Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Ч.2. 1. Государство как орудие власти. Демократия и диктатура - формы государственного устройства.
Гос-во - основное орудие политической власти. Признаками гос-ва являются наличие механизма органов и учреждений, осуществляющих функции власти (обеспечение и единая гос. власть в обществе, сохранение единства общества, хоз-эк, удовлетворение общих интересов общества, обеспечение безопасности общества международных связей); системы правовых норм; определенной территории, на которую распространяется его юрисдикция. Гос. является формой полит организации общества. Основное его назначение состоит в защите существующего строя и порядка посредством воздействия на деятельность и поведение людей полит волей, авторитетом власти и другими методами воздействия. Государство строется на основе договора между властью и обществом, в котором каждая из сторон берет на себя опред-е обязательства и получает права. Со своей стороны гос-во контролирует соблюдение законов, правил, находит оптимальное сочетание прав и обязанностей при обеспечении приоритета общественных интересов. В свою очередь граждане имеют право корректировать действия гос-ва, используя методы – 1. перевыборы органов власти и должностных лиц; 2. изменение законодательства; 3. гражданское неповиновение. 1. Формы правления: Монархия - главное лицо - монарх, олицетворяет суверенитет, целостность страны соединяет нацию воедино, придает власти легитимность. Передается: по наслед - наследственная; духовенством - теократическая м - монарх- высший духовный лидер; избранными представителями – аристократическая. Конституционная - виды дуальная - монарх лишается законодательных к судебных прерогатив. Законодат. избранный народом парламент и исп (правительство ответ. перед монархом) власть: парламентарная - монарх не имеет полномочий ни в одной из ветвей власти - номинальный глава гос-ва. Абсолютная - монарх явл. носителем высшей гос. власти, отсутствует разделение властей. Республика высшая власть у представительного органа, который избирается населением или специальной коллегией. Служат олицетворением народовластия, соединяя государственность с самоуправлением народа. Парламентская Р. хар-ся провозглашением принципа верховенства парламента, перед которым правительство несет полную ответственность за свою деятельность. В рамках этой формы победившая в ходе избир. компании партия обычно получает право на формирование правительства, которое обязано подать в отставку, как только правящая партия лишиться большинства в парламенте. Законодательная и исполнительная власть не разграничена четко. Президентская Р. предполагает строгое разделение властей на зак и исп. Правительство подконтрольно президенту. Президент глава исп. власти и не несет полит ответственности перед парламентом. Наличие импичмента. Смешанная - тесное взаимодействие президента и правительства.
2.Формы гос устройства: Унитарное - характерными чертами унитарного гос-ва являются: - однопалатный парламент, единство налогово-финансовой системы, центральных органов власти, законодательства, единое гражданство. Субъекты гос-ва не обладают признаками суверенности. Президент назначает и смещает руководителей субъектов. Федерация - добровольное объединение нескольких самостоятельных государственных образований в одно гос-во. Разделение гос власти по объектам территории, разграничение компетенции между центром и субъектами федерации. Черты: двухпалатный парламент, единая денежная система, единые таможенные правила отсутствие права выхода из федерации, двойное гражданство. Конфедерация - это союз государств образованный для обеспечения общих интересов. Признаки: отсутствие единых органов гос. власти. 3. Формы политического режима: Демократический - высшая ценность человек, его права в свободы. Обязательное условие функц-ия дем-го гос-ва - наличие таких инструментов, как: СМИ, партии и общественные организации (система самоуправления, придающая деятельности человека созидательный смысл). При активном использовании гражданами своих прав и свобод достигается контроль над гос-ом, что не позволило бы власти преследовать исключительно свои интересы. Высшим выражением непосредственной власти народа служат референдум я свободные выборы. Референдум проводится по поводу принятия законопроектов, обсуждения действующих законов и других вопросов гос-го значения. Решения, принятые на референдуме, являются обязательными и не нуждаются в дополнительном утверждении. Диктатура характеризует эксплуататорское гос-во, когда господствующая в гос-ве власть преследует и охраняет интересы своего класса, выгодный ему порядок. Диктатура виды: авторитарный - использование адм. мер поддержки персонифицированной гос. власти, нет: обратной связи с населением, свободы слова, свободных выборов, полит свободы; есть предварительная цензура. Тоталитарный - тотальный контроль гос. органов власти над всеми сферами обществ. жизни. Отрицание - полит, эк, духовных свобод, диктат одной полит партия. Инструменты - принудительный труд, бюрократ. механизм принятия решении, репрессии, принудительная идеология. С правовой точки зрения Россия - правовое государство. Об этом свидетельствует принятая голосованием 12 декабря 1993г. КРФ, согласно которой Российское гос-во - демократическое федеративное правовое государство с республиканской формой правления, носителем суверенитета и единственным источником власти является народ, который осуществляет её как непосредственно, так и через органы государственного управления и местного самоуправления.
|