Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Вопрос. Религиозные правовые системы.
Правовая система – это совокупность элементов: непосредственно системы права, традиций правового регулирования, правовых учений, доктрин. Главным критерием выделения этого типа правовой системы является государственное признание и обеспечение религиозных предписаний. В настоящее время в рамках религиозного типа правовой системы выделяются только две под системы — мусульманское и индусское право. К религиозному типу принадлежат правовые системы таких мусульманских стран, как Иран, Ирак, Пакистан, Судан и др., а также индусское право общин Индии, Сингапура, и др. Характерные черты религиозного типа правовой системы: 1) доминирующее место в социальном регулировании занимают не нормы права, а религиозные нормы; 2) источником права выступают священные книги: Коран, Сунна, Иджма, распространяющиеся на мусульман, Шастры, Веды, Законы Ману, действующие в отношении индусов, на основе которых создаются собственно правовые формы в виде толкований и комментариев. Религиозно-философские идеи ислама, индуизма играют роль принципов права. 3) Нормативные правовые акты (законодательство) имеют вторичное значение. Судебная практика в собственном смысле слова не является источником права; 4) особое место в системе источников права занимают труды ученых-богословов (доктрины), конкретизирующие и толкующие перво источники и лежащие в основе конкретных решений; 5) правовые нормы не расчленены с нормами религии, а составляют с ними синкретическое единство. Так, норма мусульманского права рассматривается как общеобязательное правило поведения, адресованное мусульманам Аллахом; 6) право не структурировано, а именно: отсутствует привычное для романо-германского типа деление права на частное и публичное, на отрасли и институты. Например, мусульманское право содержит такие структурные общности: правила осуществления религиозных обязанностей, право личного статуса, деликтное право, регулирование имущественных отношений; 7) в правовом регулировании преобладают обязывания, в отличие от систем европейского права, где преобладают дозволения. Религиозный тип правовой системы наименее подвержен влияниям извне. Для этого типа права характерны стабильность, даже консерватизм, а порой и нетерпимость к иным влияниям. Коран – священная книга мусульман и первый по значению источник мусульманского права, как и всей мусульманской цивилизации. Сунна – своего рода толкование Корана в первые десятилетия после смерти пророка Мухаммеда. Иджма – третий источник МП, с помощью которого искались ответы на вопросы, не разрешенные Кораном и сунной. (согласованное заключение др. юристов). Кияс – решение на аналогии (жизнь пророка – жизнь мусульман).
|