Студопедия

Главная страница Случайная страница

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Основные характеристики возраста






Тема 8.Психология молодости

Молодость как социальное явление.

Если онтогенетическая задача детства – подготовка к самостоятельной профессиональной и социальной жизни и деятельности, то взрослой жизни отводятся задачи основных жизненных и профессиональных достижений, принятия социальной ответственности. Первый взрослый период в возрастной психологии – молодость, он начинается по окончании средней школы, включает время профессиональной подготовки и завершается с обретением человеком финансовой и социальной самостоятельности. Таким образом, возрастные границы молодости условно можно определить 17-18 - 25 годами. И.В. Бестужев-Лада определяет молодость как понятие «социальное и историческое». Снисходительно-прощающее определение «молодо–зелено» квалифицирует сложившееся в обществе разрешительное отношение к этому возрастному периоду. Молодому человеку прощается многое из того, что недопустимо для зрелого. Молодость - пора выбора и определения: в профессии, в брачном партнерстве, в социальной ориентации. Молодые люди оказываются перед лицом широких возможностей с одной стороны, выбора среди ряда альтернатив - с другой, собственных желаний и культурных запросов – с третьей. Ведущей деятельностью большинства молодых людей является учебно-профессиональная; социальная ситуация развития квалифицируется концептуальной социализацией, в ходе которой формируются мировоззренческие установки, задающие устойчивые свойства личности. Семантика слова «молодость» коррелирует со словом «начало». В этой связи в социуме могут называть молодым ученым, молодым политиком и сорокалетнего человека, подчеркивая, что они находятся в начале своего творческого пути. Таким образом, молодость - с одной стороны определяет возрастной период развития человека, с другой – может указывать на его профессиональное или социальное начинание.

 

Основные характеристики возраста

Молодость – период достижения пика физического развития: в самом расцвете репродуктивная способность, выносливость, физическое самочувствие, энергичность. Причем, физический расцвет достигает максимальной выраженности в промежутке между двадцатью- двадцатью пятью годами, а далее постепенно (сначала вовсе незаметно) идет на убыль. К примеру, до сорока лет снижение уровня функционирования организма по таким важным показателям как мышечная сила, функции сердечно-сосудистой системы, обмен веществ, сексуальная активность, скорость проведения нервного импульса, рост нервной ткани практически неощутимо, а уже после сорока лет становится более заметен. По мнению ряда исследователей, в том числе и отечественных, потенциал развития существует на протяжении всей жизни человека. Когнитивное развитие взрослых людей в сравнении с периодом обучения в школе, не имеет четко выраженных периодов. Тем не менее, некоторые исследователи убеждены в его продолжении на протяжении всей жизни, в результате чего люди к старости приобретают значительный багаж информации. Изменения мышления, поведения и личности взрослого человека лишь в незначительной степени обусловлены хронологическим возрастом, в гораздо большей мере они связаны с социокультурными факторами. Социальные ориентиры и культурные запросы взрослого человека, продолжение им образования могут поддерживать, стимулировать или подрывать сложившиеся в детстве и юности формы поведения.

Студенты обнаруживают определенную стадиальность в развитии мышления: так, студентов младших курсов характеризует особенность, которую можно квалифицировать как «познавательный реализм» (пользуясь терминологией Ж. Пиаже). Они интерпретируют мир и свой образовательный опыт довольно однозначно, безотносительно, в оценках «правильно»-«неправильно»; студенты старших курсов, как правило, уже обнаруживают «познавательный релятивизм» - отталкиваясь от разногласий во мнениях, отсутствия в ряде случаев решений ситуаций вовсе, контекстных решений и проч. Студенты выпускных курсов испытывают потребность и уже обладают возможностью формировать личные мнения, убеждения и ответы на сложные вопросы. Другими словами, к окончанию вуза студенты обретают самостоятельную позицию и ответственность.

Обязательность и ответственность выступают как особенности взрослого мышления (Г. Лэйбоуви-Виф). Исследователи указывают, что логичность мышления может сформироваться уже на этапе подросткового возраста в связи с развитием формально-операционального мышления, а вот подлинная автономность мышления, способность справиться с противоречиями и неопределенностями своего жизненного опыта приходит лишь с социальной взрослостью. В исследованиях К. Ригеля выделена особенность умственной деятельности студентов, названная им диалектическим мышлением. Его главная характеристика –интеграция в умственной деятельности идеального и реального, сутью которой является то, что практический реальный мир служит коррекцией формального мышления.

Существует мнение и о наличии большей гибкости во взрослом мышлении (Шайи): в детстве, отрочестве и юности у человека на уровне формальных операций формируются сложные структуры для понимания и объяснения мира, а в молодости человек использует эти структуры для того, чтобы сделать карьеру и определить стиль жизни: молодой человек с помощью интеллектуальных операций принимает личные решения, складывающиеся в план его жизни. При этом молодые люди приобретают определенную степень личной независимости и переходят к следующему периоду использования умственных навыков - периоду социальных обязанностей: когнитивные способности реализуются в решении проблем не только своих, но и тех, с кем человек взаимодействует. Таким образом, согласно Шайи, смыслом развития взрослых становится не изменение когнитивной структуры, а гибкое использование интеллекта в разные возрастные периоды. А главным критерием когнитивной зрелости молодых людей можно считать способность к самостоятельному принятию решений. Молодость - пора незнакомых ранее переживаний и чувств, которые приносит любовь. Даже любовные страдания могут быть сладостными, ибо делают жизнь насыщенной и активной, учат человека выстраиванию отношений и состраданию. Непередаваемые и неиспытанные ранее чувства приносит родительство, особенно материнство. Родительские чувства представляют собой динамичный эмоциональный комплекс от умиления до холодящего страха и безмерной ответственности. Обретение этих чувств делает человека абсолютно взрослым.


Поделиться с друзьями:

mylektsii.su - Мои Лекции - 2015-2024 год. (0.007 сек.)Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав Пожаловаться на материал