Студопедия

Главная страница Случайная страница

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






По возрасту.






Заниматься предпринимательской деятельностью вправе граждане (а также иностранные граждане и лица без гражданства), достигшие 18 лет, а также несовершеннолетние, вступившие в брак до достижения этого возраста, либо эмансипированные, т.е. объявленные дееспособными по решению органа опеки или попечительства или по решению суда (в соответствии со ст. 27 ГК). Несовершеннолетние вправе приобрести статус индивидуального предпринимателя, зарегистрироваться в качестве такового с письменного согласия родителей, усыновителей, попечителей (ст. 22.1 Федеральный закон от 8 августа 2001 г. N 129-ФЗ " О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей").

3. Запрещено заниматься предпринимательской деятельностью гражданам, занимающим должности в связи с их государственной гражданской службой (ст. 17 Федерального закона от 27 июля 2004 г. " О государственной гражданской службе в РФ".

 

Понятие предпринимательской деятельности определено п. 1 ст. 2 ГК: это самостоятельная, осуществляемая на свой риск деятельность, направленная на систематическое получение прибыли от пользования имуществом, продажи товаров, выполнения работ или оказания услуг лицами, зарегистрированными в этом качестве в установленном законом порядке.

Следовательно, существенными признаками предпринимательской деятельности являются:

1) коммерческая направленность деятельности;

2) систематический характер деятельности;

3) государственная регистрация гражданина в качестве индивидуального предпринимателя;

4) самостоятельная имущественная ответственность. Индивидуальный предприниматель, таким образом, выступает на одинаковых правах с юридическими лицами в сфере потребительского рынка и услуг.

В отличие от этого глава крестьянского (фермерского) хозяйства, осуществляющий деятельность без образования юридического лица, признается предпринимателем с момента государственной регистрации крестьянского (фермерского) хозяйства, т. е. отдельной регистрации главы хозяйства не требуется.

В содержание дееспособности граждан-предпринимателей включены дополнительные правовые возможности и обязанности. Они вправе заниматься такой деятельностью, которую осуществляют юридические лица - коммерческие организации и которой не могут заниматься другие граждане.

Исходя из этого увеличивается объем возможных сделок для граждан-предпринимателей. В то же время круг сделок, совершаемых главой крестьянского (фермерского) хозяйства как предпринимателем, ограничен целями деятельности этого хозяйства: производством, переработкой и реализацией сельскохозяйственной продукции.

Граждане-предприниматели в соответствии с п. Зет. 401 ГК отвечают за неисполнение или ненадлежащее исполнение своих обязательств в данной сфере независимо от вины.

Если гражданин занимается предпринимательской деятельностью с нарушением установленного порядка государственной регистрации, то к совершенным им при этом сделкам суд может применить правило об обязательствах, связанных с предпринимательской деятельностью (п. Зет. 401, ст. 426 ГК).

В соответствии со ст. 25 ГК гражданин может утратить статус предпринимателя вследствие объявления им о своем банкротстве либо в результате признания его судом несостоятельным (банкротом). С момента исключения гражданина из реестра либо вынесения судебного решения его регистрация в качестве индивидуального предпринимателя утрачивает силу.

Требования кредиторов, как связанные, так и не связанные с осуществлением таким должником предпринимательской деятельности, удовлетворяются в порядке, установленном ст. 25 ГК.

Пункт Зет. 25 ГК устанавливает очередность удовлетворения требований кредиторов за счет обращения взыскания на имущество предпринимателя.

В первую очередь удовлетворяются требования граждан, жизни или здоровью которых предприниматель причинил вред, а также требования о взыскании алиментов; во вторую - выходные пособия, зарплата, вознаграждение по авторским договорам; в третью - требования кредиторов - залогодержателей имущества предпринимателя; в четвертую - задолженность по обязательным платежам в бюджет и во внебюджетные фонды и в пятую - расчеты с другими кредиторами.

После завершения расчетов с кредиторами предприниматель-банкрот освобождается от исполнения оставшихся обязательств, однако требования личного характера и требования граждан, жизни или здоровью которых предприниматель причинил вред, сохраняют силу и после завершения расчетов.

 

4. Основные положения о юридическом лице.

Субъектами гражданского права, помимо граждан, выступают юридические лица (организации).

Юридическим лицом признается организация, которая имеет в собственности, хозяйственном ведении или оперативном управлении обособленное имущество и отве­чает по своим обязательствам этим имуществом, может от своего имени приобретать и осуществлять имущественные и личные неимущественные права, нести обязанности, быть истцом и ответчиком в суде.

Исходя из определения,
можно выделить следующие признаки юридического лица:

– организационное единство. Данный признак предполагает организацию, упорядочивание внутреннего по­строения всей системы юридического лица для решения поставленных перед ним задач. Степень орга­низованности юридического лица закрепляется в уставе, учредительном договоре либо в общем (типовом) положении об организациях данного вида;

– имущественная обособленность, то есть наличие своего обособленного имущества, которое является необходимой предпосылкой для участия в гражданском обороте. Имущество юридического лица может принадлежать ему на праве собственности, праве хозяйственного ведения или праве оперативного управления. Внешним выражением имущественной обособленности является наличие у организации уставного капитала, а ее учетно-бухгалтерским отражением служит самостоятельный баланс или смета;

– самостоятельная имущественная ответственность. Данный признак означает, что юридическое лицо отвечает по своим обязательствам всем принадлежащим ему имуществом, за исключением учреждений, финансируемых собственником (ст. 120 ГК РФ). В некоторых случаях субсидиарную ответственность по обязательствам юридического лица несут его учредители и участники;

– способность выступать в гражданском обороте от соб­ственного имени. В соответствии с этим признаком каждое юридическое лицо должно иметь свое наименование, содер­жащее указание на его организационно-правовую форму, а в предусмотренных законом случаях и указание на характер деятельности;

– возможность самостоятельно приобретать гражданские права, нестиобязанности и быть истцом или ответчиком в суде. Именно юридическое лицо, а не его учредители и участники, становится субъектом всех приобретенных им прав и обязанностей.

Юридическое лицо с момента создания – активно действующий субъект гражданского права, поэтому его дее­способность возникает одновременно с правоспособ­ностью.

Так как юридическое лицо имеет гражданские права, соответствующие целям деятельности, предусмотренным в его учредительных документах, и несет связанные с этой деятельностью определенные обязанности, оно обладает граждан­ской правоспособностью. Правоспособность юридическо­го лица возникает в момент его создания и прекращается в момент регистрации его прекращения. Юридическое лицо мо­жет обладать общей правоспособностью или специальной.

Общая правоспособность означает, что юридическое лицо имеет гражданские права и несет соответ­ствующие обязанности, необходимые для осуществления любых видов деятельности, не запрещенных законом (хозяйственные товарищества и общества, производственные кооперативы). Право юридического лица осуществлять деятельность, на занятие которой необходимо получение лицензии, возника­ет с момента получения такой лицензии или в указанный в ней срок и прекращается по истечении срока ее действия, если иное не установлено законом или иными правовыми актами. Лицензия – это специальное разрешение на осущест­вление конкретного вида деятельности при обязательном соблюдении лицензионных требований и условий, выданное лицензирующим органом юридическому лицу или индивиду­альному предпринимателю.

Специальная правоспособность предполагает, что юри­дическое лицо имеет право заниматься только теми видами деятельности, которые не противоречат целям своего созда­ния и указаны в учредительных документах (некоммерческие организации и унитарные предприятия).

Гражданская правоспособность юридических лиц ре­ализуется через органы юридического лица, представи­телей или через участников (учредителей юридического лица).

Классификация юридических лиц по различным критери­ям имеет важное юридическое значение. В зависимости от классификации юридические лица приобретают статус оп­ределенной организации и в зависимости от этого обладают определенными правами, обязанностями, имеют определен­ную структуру и т.д.

Существуют следующие критерии классифика­ции.

В зависимости от формы собственности, лежащей в основе юридического лица, выделяют:

– государственные юридические лица;

– частные (негосударственные) юридические лица.

По целям деятельности юридические лица делятся:

– на коммерческие организации. Основная цель – извлечение прибыли, которая делится между их участниками;

– некоммерческие организации. Могут заниматься предпринимательской деятельностью лишь постольку, поскольку это служит достижению целей, для исполнения которых они созданы.

По субъектному составу учредителей юридические лица делятся:

– на объединения юридических лиц, являющиеся некоммерческими организациями (ассоциации или союзы);

– объединения, учредителем которых может быть только государство (унитарные предприятия);

– объединения учредителями которых могут быть граждане, а также юридические лица (хозяйственные товарищества и общества).

В зависимости от объема прав юридического лица на используемое им имущество различают:

– юридические лица, обладающие правом оперативно­го управления на имущество (учреждения);

– юридические лица, обладающие правом хозяйствен­ного ведения на имущество (государственные и му­ниципальные унитарные предприятия);

– юридические лица, обладающие правом собственно­сти на имущество (общество с ограниченной ответ­ственностью, открытое и закрытое акционерные об­щества).

3. Создание юридического лица требует соблюдения опре­деленных требований.

В зависимости от форм организаций различают три способа создания юридического лица:

1) распорядительный, представляющий собой создание юридического лица по решению собственников имущества, закрепляемого за юридическим лицом или уполномоченного им органа;

2) разрешительный, заключается в принятии решения о создании учредителями юри­дического лица и в разрешении соответствующего государственного органа о создании такого юридического лица;

3) нормативно-явочный, заключается в том, что во­леизъявление о создании юридического лица должно быть за­регистрировано в соответствующем государственном органе.

Юридическое лицо подлежит государственной регист­рации в уполномоченном государственном органе в по­рядке, определяемом законом о государственной регис­трации юридических лиц. Данные государственной регистрации включаются в Единый государственный реестр юридических лиц, открытый для всеобщего ознакомления. За государствен­ную регистрацию уплачивается государственная пошлина в со­ответствии с законодательством о налогах и сборах.

Отказ в государственной регистрации юридического лица допускается только в случаях, установленных законом. Такой отказ может быть обжалован в суд.

Юридическое лицо считается созданным со дня внесения соответствующей записи в Единый государственный реестр юридических лиц.

Для создания юридического лица в органы государствен­ной регистрации должны быть представлены учредительные документы, на основании которых юридическое лицо будет действовать. В соответствии с ГК РФ к учредительным доку­ментам относятся устав и учредительный договор. Некоммер­ческие организации могут действовать на основании общего положения об организациях данного вида.

Учредительный договор представляет собой договор, регулирующий отношения между учредителями. Он заключается в письменной форме и вступает в силу с момента заключения. В нем учредители обязуются создать юридическое лицо, определяют порядок совместной деятель­ности по его созданию, условия передачи ему своего иму­щества и участия в его деятельности и условия и порядок распределения между участниками прибыли и убытков, уп­равления деятельностью юридического лица, выхода учре­дителей (участников) из его состава и др.

Устав – локальный нормативный акт, утверждаемый уч­редителями. Он определяет правовое положение юридиче­ского лица и отношения между участниками.

В учредительных документах юридического лица
долж­ны быть определены:

– наименование юридического лица, место его нахож­дения;

– предмет и цели деятельности;

– порядок управления деятельностью;

– другие сведения, предусмотренные законом для юри­дических лиц соответствующего вида.

В целях наиболее эффективного регулирования экономических отношений юридического лица в удаленной местности, законодатель установил возможность для него образования представительств и филиалов.

Филиал – обособленное подразделение юридического лица, расположенное вне места его нахождения и осуще­ствляющее все его функции или их часть, в том числе фун­кции представительства.

Представительств о – обособленное подразделение юридического лица, расположенное вне места его нахожде­ния, которое представляет интересы юридического лица и осуществляет их защиту.

Представление интересов общества и их защита могут осуществляться различными способами, например, поиском и установлением контактов с потенциальными покупателя­ми, иной деятельностью, направленной на поиск новых кли­ентов, реализацией продукции общества и т.п.

Таким образом, филиалы и представительства являются территориально-обособленными структурными подраз­делениями юридических лиц, предназначенные для расширения сферы деятельности создавших их организаций. Данные под­разделения не выступают юридическими лицами. Деятель­ность филиалов и представительств основывается на положе­ниях о соответствующих подразделениях юридических лиц. Руководители филиалов и подразделений действуют от имени юридического лица по доверенности.

В соответствии с налоговым законодательством филиалы и представительства – субъекты налогообложения, которые исполняют обязанности организаций по уплате налогов и сборов по месту своего нахождения.

При возникновении судебных споров иск к обособленно­му подразделению юридического лица предъявляется по ме­сту нахождения этого подразделения. Взыскание произво­дится судом с юридического лица или в пользу него.

Филиалы и представительства в соответствии с действу­ющим законодательством могут создаваться на территориях Российской Федерации и других государств. Юридическое лицо должно в своих учредительных доку­ментах указать наличие соответствующих обособленных подразделений.

При создании или ликвидации филиалов и представи­тельств вносятся соответствующие изменения в учредительные документы. Данные изменения регистрируются в государственном органе в соответствующем порядке.

4. Реорганизация юридического лица представляет собой способ прекращения, который влечет возникновение но­вых организаций либо значительное изменение характе­ра юридической формы уже существующих. Реорганизация юридических лиц происходит в фор­мах слияния, присоединения, разделения, выделения, преобразования.

Слияние как форма реорганизации представляет собой создание нового субъекта гражданского права (юридиче­ского лица) за счет прекращения деятельности нескольких юридических лиц. При этом созданной организации переда­ются все права и обязанности.

Присоединение представляет собой укрупнение юриди­ческого лица за счет того, что одна или несколько других орга­низаций вливаются в нее. Вливающиеся организации утра­чивают признаки юридического лица.

Разделение как форма реорганизации юридических лиц заключается в создании нового юридического лица путем де­ления прекращающего свое существование юридического лица на несколько более мелких организаций. При разделе­нии юридического лица его права и обязанности переходят к вновь возникшим юридическим лицам в соответствии с раз­делительным балансом.

Выделение представляет собой форму реорганизации юридических лиц, при которой организация не перестает существовать, но уменьшаются ее объемы, имущественный комплекс, численность участников, т.е. из состава юридического лица выделяются одно или несколько юридических лиц. При этом юридическое лицо, из которого произошло выде­ление, продолжает существовать. При выделении к каждому юридическому лицу переходят права и обязанности реорга­низованного юридического лица в соответствии с раздели­тельным балансом.

Преобразование юридического лица заключается в изме­нении организационно-правовой формы юридического лица. При преобразовании к вновь возникшему юридическому лицу переходят права и обязанности реорганизованного в соответствии с передаточным актом.

С помощью вышеперечисленных форм реорганизации происходит изменение существующих юридических лиц.

Все формы реорганизации можно разделить на две группы
в зависимости от воли учредителей:

1. Разделение и выделение. Реорганизация в обоих случаях происходит по воле учре­дителей (участников) юридического лица, либо его органа, уполномоченного на это учредительными документами, либо независимо от воли юридического лица по решению уполномоченного государственного органа. Решение определяет срок реорганизации. И если учредители (участники), упол­номоченный ими для этой цели орган или орган самого юри­дического лица не осуществят реорганизацию в этот срок, суд по иску уполномоченного государственного органа назнача­ет внешнего управляющего юридическим лицом, которому поручает проведение реорганизации. Внешний управляющий наделяется правами органа реорганизуемого юридического лица. В соответствии с поставленной перед ним задачей вне­шний управляющий составляет разделительный баланс, а так­же учредительные документы вновь образуемого юридиче­ского лица (вновь образованных юридических лиц). Баланс и учредительные документы утверждаются судом, что слу­жит необходимым основанием для осуществления регистра­ции учреждаемого юридического лица.

2. Слияние, присоединение и преобразование. Эти три вида реорганизации происходят в случаях, уста­новленных законом, по решению юридического лица с пред­варительного согласия уполномоченного государственного органа, т.е. реорганизация может быть добровольной или принудительной. Юридическое лицо считается реорганизованным с момента государственной регистрации вновь возникших юридических лиц (исключение – реорганизация в форме присоеди­нения к нему другого юридического лица, когда первое из них считается реорганизованным с момента внесения в Единый государственный реестр юридических лиц записи о прекра­щении деятельности присоединенного юридического лица).

Реорганизация осуществляется разделением баланса или передаточным актом. Разделительный баланс и передаточный акт должны содержать положения о правопреемстве по всем обязательствам реорганизованного юридического лица в отношении всех его кредиторов и должников, включая обя­зательства, оспариваемые сторонами. Данные документы утверждаются учредителями (участниками) юридического лица или органом, принявшим решение о его реорганизации, и представляются вместе с учредительными документами для государственной регистрации вновь возникших юридических лиц или внесения изменений в учредительные документы су­ществующих юридических лиц.

Ликвидация юридического лица заключается в прекра­щении его деятельности без перехода прав и обязаннос­тей в порядке правопреемства к другим лицам.

Гражданское законодательство предусматривает доб­ровольную и принудительную ликвидацию юридиче­ского лица.

Добровольная ликвидация производится по решению учредителей или органа юридического лица, уполномоченного на то учредительными документами и возмож­на в следующих случаях:

– истечение срока, на который создано юридическое лицо;

– достижение цели, ради которой оно создано.

Принудительная ликвидация осуществляется по решению суда по следующим основаниям:

– допущение при создании юридического лица грубых нарушений закона, если они носят неустранимый ха­рактер;

– осуществление деятельности без надлежащего раз­решения (лицензии);

– осуществление деятельности, запрещенной законом;

– осуществление деятельности с иными неоднократны­ми или грубыми нарушениями закона или иных пра­вовых актов;

– систематическое осуществление общественной или религиозной организациями (объединениями), благо­творительным или иными фондами деятельности, про­тиворечащей их уставным целям.

Учредители юридического лица или орган, приняв­ший решение
о ликвидации, обязаны совершить сле­дующие действия:

– незамедлительно сообщить об этом в орган, осуществ­ляющий государственную регистрацию юридических лиц, для внесения в Единый государственный реестр юридических лиц записи о том, что данное юридическое лицо находится в процессе ликвидации;

– назначить по согласованию с органом, осуществляющим государственную регистрацию юридических лиц, ликвидационную комиссию и установить поря­док и сроки ликвидации.

Ликвидационная комиссия, назначенная (созданная) в соответствующем порядке, принимает на себя полномочия по управлению делами юридического лица. Для того чтобы произвести ликвидацию юридического лица, ликвидационная комиссия осуществляет следующие действия:

– помещает в органах печати, в которых публикуются данные о государственной регистрации юридического лица, сообщение о его ликвидации, порядке, сроке заявления тре­бований его кредиторами. Срок предъявления требований кредиторами не может быть меньше двух месяцев с момента публикации о ликвидации;

– принимает меры к выявлению кредиторов, получению дебиторской задолженности, а также письменно уведомляет кредиторов о ликвидации юридического лица;

– после окончания срока для предъявления требований кредиторами составляет промежуточный ликвидационный баланс, который должен содержать сведения о составе иму­щества ликвидируемого юридического лица, перечне предъ­явленных кредиторами требований, а также о результатах их рассмотрения. Промежуточный ликвидационный баланс ут­верждается учредителями (участниками) юридического лица или органом, принявшим решение о ликвидации юридического лица. В случаях, установленных законом, промежуточ­ный ликвидационный баланс утверждается по согласованию с уполномоченным государственным органом;

– если имеющиеся у ликвидируемого юридического лица (кроме учреждений) денежные средства недостаточны для удовлетворения требований кредиторов, осуществляет про­дажу имущества юридического лица с публичных торгов в порядке, установленном для исполнения судебных решений;

– осуществляет выплату денежных сумм кредиторам ликвидируемого юридического лица. Выплата производится в порядке очередности в соответствии с промежуточным ликвидационным балансом начиная со дня его утверждения, за исключением кредиторов пятой очереди, выплаты которым производятся по истечении месяца со дня утверждения ука­занного баланса;

– после завершения расчетов с кредиторами составляет ликвидационный баланс, который утверждается учредителя­ми (участниками) юридического лица или органом, приняв­шими решение о ликвидации юридического лица. Оставшееся после удовлетворения требований кредиторов имущество юридического лица передается его учредителям, если иное не предусмотрено законодательством или учредительными документами юридического лица;

– подготавливает все необходимые документы для подачи в государственный регистрационный орган, для внесения в Единый государственный реестр юридических лиц за­писи о ликвидации юридического лица.

Ликвидация юридического лица завершается после внесе­ния записи в Единый государственный реестр юридических лиц. С этого момента юридическое лицо прекращает свою де­ятельность.

Несостоятельность (банкротство) юридических лиц как институт гражданского права представляет собой применение необходимых мер, направленных на со­кращение риска кредиторов юридического лица.

Закон предусматривает применение процедуры банкрот­ства только к прямо указанным в нем организационно-пра­вовым формам юридических лиц. Согласно п. 1 ст. 65 ГК РФ к их числу относятся коммерческие организации, за исклю­чением казенного предприятия, и некоммерческие организа­ции в форме потребительского кооператива либо благотво­рительного или иного фондов.

Несостоятельность (банкротство) – это признанная ар­битраж­ным судом неспособность должника в полном объ­еме удовлетворить требования кредиторов по денежным обязательствам или исполнить обязанность по уплате обя­зательных платежей.

В соответствии с законом признак банкротства – это не­способность юридического лица удовлетворить требования кре­диторов по денежным обязательствам или исполнить обязанность по уплате обязательных платежей, если соответствующие обя­зательства или обязанности не исполнены им в течение трех ме­сяцев с даты, когда они должны были быть исполнены.

Дела о банкротстве рассматриваются в арбитражных судах в соответствии с правилами подсудности. Пра­во на обращение в арбитражный суд с заявлением о признании должника банкротом имеют должник, конкурсный кредитор, уполномоченные органы.

Процедура банкротства
представляет собой проведе­ние нескольких процедур:

1. Наблюдение применяется к должнику в целях обес­печения сохранности его имущества, проведения анализа его финансового состояния, составления реестра требований кредиторов и проведения первого собрания кредиторов. Наблюдение вводится по результатам рассмотре­ния арбитражным судом обоснованности требований заявителя.

2. Финансовое оздоровление применяется к должнику в целях восстановления его платежеспособности и погашения задолженности в соответствии с графиком погашения задол­женности. Срок, на который вводится финансовое оздоров­ление, составляет не более двух лет. Для проведения данной процедуры банкротства назначается административный уп­равляющий.

3. Внешнее управление применяется к должнику в це­лях восстановления его платежеспособности. Для проведе­ния данной процедуры назначается внешний управляющий. Срок процедуры внешнего управления составляет не более 18 месяцев, но может быть продлен не более чем на шесть месяцев.

4. Конкурсное производство применяется к должнику, признанному банкротом в целях соразмерного удовлетворе­ния требований кредиторов. Для проведения конкурсного производства назначается конкурсный управляющий. Кон­курсное производство вводится сроком на год (срок может продлеваться по ходатайству лица, участвующего в деле, не более чем на шесть месяцев).

5. Мировое соглашение может применяться на любой ста­дии рассмотрения дела о банкротстве в целях прекращения производства по делу о банкротстве путем достижения соглашения между должником и кредиторами. Мировое соглашение утверждается арбитражным судом.

Юридическое лицо, признанное судом банкротом, ликвидируется. Порядок ликвидации такого юридиче­ского лица устанавливается Федеральным законом «О несостоятельности (банк­ротстве)» от 26 октября 2002 г. № 127‑ ФЗ.

 

5. Видовые отличия коммерческих организаций.

Коммерческая деятельность — часть предпринимательской деятельности и отличается от неё только тем, что не охватывает сам процесс производства товара.

Коммерческая деятельность связана с:

· реализацией товаров и услуг;

· деятельность по снабжению предприятия материальными ресурсами;

· торгово-посреднической деятельностью.


Поделиться с друзьями:

mylektsii.su - Мои Лекции - 2015-2024 год. (0.018 сек.)Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав Пожаловаться на материал