![]() Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Вопрос Промышленный капитализм в Японии
В Японии результатом революции Мейдзи стало создание буржуазно-помещичьего государства, заинтересованного в осуществлении экономических преобразований в стране. Новая система государственного устройства продемонстрировала высшую эффективность функционирования, что проявилось: 1) в решении внутриполитических вопросов (сочетание избираемой законодательной и феодально-сословной исполнительной властей), консолидация всех слоев населения; 2) в государственном строительстве металлургических и машиностроительных производств, оснащение их современным оборудованием (закупленным за рубежом); 3) в объединении отсталых и экономически разобщенных регионов страны; 4) в использовании национальной патриотической традиции; 5) в создании подготовки (также за рубежом) национальных инженерных кадров; 6) в создании эффективного экономического механизма аренды государственной собственности. Японские капиталисты, создав современную промышленность, сохранили многие традиции японского феодализма, не знавшего крепостного права и управлявшего методами патернализма – покровительственного отношения к своим подданным. Подобные отношения были перенесены на промышленные предприятия и нашли выражение в обучении работников предприятий в фирменных школах и даже вузах, в предоставлении скидок для работников в фирменных жилых домах и магазинах. Все это обеспечивало пожизненный наем работников и их особую преданность работодателю. Подобным социальным методом до сих пор принадлежит важная роль в быстром экономическом развитии Японии.
13 вопрос РАЗВИТИЕ ПРОМЫШЛЕННОСТИ И ТОРГОВЛИ РОССИИ ВО ВТОРОЙ ПОЛОВИНЕ XIX ВЕКА После отмены крепостного права промышленный переворот в России вступил в решающую стадию. Промышленность финансировалась как частными лицами, так и государством. Для кредитования создавались акционерные банки. Иностранные капиталы из Англии, Франции, Германии вкладывались, как правило, в тяжелую промышленность. Темпы роста добывающей и тяжелой промышленности в 60-90-годы были самыми высокими в мире. Быстро росло число машиностроительных заводов, производивших станки, паровозы, сельскохозяйственные машины. В эти годы были построены два крупнейших российских машиностроительных завода: Путиловский завод в Петербурге и завод транспортного машиностроения в Коломне. Особое значение для экономики России имело строительство железных дорог. Новые линии связывали промышленные районы между собой. Также железнодорожное строительство повысило спрос на продукцию металлургической, машиностроительной промышленности и вызвало угольный ажиотаж. В 1870-е годы в Донбассе началось строительство новых шахт, горнопромышленных предприятий. В этот период значительно возрос класс промышленно-торговой буржуазии. Среди крупных предпринимателей были выходцы из купеческого сословия, крестьян и дворян. В 1863 году чиновникам было разрешено совмещать государственную службу с предпринимательской деятельностью. В 70-80-е годы появляются организации промышленников: 1) Совет съездов промышленников юга России (1874 г.); 2) Совет съездов горнопромышленников Уральской области (1880 г.); 3) Совет съездов бакинских нефтепромышленников. Отмена крепостного права привела к быстрому росту класса наемных рабочих. Из-за отсутствия специального рабочего законодательства на предприятиях установился жесткий режим эксплуатации наемного труда. Это привело к тому, что рабочие стали устраивать стачки, особенно на крупных предприятиях, с требованиями повышения зарплаты, улучшения условий труда. В ответ на рабочее движение, правительство выпустило ряд законов, регулирующих трудовые отношения: «Об ограничении работы малолетних и установлении надзора за их занятиями» (1882 г.), «О воспрещении ночной работы несовершеннолетним и женщинам на фабриках и мануфактурах» (1885 г.), «О надзоре за заведениями фабричной промышленности и о взаимных отношениях фабрикантов и рабочих» (1886 г.). Развитие промышленности и улучшение транспортной системы способствовало развитию торговли. Характерной чертой внутренней торговли во второй половине XIX века стало падение значения ярмарок и развитие товарных бирж. Во внешней торговле главными партнерами России были Германия (32% импорта и 25% экспорта) и Англия (20% импорта и 20% экспорта). Главным, экспортируемым из России товаром, оставался хлеб. Промышленные товары составляли 25% экспорта. В импорте преобладали хлопок-сырец и машины.
|