Студопедия

Главная страница Случайная страница

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Раздел V.






ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА УЧИТЕЛЯ

5.1. Понятие «культура»

Культура (от лат. Cultura – возделывание, воспитание, образование, развитие, почитание), исторически определенный уровень развития общества. Творческих сил и способностей человека, выраженный в типах и формах организации жизни и деятельности людей, а также в создаваемых ими материальных и духовных ценностях.

Понятие культура употребляется для характеристики определенных исторических эпох (античная культура), конкретных обществ, народностей и наций (русская культура), а также специфических сфер деятельности или жизни (культура труда, политическая культура, художественная культура, педагогическая культура). Элементы характеристики культуры – определенность, законченность, тип, форма организации. Воплощенная в содержании, средствах и продуктах труда, направленного на преобразование предметного мира и развитие сферы человеческих взаимоотношений, культура представляет собой, способ обеспечения, организации и совершенствования жизнедеятельности людей. Ядро культуры составляют общечеловеческие цели и ценности, а также исторически сложившиеся способы их восприятия и достижения. Но выступая как всеобщее явление, культура, воспринимается, осваивается и воспроизводится индивидуально (энциклопедия).

Среди множества определений культуры наиболее удачными в данном контесте представляются те из них, которые трактуют это системное социальное явление и как фонд ценностей, созданных людьми, и как способ творческого освоения мира, реализации сущностных сил индивида, социальной группы. Таким образом. культура выступает средоточием духовности, энергии созидания, высшим критерием достижений в различных областях жизнедеятельности.

Следует различать культуру социума (совокупный продукт цивилизации) и культуру отдельного человека, которая имеет персонифицированный характер и является достижением того или иного конкретного члена общества. Социологи полагают (и с этим нельзя не согласиться), что культурный уровень личности определяется прежде всего мерой «присвоения» общечеловеческих ценностей через призму собственной индивидуальности, в процессе саморазвития и самосовершенствования.

Общую культуру специалиста можно определить как выражение зрелости и развитости всей системы социально значимых личностных качеств, продуктивно реализуемой в индивидуальной деятельности. Общая культура педагога служит точкой отсчета его квалификации и профессионального роста. Культура – итог и процесс качественного развития знаний, интересов, убеждений, норм деятельности и поведения, способностей и социальных чувств.

Система знаний и интересов личности – кругозор, который складывается из информационного знания. Кругозор, эрудиция личности развиваются в процессе познавательной деятельности и находят выражение в познавательной и интеллектуальной активности.

Система убеждений – мировоззренческий уровень культуры личности, определяется на базе интересов, жизненных предпочтений и ценностных ориентаций в процессе аксиологической деятельности, рефлексии, формирования самосознания. Его показатель – определенная позиция личности.

Система индивидуальных норм поведения и основных методов деятельности – уровень реализации сознательного поведения личности, формируется на примере культурных образцов и принципов поведения через различные формы общения и самовоспитания. Они реализуются в поведении, а также творческой активности личности.

Система умений и развитых на их основе способностей – уровень практической деятельности, который появляется в результате социальных потребностей и установок в процессе накопления и развитии опыта. Их показатель – продуктивность деятельности.

Система социальных чувств – уровень эмоциональной культуры, формирующийся вследствие переживаний, процессов деятельности и поведения личности и реализуемый в эмоциональной активности.

Поскольку носителем культуры выступает конкретная личность с особым мировосприятием, складом характера, творческим потенциалом, эти качества приобретают индивидуальную окраску.

 


Поделиться с друзьями:

mylektsii.su - Мои Лекции - 2015-2024 год. (0.006 сек.)Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав Пожаловаться на материал