Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Контрольная работа № 1 – 29. 03Стр 1 из 48Следующая ⇒
Семинар № 4. Социальная работа как профессия (05.04) Вопросы для обсуждения: 1. Профессия и профессионализация: основные подходы. 2. Критерии профессионального статуса социальной работы. 3. Правовой статус специалиста по социальной работе в России. 4. Профессионализм социальной работы. 5. Теоретические подходы к личности клиента. 6. Социальное взаимодействие социального работника и клиента. 7. Профессиональный риск в социальной работе.
Работа с терминами: Социальная работа как наука, социальная работа как учебная дисциплина, социальная работа как профессия, объект социальной работы, субъект социальной работы, цель социальной работы, функции социальной работы, принципы социальной работы. Практическое задание: Существует мнение, что социальная работа не является профессией, поскольку: · осуществляется в большей степени волонтерами и общественными организациями; · не имеет собственного поля экспертизы; · не имеет под собой фундаментального научного знания; · пытается вмешиваться в интимные сферы жизни человека, что совершенно неприемлемо (личные проблемы должны решаться на основе родственной и дружеской поддержки, а не профессиональной). Согласны ли Вы с подобной точкой зрения? Аргументируйте свой ответ.
Литература: 1. Кузнецова М.А., Новак Е.С. Теория социальной работы: Учеб. пособие. – Волгоград, 2004. 2. Фирсов М.В., Студенова Е.Г. Теория социальной работы: Учеб. пособие. – М., 2001. 3. Социальная работа: Введение в профессиональную деятельность: Учеб. пособие / отв. ред. А.А. Козлов. - М., 2005. 4. Теория социальной работы: Учебник / под ред. Е.И. Холостовой. – М., 1998. 5. Социальная работа: теория и практика: Учеб пособие / отв. ред. Е.И. Холостова и А.С. Сорвина. – М., 2002. 6. Лукша О.В. Профессиональные группы: модели измерения социального статуса: Дис. на соиск. учен. степ. к.с.н. - М., 2001. 7. Александрова Т.Л. Методологические проблемы социологии профессий // Социс. 2000. № 8. 8. Шанин Т. Социальная работа: идеология профессионализма // Журнал исследований социальной политики. 2004. Т. 2. № 3. С. 303-328. 9. Ярская-Смирнова Е.Р. Профессионализация социальной работы в России // Социс. 2001. № 5.
Семинар № 5. Современная семья и ее социальная защита (12.04) Вопросы для обсуждения: 1. Семья как социокультурный институт: понятие, функции, типология. Жизненный цикл семьи. 2. Социальная защита семьи: понятие, политический, законодательный, программный и управленческий аспекты. Основные направления государственной семейной политики. 3. Специализированные учреждения социальной помощи семье и детям. Должностные обязанности специалиста по социальной работе с семьей. 4. Понятие и категории многодетных семей. Правовой и социально-экономический статус российской многодетной семьи. 5. Психолого-педагогические проблемы воспитания и развития детей в многодетной семье. 6. Основные задачи социальной защиты многодетных семей. Цели, задачи и особенности социальной работы с многодетной семьей. 7. Неполная семья: понятие, виды, социально-психологические проблемы. 8. Социальная защита неполных семей. Цели, задачи и особенности социальной работы с неполной семьей. Работа с терминами: Социальное государство, социальная поддержка, социальное страхование, социальная защита, социальная политика, социальная помощь, социальное обеспечение, семья, многодетная семья, неполная семья. Практические задания: 1. Составьте таблицу «Основные направления государственной семейной политики» (см Указ Президента «Об основных направлениях государственной семейной политики»):
2. Составьте социальный паспорт многодетной (неполной) семьи. Основные разделы: общая характеристика (адрес, телефон, количество и имена всех членов семьи, их пол, возраст, род занятий), социальная характеристика (правовой статус, жилищные условия, среднедушевой месячный доход, наличие в семье инвалидов, лиц с алкогольной или наркотической зависимостью, страдающих психическими заболеваниями, криминогенность семьи), психолого-педагогическая характеристика (психологический климат в семье, характер взаимоотношений, воспитательные стратегии родителей, психолого-педагогические особенности детей и т.д.). Литература: 1. Кузнецова М.А., Новак Е.С. Теория социальной работы: Учеб. пособие. – Волгоград, 2004. 2. Е.И. Холостова. Некоторые содержательные аспекты социальной работы с семьей / Социальная работа с семьей / под ред. Т.В. Шеляг. – М., 1995. 3. Антонов А.И., Медков В.М. Социология семьи. – М., 1996. 4. Ачильдиева Е.Ф., Синельников А.Б. Многодетная семья в современной России // Семья в России. – 1994. - № 2. 5. Новокшонова Г. Многодетная семья: модель помощи // Социальная работа 2(3), 1993. 6. Равич-Щербо И.В. Проблема многодетности семьи и индивидуальности ребенка в подготовке социального работника / Социальная работа. Вып. № 5. – М., 1992. 7. Бестужев-Лада И.В. Воспитание детей в неполной семье. – М., 1980. 8. Гурко Т.А. Программа социальной работы с неполными семьями / Практическая социальная работа. Центр общечеловеческих ценностей. – М., 1992. 9. Семья с одним родителем / Энциклопедия социальной работы. Т. 3. – М., 1994. 10. Указ Президента РФ от 14 мая 1996г. № 712 " Об основных направлениях государственной семейной политики".
Семинар № 6. Социальная защита детства (19.04) Вопросы для обсуждения: 1. Детство как социально-психологический феномен: основные подходы. 2. Обоснование концепции социальной защиты детства. 3. Правовая защита детства. 4. Понятие, причины и виды сиротства. Профилактика социального сиротства. 5. Психологические особенности детей-социальных сирот. 6. Формы устройства детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. 7. Социальная поддержка детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. 8. Цели, задачи и формы социальной работы в сфере защиты детства.
Работа с терминами: Социальное сиротство, госпитализм, социальный паспорт, социальная служба, социальные услуги, трудная жизненная ситуация, социально опасное положение, социальная профилактика. Практические задания: 1. Изучите следующие нормативно-правовые акты: Конвенция ООН о правах ребенка от 20 ноября 1989 года. Федеральный закон от 24.07.1998г. № 124-ФЗ «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации». На основе анализа указанных нормативно-правовых актов составьте таблицу «Соответствие российского законодательства нормам международного права по вопросам защиты детства»:
2. Составьте задачи по теме семинара (с решением). Литература: 1. Кузнецова М.А., Новак Е.С. Теория социальной работы: Учебное пособие. – Волгоград, 2004. 2. Социальная работа: теория и практика: учеб пособие / отв. ред. Е.И. Холостова и А.С. Сорвина. – М.: ИНФРА-М, 2002. 3. Психология социальной работы / под общ. ред. М.А. Гулиной. – СПб, 2002. 4. Фельдштейн Д.И. Детство как социально-психологический феномен и как особое состояние развития // Вопросы психологии. 1998. № 1. 5. Энциклопедия социальной работы. Т. 1. – М., 1994. 6. Семейный кодекс РФ от 29 декабря 1995 года № 223-ФЗ. 7. Конвенция ООН о правах ребенка от 20 ноября 1989 года. 8. Федеральный закон от 24.07.1998г. № 124-ФЗ «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации». 9. Федеральный закон от 21.12.1996г. № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной защите детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей».
|