммерческим банкам на осуществление валютных операций, участвует в осуществлении валютного контроля по экспорту и импорту. Национальный банк определяет порядок и выдает разрешение на открытие в республике иностранных банков, их филиалов и представительств. Государственный таможенный комитет Республики Беларусь (ГТК) выполняет следующие функции: - принимает участие в разработке таможенного законодательства и реализации таможенной политики Республики Беларусь; - осуществляет контроль за пересечением государственной границы республики гражданами и грузами путем декларирования грузов и имущества; - участвует в изменении ставок таможенных пошлин, а также размеров таможенных сборов; - осуществляет взимание таможенных пошлин, сборов; - осуществляет защиту интересов Беларуси от незаконного вывоза грузов, ценностей; - проводит конфискацию грузов, имущества, незаконно ввозимых в республике; - ведет таможенную статистику; - принимает участие в валютном и экспортном контроле. Белорусская торгово-промышленная палата (БелТПП) является негосударственной некоммерческой организацией, содействующей развитию национальной экономики, промышленных, научно-технических и торговых связей Республики Беларусь с другими странами. Она основана на членстве юридических лиц и индивидуальных предпринимателей республики. БелТПП выражает интересы белорусских производителей товаров, работ и услуг, независимо от формы собственности, осуществляющих предпринимательскую деятельность на территории республики и за ее пределами. БелТПП осуществляет свою деятельность в целях содействия развитию белорусской экономики, интегрированию ее в мировую хозяйственную систему, формированию рыночной инфраструктуры, созданию благоприятных условий для предпринимательской деятельности, осуществлению и упорядочению внешнеэкономических связей субъектов предпринимательской деятельности с иностранными партнерами, а также решению торгово-экономических связей республики с другими странами. БелТПП выполняет следующие функции: - оказывает помощь белорусским субъектам хозяйствования в развитии производства конкурентоспособной продукции, осуществлении их хозяйственной и внешнеэкономической деятельности; - содействует привлечению в национальную экономику иностранных инвестиций; - содействует развитию экспорта белорусских товаров, работ и услуг, оказывает практическую помощь белорусским субъектам хозяйствования в проведении операций на внешнем рынке; - организует обучение специалистов современным методам ведения предпринимательской и внешнеэкономической деятельности, в том числе в других странах; - представляет и защищает интересы членов БелТПП при осуществлении внешнеэкономической деятельности, как в республике, так и в иностранных государствах; - осуществляет консультационно-информационную деятельность по вопросам исследования и освоения зарубежных рынков, поиска иностранных партнеров по торгово-экономическому сотрудничеству; - распространяет информацию об экспортном, промышленном и научно-техническом потенциале республики, обычаях и правилах международной торговли. Свои функции БелТПП выполняет следующими методами: - организует международные, национальные выставки и ярмарки, деловые встречи, конференции, семинары в республике и других странах; - подтверждает подлинность документов, используемых в международном экономическом обороте, свидетельствует форс-мажорные обстоятельства; - удостоверяет сертификаты происхождения; проводит все виды экспертиз товаров, сырья, оборудования и собственности; определяет принадлежность к собственному производству продукции, работ и услуг субъектов хозяйствования; осуществляет сертификацию соответствия продукции; определяет код товара в соответствии и Товарной номенклатурой внешнеэкономической деятельности, осуществляет деятельность в качестве таможенных агентов; - выполняет заявки белорусских и иностранных юридических и физических лиц по патентованию изобретений, промышленных образцов, разработке и регистрации товарных знаков и знаков обслуживания, фирменных наименований, а также выполняет функции, связанные с охраной промышленной и интеллектуальной собственности; - осуществляет перевод документации, справочных и информационных материалов; - оказывает содействие белорусским и иностранным предпринимателям в поиске партнеров для сотрудничества; - развивает сотрудничество с торгово-промышленными палатами, союзами предпринимателей и другими неправительственными организациями иностранных государств, содействующими развитию внешнеэкономической деятельности; - оказывает юридические услуги, в том числе в области внешнеэкономической деятельности. Среди основополагающих принципов государственного регулирования выделяют следующие: - уважение национального суверенитета, невмешательство во внутренние дела торговых партнеров; - внешнеэкономическая деятельность является частью единой внешней политики Республики Беларусь и осуществляется в соответствии с действующим законодательством; - строгое соблюдение международных обязательств; - государство защищает права и интересы национальных участников в международных отношениях; - во внешнеэкономической деятельности приоритет отдается экономическим методам регулирования. В основу государственного регулирования внешнеэкономической деятельности Республики Беларусь положены как международные, так и внутренние правовые акты. Международные правовые нормы служат для унификации внешнеэкономических отношений с зарубежными странами. Они подразделяются на региональные, двусторонние и многосторонние. Республика Беларусь является членом более 40 международных организаций. Их деятельность охватывает все сферы международного сотрудничества. Накопленный опыт участия в работе этих организаций позволяет Республике Беларусь активно участвовать в многостороннем сотрудничестве в рамках специализированных и региональных организаций. В настоящее время Республикой Беларусь ратифицировано большое количество многосторонних и двусторонних договоров с различными государствами, в том числе и со странами СНГ. Например, ратифицированы двусторонние договоры о порядке изымания косвенных налогов при экспорте и импорте товаров, работ и услуг, соглашение о свободной торговле, договоры о сотрудничестве в таможенных делах и ряд других. Республикой Беларусь ратифицированы также соглашения и договоры с рядом международных организаций (Международной организацией по миграции, Промышленному развитию ООН, Всемирной организацией здравоохранения и др.) При регулировании и осуществлении внешнеэкономической деятельности Республика Беларусь руководствуется рядом положений, зарегистрированных Конституцией Республики Беларусь, а также законами и специальными актами. Важным элементом правового регулирования внешнеэкономических отношений страны являются ежегодные послания Президента Республики Беларусь к Национальному собранию, в которых определяются приоритеты внешнеполитического и внешнеэкономического курса страны, дается анализ проделанной работы и намечаются пути и средства их реализации. Первоочередной задачей является Большое внимание уделяется укреплению и расширению внешнеэкономических отношений при рассмотрении и утверждении бюджета страны. Ежегодно предусматривается выделение средств на международную деятельность, на открытие и содержание дипломатических представительств, консульских учреждений за рубежом, на различные взносы в международные организации, членом которых является Республика Беларусь. Важным элементом правового регулирования внешнеэкономических отношений государства являются законы и специальные акты, принятые законодательным органом Республики Беларусь. На начальном этапе формирования и регулирования внешнеэкономической деятельности Республики Беларусь были приняты следующие правовые акты: «Декларация о государственном суверенитете Республики Беларусь», «Об основах внешнеэкономической деятельности Республики Беларусь», «Об иностранных инвестициях на территории Республики Беларусь», «О таможенном тарифе». Законодательная база в сфере государственного регулирования, внешнеэкономической деятельности в последние годы значительно расширена и дополнена рядом новых законодательных актов: «О государственном регулировании внешнеэкономической деятельности», «О мерах по защите экономических интересов Республики Беларусь при осуществлении внешней торговли товарами», Таможенный кодекс таможенного союза (с поправками В Республике Беларусь регулирование внешнеэкономической деятельности осуществляется с помощью механизмов тарифного, нетарифного, валютно-финансового и налогового регулирования. Они обусловлены межгосударственными соглашениями и договоренностями, едиными правилами взаимодействия на мировом, широким набором средств и инструментов внутринационального и межгосударственного стимулирования экспорта и ограничения импорта. Методы регламентирования внешней торговли в международной практике представлены на рисунке.
|