Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Эмоциональное развитие в младенческом возрастеПлач и улыбка - два основных способа выражения ребенком его эмоционального состояния. У новорожденного еще нет специальных способов выражения каждого своего ощущения, чувства, состояния. По мере того как дети взрослеют, их эмоциональный мир усложняется, и проявления различных эмоций становятся определеннее. Уже в первые недели чуткие родители начинают дифференцировать эмоциональные оттенки реакций своего ребенка, в частности выражаемых плачем. Исследования обнаруживают, по крайней мере, четыре типа младенческого плача: от голода, со злости, «призывный», из-за неудовольствия. Причины плача с возрастом меняются. Совсем маленькие дети плачут из-за каких-то чисто физических причин, чаще всего от голода или из-за дискомфорта. Более старшие - из-за психологических, таких, например, как скука или желание, чтобы взрослые взяли их на руки. Улыбка - одна из самых привлекательных реакций малышей на окружающий мир, на их хорошее самочувствие. Как и большинство значимых вех в развитии ребенка, улыбка возникает как простой рефлекс в первые несколько дней после рождения и проходит несколько этапов. Простая рефлекторная улыбка в период от двух до восьми недель после рождения постепенно наполняется социальным содержанием, ибо она становится специфической эмоциональной реакцией на появление человеческого голоса или лица. Такая улыбка возникает у двух-трехмесячного ребенка во время бодрствования, она более выразительна, энергична и продолжительна, чем рефлекторная. Именно она помогает сформировать прочную привязанность между родителями и малышом. Улыбку вызывает, скорее всего, радость от ощущения власти над своим телом, которым ребенок может управлять, дотягиваясь до погремушки. Чуть позднее дети начинают смеяться, особенно если испытывают удовольствие от игр со взрослыми. Детские улыбка и смех носят социальный характер, так как являются ответом на улыбки других людей. К девяти месяцам младенцы располагают целым арсеналом эмоций: они уже способны проявлять интерес, радость, удивление, печаль, гнев, отвращение, презрение и страх. К концу первого года у детей проявляются специфические эмоциональные реакции, каждая из которых точно подсказывает внимательным родителям, что испытывает их ребенок в данный момент, чем вызвано его неудовольствие. Еще до того, как у малыша появятся специфические эмоциональные реакции на внутреннее состояние или на какие-то определенные моменты во внешнем окружении, он начинает понимать реакции других людей, особенно близких. К семи месяцам у детей формируется умение определять, что испытывает взрослый - счастье или страх. Он очень чуток к переживаниям и радостям близких взрослых, к которым он испытывает привязанность, остро реагирует на их страхи и тревоги. Исследования показывают, что в четыре-шесть месяцев дети предпочитают картинки с изображением радости и веселья тем, на которых представлены грустные или встревоженные лица. Научившись различать подобные контрастные состояния, дети начинают более дифференцированно проявлять и собственные эмоции. Эмоции являются своеобразным ориентиром при построении поведения малыша: чем богаче мир его положительных эмоций, тем больше возможностей для действия с предметом и для взаимодействия с другими. В этом смысле любая ситуация взаимодействия с ребёнком, где он получает положительные эмоций, не менее важна для его жизни, чем усиленное питание или свежий воздух. В этом смысле чрезвычайно важно кормление ребёнка грудью, ибо это не только питание, но и воспитание ребенка, так как устанавливаются и развиваются также отношения с матерью, которые в других ситуациях невозможны. Материнское чувство при этом также приобретает новое содержание: женщина переживает особые состояния, обретает новые для неё чувства, которые переносятся на ребёнка и окружающих, становясь новыми человеческими отношениями, в которых и развивается личность. Показательно в этом отношении поведение «отказниц» (женщин, решивших оставить по разным причинам своих детей в родильном доме): первое кормление грудью способно кардинально изменить их решение, оно превращает их в истинных матерей. Данная страница нарушает авторские права? |