![]() Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Научный и обыденный уровни познания
Для усвоения и дальнейшего развития целого ряда проблем различных курсов цикла " социальная работа" ('Теория социальной работы", " Методика социальной работы", " История социальной работы", " Этика социальной работы" и др.) важным представляется рассмотрение в курсе философии соотношения научного и обыденного уровней познания, выявление их специфики. Связано это, как уже подчер кивалось, с тем, что непрофессиональная социальная работа в своем возникновении и функционировании предшествует профессиональной. Как уровни отражения действительности научные и обыденные уровни различаются по ряду признаков. Так, с точки зрения особенностей объекта познания можно говорить о " донаучном" и " антинаучном" обыденном сознании. В первом случае обыденное сознание, выступающее непосредственным отражением действительности как бы первым " встречается" с объектом познания как в плане генезиса знания вообще, так и в отношении к индивидуальному опыту личности. Антинаучное - чаще всего возникает в результате пассивного, некритического восприятия различной информации, встречающихся фактов и существующих на уровне группы или даже общества в целом различных стереотипов [18]. В практике социальной работы знания о специфике компонентов и уровней обыденного сознания имеют особое значение, так как социальный работник при выборе социальных технологий и методик должен учитывать имеющийся уровень знаний об этой проблеме у самого клиента либо характер его эмоционального отношения к ним, а также стереотипы, имеющиеся в обществе, социальной группе или у отдельных личностей, так или иначе связанные с этой проблемой. Например, проблема, с которой пришел клиент, - это кризис, вызванный разводом. Такая ситуация существует в различных стереотипных формах: " один из супругов - сама добродетель, другой - подлец", " раз уходит, пусть все оставит мне" и т.д. На уровне обыденного сознания происходит передача из поколения в поколение огромной социальной информации, способствующей формированию определенных социальных норм, национальной психологии, совершенствованию народных традиций. Через воспитание " на миру", через традиции, обряды, народное творчество, фольклор формируется способность сопереживать другим людям, формируется положительное эмоциональное отношение к жизни, к близким людям, человечеству, наполняются содержанием такие понятия, как достоинство, честь, гуманизм, справедливость. На обыденном уровне у представителей отдельных социальных групп существуют и представления о справедливости, которые, естественно, социальный работник должен учитывать при работе с клиентом. Так, исследования, проведенные в конце 80-х годов в Алтайском и Красноярском регионах выявили следующие представления о справедливости у молодежи. Справедливость - это есть: а) процесс все более полного и всестороннего удовлетворения растущих материальных и духовных потребностей каждого человека; б) реальная обеспеченность социального равенства, когда все имеют равные права и обязанности, а также возможности их реализации; в) соответствие уровня развития богатств общества и развития каждого человека; г) рапное распределение материальных и духовных благ между людьми; д) деяние бога, божественная благодать; с) обеспечение полезного, необходимого человеку в каждый период, момент его жизни; ж) равноправие, когда каждый гражданин общества наделен одинаковыми и всеми правами и т.д. [19].
|