Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Складывание двухпартийной системы в Англии и ее эволюция в ХIХ ХХ веках.⇐ ПредыдущаяСтр 20 из 20
2 партии – либералы и консерваторы, поочередно сменявшие друг друга у власти. Они представляли интересы имущих классов, но различались по классовому составу. Либералы представляли интересы крупной буржуазии, пользовались поддержкой мелкой буржуазии и оказывали большое влияние на верхушку рабочего класса. Во всех избирательных округах были созданы постоянные комитеты партии, где работали штатные чиновники. Руководство партии сосредоточено в центре. Национальная либеральная ассоциация 1877
Консервативная партия опиралась на земельных собственников, крупных фермеров и англканскую церковь. Затем она реорганизовывалась по образцу либералов. национальный союз консервативных ассциаций 1883
Либералы стремились привлечь голоса, пока были у власти 10 лет. Развивала промышленность. Но начался промышленный кризис во всех отраслях. Затем, стремясь обеспечить поддержку ирландцев в борьбе против консерваторов, либералы разрабртали проект самоуправения Индии, но это привело к расколу партии. Большая часть либералов перешла к консерваторам и стала отстаивать идею единства союза Великобритании и Ирландии. К власти пришли консерваторы, обещающие проводить более решительную внут и внеш политику. 1906 – лейбористская партия Великобритании – федерация различных организаций. Ее цель – приведение в парламент собственных депутатов. Решающее влияние оказывали мелкая буржуазия и рабочая аристократия. Сначала лейбористы представляли собой левое крыло либералов, но затем – самостоятельную фракцию, конкурируювшую с либералами и консерваторами.
Происшедший переворот положил начало процессу установления в Англии конституционной монархии. Формальной стороной названных событий стало принятие: 1. Билля о правах 1689 г. Так, Билль о правах 1689 г. устанавливал, что монарх не имеет права без согласия парламента приостанавливать законы и производить изъятие из них. Взимание налогов также должно было происходить лишь с одобрения парламента. Оно требовалось и на содержание постоянного войска в мирное время в пределах королевства. Билль закреплял некоторые привилегии английских подданных: право на ношение оружия и подачу петиций короне. Ст. 3 декларировала свободные выборы. Провозглашались свобода слова и прений в парламенте. Английская буржуазия и аристократия, наученные опытом правления Стюартов, создавших путем подлогов и подкупа послушный им парламент, заседавший потом неопределенное время, хотели установить точные сроки полномочий данного органа. Систематическое обновление палаты общин создавало некоторые гарантии от подкупа ее властями. Принятый 22 декабря 1694 г. Трехгодичный акт установил, что парламент необходимо созывать не менее одного раза в три года и срок его полномочий должен длиться не более трех лет; 2. Акта о престолонаследии 1701 г. Так, выражением борьбы между тори и вигами явилось издание в 1701 г. Акта о престолонаследии (его еще называют Актом об устроении). Этот закон был направлен против попыток реакционных феодалов восстановить в Англии абсолютизм. В нем предписывалось, что в будущем каждый английский монарх должен исповедовать англиканскую веру. Это исключало использование католицизма в качестве идеологического обоснования самодержавной монархии. Чтобы затруднить образование в парламенте сильной придворной партии, помешать установлению королевского контроля за деятельностью этого органа, закон вводил правило, по которому лицо, занимающее какую-либо платную должность или место, подчиненное монарху и получающее пенсию от короны, не могло быть членом палаты общин. Помилование короля считалось недействительным по делам импичмента. Тем самым палата общин получила в свои руки грозное оружие для контроля за королевской администрацией. Практически судьи стали несменяемы. Все билли приобретали законную силу лишь после одобрения их парламентом. Короли были обязаны управлять страной в строгом соответствии с ее правом. Виги опасались, что Вильгельм III и его преемники, не являясь уроженцами Англии, смогут, опираясь на преданных им министров-соотечественников, установить в государстве абсолютистский режим. Поэтому постановлялось, что ни одно лицо, родившееся за пределами Англии, Шотландии и Ирландии или принадлежащих им владений (за исключением, когда родители – англичане) даже в случае натурализации не монет стать членом Тайного совета, парламента или занимать какую-либо должность, облаченную доверием. Решения, принятые Тайным советом, обязательно должны скрепляться подписью того из его членов, кто дал согласие на данную акцию (принцип контрассигнации). Акт 1701 г. устанавливал порядок престолонаследия: после смерти бездетного Вильгельма III его преемницей являлись Анна Датская, а при отсутствии у последней наследников корона переходила к ганноверским курфюрстам. Виги считали, что на английском престоле должны сидеть невлиятельные немецкие князьки, не представляющие ни малейшей угрозы для парламента. Билль о правах 1689 г. и Акт о престолонаследии 1701 г. закрепили принцип верховенства парламента над короной и сформулировали важнейшие институты английского буржуазного государственного права. «Хабеас корпус акт» 1679 г. «Славная революция» 1688 г Май 1679 г. представлен тем, что на парламентских выборах в Англии победили виги, которые желали ограничить власть Карла II. Верные данному делу, они приняли «Хабеас корпус акт». Основная мысль данного документа сводилась к тому, что лицо, считавшее, что оно неправомерно лишено свободы, могло обратиться в Суд королевской скамьи с просьбой выдать ему приказ «Хабеас корпус», носивший характер повеления должностному или частному лицу представить арестованного в суд, а также дать свои объяснения о мотивах задержания. После этого магистрат в упрощенном порядке рассматривал обстоятельства дела и принимал одно из следующих решений: 1. освободить задержанного; 2. продолжать его дальнейший арест; 3. освободить под залог. Необходимо отметить, что изданный в 1679 г. «Хабеас корпус акт» (его официальное наименование звучало как Акт о лучшем обеспечении свободы подданного и о предупреждении заточений за морями) устранил серьезные недочеты к судебной практике. Обращаясь же к судебному процессу, нужно сказать, что судье, к которому доставляли задержанного, следовало в течение двух дней: 1. освободить его; 2. подвергнуть аресту; 3. отпустить под залог. Освобожденный на основании «Хабеас корпус» не мог быть вторично арестован по тому же обвинению. Виновные в этом подвергались штрафу в 500 фунтов стерлингов. Для предупреждения «заточения за морями» запрещалось отсылать жителей Англии и Уэльса в качестве заключенных в заморские владения. Нарушившие это правило наказывались штрафом в пользу потерпевшего в размере 500 фунтов стерлингов и увольнением с должности. Следует отметить, что в выдаче приказа «Хабеас корпус» часто отказывали на том основании, что распоряжение об аресте было сделано по указанию короля или Тайного совета, или что прошение подано в каникулярный период. Не существовали обязательные для должностных лиц процессуальные сроки, а также санкции за неисполнение требований суда. Если же арестованного отправляли в заморские владения Англии, он терял всякую возможность прибегнуть к получению вышеупомянутого приказа. Однако, несмотря на отдельные явные пробелы в применении и исполнении, изданный в 1679 г. «Хабеас корпус акт» устранил большинство недочетов в судебной практике. В данном случае шерифу или тюремному смотрителю надлежало в определенный срок со дня получения приказа «Хабеас корпус» (в зависимости от расстояния) доставить арестованного в выдавший это предписание суд и дать подробный отчет о причинах ареста. В случае, если должностное лицо отказывалось подчиниться, оно: 1. в первый раз уплачивало потерпевшему штраф в 100 фунтов стерлингов, 2. во второй – 200 фунтов стерлингов и подлежало увольнению с должности. Позднее было установлено предписание для судей, согласно которому они были обязаны выдавать приказ «Хабеас корпус» не только в сессионный период, но и во время каникул. Нарушение этого правила влекло уплату потерпевшему пени в сумме 500 фунтов стерлингов. Должностному лицу предписывалось в течение шести часов выдать арестованному копию распоряжения об аресте. В результате относительно короткого периода времени в процессе перестановок в правящей верхушке Англии, вызванной недовольством политикой Карла II, дворянство и английская буржуазия предложили в 1688 году правителю Нидерландов Вильгельму Оранскому занять английский престол. Так, 1688 год в Англии прошел под знаком названных событий, обозначенных как «Славная революция». Следует отметить, что она стала возможна в результате достигнутого компромисса между буржуазией и дворянством.
К началу XVIIIв. в Англии были заложены такие основные принципы буржуазного государства, как верховенство парламента в области законодательной власти, исключительное право парламента вотировать бюджет и определять размеры воинского контингента, принцип несменяемости судей. Эти принципы были зафиксированы в Билле о правах(1689г.) и Акте об устроении(1701г.), которые вместе с предшествующими и последующими правовыми документами составили английскую конституцию. 1. Важнейшей особенностью английской конституции является то, что она не представляет собой единого законодательного акта. Наряду с отдельными писаными законами ее важнейшую часть составляют неписаные условные правила, утвердившиеся как " конституционный прецедент". Именно благодаря этим прецедентам и происходит становление ответственного правительства в Англии. 2. Рассмотрим природу и влияние этих прецедентов на процесс формирования ответственного правительства. 3. В XVIIIв. так называемые " гнилые местечки", обезлюдевшие и попавшие в зависимость от местных аристократов, согласно старой избирательной системе, по-прежнему посылали в парламент своих представителей, но уже угодных аристократам, чьё политическое господство было также подкреплено подкупом избирателей и членов нижней палаты, скажем путем предоставления последним государственных должностей, что было разрешено актом 1706г. Это позволяло аристократии, представлявшей также и интересы буржуазии, сформировать устраивающий ее парламент и обеспечить возможность расширения его полномочий: теперь господствующие классы не боялись вручить ему всю полноту власти. Итогом этого стал отказ в 1707г. королевской власти от пользования правом вето, что завершило переход законодательной власти в руки парламента. 4. При королях Ганноверской династии (с 1714г.), а именно при Георге I (1714 - 1727) с середины 20-х гг. прекращается явка короля на заседания кабинета министров. Причина проста - Георг не знал английского языка, но это повлекло за собой важные политические последствия. 5. Такое " отчуждение" короля от кабинета способствовало сосредоточению функций по руководству им в руках нового, появившегося в связи с этим должностного лица, - премьер-министра. Кабинет стал действовать от имени короля, но самостоятельно. В свою очередь это привело к утверждению принципа неответственности монарха. Начало этому было положено еще в Акте об устроении (правилом контрасигнатуры) и продолжено положением 1711г. о том, что за подписанный документ ответственность несет министр, но именно сейчас, в связи с " отчуждением" короля от кабинета, эти законодательные акты приобретают наибольшую силу, что нашло выражение в установлении контроля парламента над правительством с одной стороны, и ослаблении влияния короля на кабинет министров с другой. Ограничение королевского права назначения и увольнения высших государственных должностных лиц проявилось в 1727г., когда Георг II уволил премьер-министра Р.Уолпола, пользовавшегося поддержкой палаты общин, но, из-за недовольства парламента подобными выходками, вернул его обратно. Также в первой половине XVIII в. формируется принцип, по которому кабинет министров прибывает у власти только, пока он имеет поддержку большинства палаты общин. (В 1757 г. целиком вышел в отставку кабинет Питта-старшего вследствие политического расхождения с палатой общин, в 1782г. та же участь постигла правительство Норта). Вскоре стало очевидно, что нельзя управлять, если парламент и особенно палата общин, утверждающая бюджет, против политики правительства. Было сформулировано правило о том, что кабинет министров должен формировать парламент, а не король, и этот кабинет должен быть от партии большинства в парламенте, т.е. сформирован на партийной основе. 6. Таким образом, к концу XVIIIв. парламент стал полновластным хозяином в стране. Конституционная монархия переросла в парламентскую, отличительной чертой которой является существование ответственного правительства. Такое правительство формируется из лидеров партии, получившей большинство в парламенте, и коллективно ответственно перед палатой общин. 7. Становление английского буржуазного права 8. Специфической чертой английской революции было то, что буржуазия выступала не против старого права в целом, а лишь против определенных аспектов законодательной и судебной политики короля. Правовая система Англии подвергалась изменениям лишь в той степени, в какой этого требовали интересы новых правящих классов. Это предопределило длительное сохранение феодальных правовых форм, за которыми стояло уже вполне буржуазное право. 9. Основными источниками права в Англии и после революции остались традиционные конструкции " общего права" и права справедливости, а также закон. Их применение на практике было связано с использованием судебного прецедента. 10. Так, важнейший институт гражданского права - право собственности -сохранил средневековое деление на " реальную" и " персональную" (личную) собственность. К реальной собственности относились земли, растения, здания, документы, дающие право на все вышеперечисленное. К личной собственности помимо личных вещей относились и права на иски (напр., авторское право, патентное и т.д.). 11. Большим своеобразием отличалось право собственности на землю. Вся земля в Англии рассматривалась как собственность короля, а отдельные лица рассматривались как держатели земли. Но фактически это право держания не отличалось от права собственности. Оно было бессрочным, предусматривало свободное распоряжение и отчуждение земли, хотя сама форма передачи права на землю имела сложную процедуру. 12. В XVIII-XIX вв. широкое распространение получила доверительная собственность (траст), известная еще феодальному праву. Доверительный собственник распоряжается названным имуществом не совсем свободно, а в соответствии с целями, которые определил учредитель. Учредитель называл и лицо, которое будет пользоваться доходами от этого имущества. 13. Скандальные спекуляции на лондонской бирже заставили английский парламент еще в начале XVIII века издать специальный акт " О мыльных пузырях", по которому образование акционерных компаний без специального государственного разрешения не допускалось. В 1844-1867 гг. в Англии принимается ряд законов, давших четкую регламентацию образования компаний. 14. Эти законы определили торговые товарищества, выпускающие свои акции, как самостоятельные юридические лица, не совпадающие со своими учредителями и акционерами. 15. В 1908г. консолидированный Акт о компаниях, объединивший все предыдущие законы, определил два вида компаний: публичные и частные. Публичные компании могли беспредельно расширять свой капитал путем эмиссии и продажи акций, но обязаны были вести публичную отчетность. Частные компании могли объединять не более 50 человек, сами формировать весь свой капитал, не могли продавать посторонним лицам свои доли, но не были связаны публичной отчетностью. 16. В семейном праве долгое время сохранялся церковный брак, нос 1836 г. существует и гражданская форма брака. Форма брака выбиралась по соглашению супругов. В семье юридическое главенство принадлежало мужу. Он имел право " надзора" и " умеренного наказания" жены, распоряжения имуществом. До 1857 г. развода не существовало. 17. Наследование могло осуществляться по закону и по завещанию. В Англии существовала полная свобода завещаний. При наследовании по закону земля переходила к старшему сыну на праве майората. 18. В уголовном праве длительное время сохранялась феодальная трехчленная структура преступлений: тризн (измена), фелония (тяжкое уголовное преступление), мисдиминор (проступок). В период становления капитализма существенно увеличилось число преступлений, квалифицируемых как фелония и наказуемых смертной казнью. Так, если в 1650 г. таких преступлений было 50, то к началу XIX века их стало более 200. Таким образом, буржуазия стремилась привить уважение к частной собственности. Лишь во второй половине XIX века начинается активная гуманизация уголовного права. Число преступлений, караемых смертной казнью, сократилось до 4. Обвиняемый, заключенный в тюрьму, получил право на использование услуг адвоката и ознакомление с материалами дела. Показания обвиняемых стали рассматриваться судом. В 1907 г. вводится условное осуждение. 19. Одновременно с развитием буржуазного права в Англии шло становление и колониального права. Еще на начальных этапах колониальных захватов сформировалась судебная доктрина, согласно которой англичанин, отправляясь за границу, " берет с собой" и английское право, а в случае заселения колонизуемых земель там действует английское право. Таким образом, в колониях вводились прецедентное " право справедливости" и " общее" право. 20. В дальнейшем образуется сообщество национальных систем права, объединенных внешними юридическими признаками, которое получило название англосаксонской системы права. К ее характерным признакам можно отнести традиционную архаичность форм, превалирование судебного прецедента как источника права, отсутствие кодификации и деления права на частное и публичное. 21. 49 22. После буржуазной революции в Англии активным избирательным правом обладал лишь незначительный круг лиц (в частности, по причине высокого имущественного избирательного ценза). От одного избирательного округа (которые были неодинаковы и по населению, и по площади) в палату общин избиралось два депутата. Лорды-землевладельцы откровенно торговали местами в палате общин. 23. XIX в. ознаменовался широкомасштабным чартистским движением – за всеобщее избирательное право. 24. Первая избирательная реформа состоялась в 1832 г., но из-за сопротивления палаты лордов изменения еще не носили принципиального характера. Однако все же появились одномандатные избирательные округа, была проведена унификация избирательного права в городах и сельской местности; введена предварительная регистрация избирателей, т. е. составление их списков. 25. Вторая избирательная реформа был проведена в 1867 г. Были ликвидированы «гнилые местечки» (округа с ничтожным количеством избирателей) и перераспределены их депутатские места в палате общин; с 1872 г. было введено тайное голосование; понижен имущественный ценз, таким образом в круг избирателей вошли представители «рабочей аристократии» (наиболее квалифицированные и высокооплачиваемые рабочие). 26. Третья избирательная реформа произошла в 1884–1885 гг. Имущественный ценз был еще более снижен, таким образом значительно расширился круг избирателей; в 1885 г. был прогрессивно изменен принцип нарезки избирательных округов; в одномандатных округах возникает мажоритарная избирательная система относительного большинства. 27. В XIX в. в Англии формируется двухпартийная система, прозванная «политическими качелями» Тори (консерваторы) постоянно боролись с вигами (либералами), последних в XX в. оттеснили лейбористы. Лейбористская партия (социалистической направленности) оформилась в 1900 г. Впервые премьер-министром-лейбористом стал Макдональд в 1923 г. Последним премьер-министром-либералом был Ллойд-Джордж (1916–1922). Первым стабильным правительством лейбористов стал кабинет К. Эттли (1945–1950), сменившего на этом посту У. Черчилля. 28. Избирательные реформы XIX в. дали право голоса 5/6 мужского населения Великобритании. 29. В 1918 г. к голосованию были допущены даже женщины. Однако мужчины голосовали по достижению 21-летнего возраста, а женщины – только с 30 лет. С 1928 г. существовал единый возрастной избирательный ценз – 21 год. В 1969–1970 гг. возрастной избирательный ценз в Великобритании понижен до 18 лет. 30. Медленное развитие английской избирательной системы во многом обеспечивало политическую стабильность в стране. Декларация независимости 1776 г. Конфедерация 1781 г 4 июля 1776 г. была принята Декларация независимости США. Этот день считается национальным праздником – день независимости. Ее проект поручили подготовить комиссии из пяти членов конгресса во главе с Томасом Джефферсоном, тридцатилетним плантатором, из Виргинии. Декларация в доступной форме выразила интересы американского народа, связанные со свободой и демократией. В Декларации обоснованы причины полного разрыва политической и государственной связи с Англией. Данный документ содержит формулу неограниченного народовластия – идею государства, не признающего тирании. Положение Декларации о том, что каждый американец имеет право «на жизнь, свободу и стремление к счастью», распространялось на всех без исключения. Декларация – первая в истории человечества конституционная хартия, где записаны идеи народного суверенитета, право народа на революцию и свержение неугодного правительства. Составленная в период подъема освободительной революционной борьбы, она не содержит упоминаний о частной собственности как вечном и неотчуждаемом праве, о чем впоследствии будет записано во всех конституциях буржуазных стран. Декларация не раскрывает классового характера государства, не осуждает расизм, умалчивает о правах женщин. Важным конституционным актом, изданным во время войны за независимость, являются статьи конфедерации, вступившие в силу 1 марта 1781 г. По существу это договор о союзе и сотрудничестве между тринадцатью независимыми государствами. В нем бывшие колонии именуются штатами, каждый из которых сохранял свой суверенитет. Статьи конфедерации закрепляли стремление бывших колоний соединенными усилиями получить независимость. В них нашли отражение принципы американской конфедерации. Штаты чрезвычайно бдительно отнеслись к сохранению своей самостоятельности. Даже в условиях тяжелой освободительной войны они предпочли не идти дальше признания рыхлого конфедеративного союза. Вступление в силу статей конфедерации совпало с переломным моментом в войне с Англией, когда войска Вашингтона нанесли ряд крупных поражений англичанам. И, как выше отмечалось, в сентябре 1783 г. после переговоров в Версале английское правительство было вынуждено признать независимость Северо-Американских Соединенных Штатов. Война не упразднила рабство, для этого потребовалась еще одна революция. Однако решение аграрной проблемы имело демократический характер. Западные земли были превращены в национализированный общественный фонд и пущены в свободную продажу. Все это явилось необходимой предпосылкой фермерского пути развития капитализма в сельском хозяйстве, имело важное значение и для промышленного капитализма. Победа была одержана благодаря народному характеру освободительной войны. Главную силу армии Вашингтона составляли патриоты: 1. фермеры; 2. рабочие; 3. мелкая и средняя буржуазия; 4. также отметим тот факт, что в боях участвовали негры. Однако среди зажиточных представителей американского народа было немало тех, кто считал возможным договориться с королем. После окончания войны классовая борьба в стране резко обострилась. В сентябре 1786 г. под руководством героя войны, бедного фермера Даниэля Шейса, произошло первое крупное вооруженное восстание американских трудящихся. Они требовали бесплатной раздачи земель, аннулирования государственных и частных долгов. В страхе перед недовольными солдатами членам конгресса пришлось спешно покинуть Филадельфию – резиденцию конгресса. Восставшие уничтожали в судах долговые расписки бедняков, освобождали из тюрем должников, требовали полного передела земель, коренной реорганизации судов и административных органов. Конституция США 1787 г. и ее основные принципы Первая конституция США получила название «Статей конфедерации». Принятие Конституции США в 1787 г. было обусловлено реальными экономическими, политическими, социальными и идеологическими обстоятельствами. Буржуазия и плантаторы хотели установить сильную власть. Конституция закрепила республиканский строй. Во главе исполнительной власти был поставлен президент, избираемый на четыре года и наделенный широкими полномочиями. Президент командовал армией, флотом, заключал международные договоры и назначал чиновников. Первым президентом был избран Д. Вашингтон. Высшим законодательным органом - Конгресс США. Он состоял из двух палат - нижней (палаты представителей), избирающейся населением штатов, и верхней (сената), членов которого избирали (вплоть до 1913 г.) парламенты штатов. Палата представителей и сенат получали равные права в том, что касалось законодательной инициативы и принятия законов. В сенат выбирали по два представителя от каждого штата. Большие полномочия получил Верховный суд, члены которого назначались президентом. В его задачу входило наблюдение за тем, чтобы законы соответствовали Конституции. Конституция была дополнена «Биллем о правах», предоставляющим гражданам свободу слова, собраний и выбора религии, неприкосновенность личности и жилища. Но многие бедняки, все негры и индейцы, а также женщины избирательного права не получили. Конституция 1787 г. не ликвидировала политической автономии штатов, но тем не менее сформировала ей сильную центральную власть. Конфедерация превратилась в федерацию. Американская конституция в том виде, в каком она была одобрена конвентом и затем ратифицирована, представляет собой краткий документ. Она состоит из преамбулы и 7 статей, из которых только 4 разбиты на разделы. Основополагающим принципом был провозглашен принцип «разделения властей». Законодательную власть Конституция 1787 г. вверяла Конгрессу. Главный законодательный орган страны - Конгресс США - получил право как суверенный законодательный орган отклонять любые законопредложения президента, которые он может вносить через свою креатуру в палатах. Конституционным средством воздействия президента на Конгресс являлось отлагательное вето, которое может быть преодолено только в том случае, если билль или резолюция, отвергнутые президентом, будут повторно одобрены двумя третями голосов в обеих палатах. Третьей властью Соединенных Штатов Конституция называет суд. Конституция разрешала правительству федерации военное вмешательство во внутренние дела штатов для подавления актов мятежа и «беспорядков». Вводилось всеобщее избирательное право, противоречащее интересам рабовладельческого Юга. Конституция могла вступить в силу не иначе как после ее ратификации (утверждения) штатами (по меньшей мере девятью из тринадцати). Воздерживаясь от каких-либо регламентации права собственности, Конституция США устанавливает принципиально важное положение: частную собственность нельзя отбирать на общественное употребление без справедливого вознаграждения (пятая поправка). Конституция 1787 г. прямо запрещает штатам издавать законы, уничтожающие обязательную силу договоров. Билль о правах 1791 г. Введение конституции, ограниченной только изложением государственного строя и обходившей молчанием провозглашенные в Декларациях права человека, проходило с большим трудом. В законодательных собраниях штатов она была принята незначительным числом голосов и, главным образом, под условием включения в конституцию дополнений о демократических правах и свободах граждан. Законодатели понимали, что большинство американцев хотят видеть в конституции, прежде всего гарантию от любых посягательств государственных властей на их права и свободы. Из этого исходил и Д. Мэдисон, внесший решающий вклад в подготовку конституционных поправок к собраниям штатов в 1789 г. и утверждены ими в 1789 - 1791 гг., ставшие известны как Билль о правах. * Принципиальной идеей, положенной в их основу явилось признание недопустимости принятия каких-либо законов, нарушающих свободу граждан: свободы вероисповедания, свободы слова и прессы, мирных собраний, права обращения к правительству с просьбой о прекращении злоупотреблений (ст. I). * Провозглашалось право иметь у себя и носить оружие (ст. 2). * Запрещался в мирное время постой солдат в частных домах без согласия их владельцев (ст. 3). * Признавалось недопустимым задержание лиц, обыск, выемка вещей и бумаг без выдаваемых соответствующим должностным лицом законно обоснованных разрешений (ст. 4). * Никто не мог быть привлечен к уголовной ответственности иначе, как по решению суда присяжных, за исключением дел, возникших в армии. Никто не мог быть подвергнут повторному наказанию за одно и тоже преступление, быть лишенным жизни, свободы, собственности без законного судебного разбирательства (ст. 5). * Уголовные дела должны рассматриваться судом присяжных. Обвиняемый имеет право на очную ставку со свидетелями, показывающими не в его пользу, ему разрешалось вызывать свидетелей со своей стороны и прибегнуть к советам адвоката (ст. 6). * Запрещались жесткие и необычные наказания (ст. 8). * В качестве общего принципа устанавливалось, что названные в конституции, включая Билль 1791 г., права не должны умалять все другие права и свободы, " оставшиеся принадлежностью народа" (ст. 5) и неразрывно связанное с этим. Другое не менее важное: " правда, не представленные конституцией Соединенных штатов и не отнятые ею у штатов, принадлежат штатам или народу" (ст. 10). В сочетании с этими положениями Конституция США приобрела еще большую прогрессивную направленность. Был создан, как показала последующая история, наиболее оптимальный вариант государственного строя для США. Билль о правах 1791 г. явился одним из первых поправок к Конституции США, сделал огромный сдвиг в развитии демократических институтов буржуазного государства. 54«Прокламация об освобождении рабов» — документ, состоящий из двух указов Авраама Линкольна, изданных во время гражданской войны в США. Первый указ, изданный 22 сентября 1862 года, объявлял свободными всех рабов в любом штате КША, не возвратившемся в состав США до 1 января 1863 года. Второй указ, изданный 1 января 1863 года, назвал 10 отдельных штатов, на которые будет распространяться отмена рабства. Линкольн имел право издавать такие указы как «главнокомандующий армией и флотом Соединённых Штатов» (см. Статья II, Раздел 2, Конституция США)[1]. Прокламация об освобождении рабов была подвергнута критике, потому что она освобождала рабов только на территориях, где США не имели власти. Тем не менее, прокламация принесла свободу тысячам рабов в день, когда она вступила в силу[2], в девяти из десяти штатов на которые она распространялась (Техас был единственным исключением)[3]. Тринадцатая поправка к Конституции США, освободившая рабов во всех штатах, была принята незадолго до окончания Гражданской войны 31 января 1865 года.[4]
В середине XIX века в США начался масштабный переезд на свободные Земли Среднего Запада, Великих равнин и Тихоокеанского побережья, получивший название гомстедское движение. Начало движения относят к 1830-м годам, когда либералы поддержали требования о бесплатной передаче переселенцам земельных участков по трудовой норме (гомстедов) из фонда общественных земель. В 1848 году фрисойлеры включили это требование в программу своей партии. Однако противниками гомстедов выступили промышленники, опасавшиеся дефицита рабочих рук, и рабовладельцы, стремившиеся расширить свои владения за счет земель на Западе. После победы Республиканской партии и её кандидата Авраама Линкольна на президентских выборах 1860 года были предприняты практические шаги к юридическим вопросам. В ходе Гражданской войны 20 мая 1862 года был принят Гомстед-акт, согласно которому каждый гражданин США, достигший 21 года и не воевавший на стороне Юга против Севера, мог получить из земель общественного фонда участок земли не более 160 акров (65 гектаров) после уплаты регистрационного сбора в 10 долларов. Закон вступил в силу 1 января 1863 года. Поселенец, приступивший к обработке земли и начавший возводить на ней строения, получал бесплатно право собственности на эту землю по истечении 5 лет. Участок мог быть приобретен в собственность и досрочно, при уплате 1, 25 доллара за акр. По Гомстед-акту в США было роздано около 2 миллионов гомстедов общей площадью около 285 миллионов акров (115 миллионов гектаров), что составляет около 12% территории страны. На основе этого закона участки также раздавались в ходе Земельных Гонок (когда спрос на них превышал предложение). Текст Гомстед Акта Акт, обеспечивающий земельными участками тех лиц, которые действительно селятся на государственных землях и обрабатывают их. • Раздел I. Да будет постановлено, что любой человек, являющийся главой семьи, который прибыл в страну в возрасте 21 года и является гражданином Соединенных Штатов или заполнил декларацию-заявление о своем намерении стать таковым согласно законам натурализации США и который никогда не поднимал оружия против правительства США и не оказывал помощи его врагам, получает начиная с 1 января 1863 г. право вступить во владение одной четвертью секции или меньше общественной земли, не находящейся в чьем-либо владении, на которую указанное лицо может заполнить требование на покупку или которая к моменту заполнения требования подлежит продаже по цене 1 доллар 25 центов за акр или меньше; или 80 акров и меньше такой не имеющей хозяина земли по 2 доллара и 50 центов за акр, которая должна представлять собой единый участок земли и в соответствии с законами о государственной земле быть размежеванной. При этом любой человек, владеющий землей или поселившийся на ней, может, согласно этому закону, занимать другие участки, расположенные рядом с его или её участком так, чтобы общая площадь земельного участка не превышала 160 акров. • Раздел II. Лицо, желающее купить землю, согласно этому закону, должно после подачи заявления в земельное управление представить письменное показание под присягой о том, что он или она являются главой семьи, что ему или ей 21 год или больше, что он служил в армии США или во флоте, что он никогда не поднимал оружия против правительства США, не оказывал помощь или поддержку его врагам, и что такое заявление подается для пользования землей только им или ею, и что указанная покупка делается с целью действительного поселения на земле и обработки её, а не использования её прямо или косвенно для выгоды другого лица или лиц. После заполнения такого показания и уплаты 10 долларов ему или ей разрешается вступить во владение обусловленным количеством земли при условии, однако, что соответствующее удостоверение выдается лишь по истечении пяти лет с момента вступления во владение. И если по истечении указанного срока или в любое время в течение двух последующих лет лицо, вступившее во владение, или в случае его смерти его вдова, или в случае её смерти его наследники, или, в случае если вдова вступит во владение, её наследники после её смерти докажут свидетельскими показаниями двух достойных доверия лиц, что он, она или они жили и обрабатывали данную землю в течение пяти лет, последовавших немедленно за подачей вышеуказанного заявления, и заверят, что никакая часть означенной земли не была отчуждена и что он соблюдал верность правительству Соединенных Штатов, тогда он, она или они, если они к этому времени будут состоять в гражданстве США, будут иметь право на свидетельство, как и в других случаях, предусмотренных законом, и при условии, далее, что в случае смерти обоих родителей, оставивших ребенка или детей моложе 21 года, право и вступительный взнос идут в пользу указанного ребенка или детей и их опекун или душеприказчик имеет право в любой момент в течение двух лет после смерти родителей и в соответствии с законами штата, в котором такие дети постоянно проживают, продать упомянутую землю для блага указанных детей, но не для других целей, и покупатель с этой покупкой приобретает звание и получает от Соединенных Штатов право на свидетельство об уплате сборов и внесении обусловленной здесь суммы денег. После смерти президента Линкольна к власти пришел вице-президент Эндрю Джонсон, который стал семнадцатым президентом США. Э. Джонсон выдвинул программу «Реконструкции Юга», которая практически оставляла власть в руках плантаторов – бывших рабовладельцев. Он накладывает вето на ряд биллей, принятых конгрессом в целях покровительства бывшим рабам, в том числе на билль о гражданских правах. На Юге вводится (до 1877 года) так называемые «Черные кодексы» - законодательные акты, регламентирующие положение бывших рабов. К такому положению США пришли из-за особенностей президентской избирательной компании 1864 года, когда А. Линкольн в целях консолидации Союза предложил пост вице-президента представлю Демократической партии, которая объективно была конкурентом Республиканской партии, к которой принадлежал сам Линкольн. Дело в том, что Демократическая партия в то время была оплотом рабовладельцев-плантаторов, и наверняка убийство президента Линкольна было спланированным актом, который должен был привести к власти вице-президента демократа. Вот так, используя «стратегическую ошибку» республиканцев, скрытые сторонники рабовладельцев взяли своеобразный реванш за свой проигрыш в гражданской войне. В 1867 году США купили у России Аляску. В этом случае явно виден Малый круг истории – в 1783 году, был заключен Парижский мирный договор, который подвел итоги Войны за независимость североамериканских колоний, и США, используя англо-французские противоречия, удалось добиться очень выгодного прироста своей территории. Через 84 года США, используя удаленность Аляски от русских земель, также удалось очень значительно прирастить территорию своей страны. В 1868 году в США состоялись очередные президентские выборы, которые Эндрю Джонсон проиграл недавнему герою гражданской войны главнокомандующему северян генералу Гранту, ставшему восемнадцатым президентом США. Страна была явно недовольна «реваншем» плантаторов-рабовладельцев. Президентство генерала Гранта проходила с марта 1869 по март 1877 гг., то есть два срока, и оно не принесло ему новых лавров. К достижениям администрации президента Гранта можно только отнести удачную фискальную политику да внешнеполитический курс, умело прокладываемый бессменным госсекретарем Гамильтоном Фишем. Реконструкция Юга носила половинчатый характер. Более всего администрация Гранта запомнилась громкими скандалами и обвинениями в коррупции, хотя в честности и неподкупности президента мало кто сомневался. «Черная Пятница» 24 сентября 1869 года, аферы «Креди мобилье» 1872 года и «Ринг-виски» 1873 -1875 гг., взяточничество военного министра У. Белкнапа и других высокопоставленных чиновников серьезно подорвали репутацию Гранта. Эти аферы, а также финансовая паника 1873 года привели к пятилетней экономической депрессии и росту безработицы в США. Вместе с президентством Гранта Соединенные Штаты вступили в шестнадцатилетнюю полосу нахождения у власти президентов-республиканцев. В 1877 – 1881 гг. у власти находился девятнадцатый президент США Рутерфорд Хейс. Его правление было примечательно, что в 1877 году состоялась первая общенациональная забастовка американских железнодорожников, да в 1881 году создана Федерация тред-юнионов и рабочих союзов США и Канады, которая в 1886 году преобразованная Американскую федерацию труда. Следующим двадцатым президентом США был Джеймс Гарфилд, который поправил всего лишь четыре месяца, прежде чем его смертельно ранили на железнодорожной станции в Вашингтоне. Вместо Гарфилда до 1885 года правил его вице-президент Артур Честер, ставший двадцать первым американским президентом. В 1885 году к власти приходит двадцать второй американский президент С. Г. Кливленд от Демократической партии, который ведет борьбу с коррупцией и проводит политику протекционизма для национальной промышленности и торговли. В международных делах он проводит политику панамериканизма. При президенте Кливленде в 1886 году проходит Всеобщая стачка в США за введение восьмичасового рабочего дня. Двадцать третьим президентом США в 1889 году стал Беджамин Гаррисон, который был внуком девятого президента США Уильяма Гаррисона, находившегося у власти самый короткий срок из всех президентов Соединенных Штатов. Б. Гаррисон содействовал принятию в 1890 году очень важных законопроектов - протекционистского таможенного тарифа У. Мак-Кинли и антитрестовского закона Шермана. Кроме того, он был инициатор созыва первой панамериканской конференции, в последствии – Организации Американских Государств (ОАГ). В 1893 году двадцать четвертым президентом США вновь стал С. Г. Кливленд, уже занимавший эту должность в 1885 -1889 гг. Как и в первый свой президентский срок, президент Кливленд продолжал придерживаться своей политики протекционизма и панамериканизма. Двадцать пятым президентом США в 1897 году стал Уильям Мак-Кинли, автор протекционистского таможенного тарифа 1890 года. Президентство Мак-Кинли пришлось на период в американской истории, когда Соединенные Штаты начали превращаться в мировую державу. Используя в качестве повода восстания кубинского (с 1895) и филиппинского (с 1896) народов против испанского колониального гнета, правительство Мак-Кинли начинает войну с Испанией, и вскоре добивается над ней убедительной победы. США захватили Пуэрто-Рико, стратегически важный тихоокеанский остров Гуам, легализовали аннексию Гавайских островов (которая де-факто состоялась в 1893 году) и оккупировали объявленной независимой Кубу. Стоит отметить, что испано-американская война 1898 года состоялась спустя 84 года от завершения англо-американской войны 1812 – 1814 гг., которая вызвала прилив ура-патриотических чувств у определенной части американского народа. Действительно, в 1814 году американцам удалось достаточно достойно выйти из военного столкновения с сильнейшим на то время государством мира Великобританией. А по завершению Малого круга истории от этой даты, в 1898 году, превратится в державу мирового класса – серьезного игрока начавшейся империалистического этапа мировой истории. Кроме того, правительство президента Мак-Кинли в 1899 году провозгласило доктрину «открытых дверей» в Китае, подтверждая переход США в класс империалистических хищников. Мак-Кинли был переизбран в 1900 году на второй срок, повторно нанеся поражение на выборах своему основному сопернику У. Д. Брайану, стоявшему на антиимпериалистической политической платформе (показательный факт действия Малого круга истории!) 6 сентября 1901 года, шесть месяцев спустя после своего повторного вступления в должность президент Мак-Кинли был смертельно ранен анархистом Л. Чолгашем на панамериканской выставке в Буффало. Приемником Мак-Кинли стал его вице-президент Теодор Рузвельт, который был двадцать шестым президентом США. При этом Т. Рузвельт был на тот момент самым молодым президентом в американской истории. Во внутренней политике президент Т. Рузвельт исходил из необходимости усиления роли государства, выступал за установление контроля над деятельностью корпораций. В его президентство были проведены законы, расширявшие полномочия Комиссии по торговле между штатами (1903, 1906). Т. Рузвельт поддержал меры по ограничению эмиграции. И особенно двадцать шестой президент США уделял совершенно непопулярной до него теме сохранения природных ресурсов. В области внешней политики президент Т. Рузвельт свою главную задачу видел в строительстве межокеанского канала (между Атлантическим и Тихим океанами) и вытеснению Европы из политической жизни западного полушария, и особенно Карибского бассейна. С его именем была связана так называемая политика «большой дубинки». В 1903 году правительство двадцать шестого президента США установила контроль над зоной строительства будущего межокеанского Панамского канала. В этом легко прослеживается Малый круг истории – 84 года назад, в 1819 году, США приобрели у Испании Флориду, позже ставшую одним из американских штатов. В 1904 году, после победы на повторных президентских выборах, двадцать шестой президент США выдвинул так называемое дополнение Рузвельта к доктрине Монро (Америка для американцев), содержащее квинтэссенцию его внешнеполитических взглядов. На самом деле и здесь видно воздействие Малого круга истории. В 1823 году президент США Монро сформулировал знаменитую доктрину своего имени, ставшую идеологическим обоснованием экспансии Соединенных Штатов в Латинской Америке, и, прежде всего, в Мексике. Через 84 года Т. Рузвельт начал новый этап в империалистической политике США в Латинской Америке – в 1906 -1909 гг. была вновь оккупирована Куба, положившая начало, наряду с захватом зоны Панамского канала, той самой политике «большой дубинки». Кроме того, правительство президента Мак-Кинли в 1899 году провозгласило доктрину «открытых дверей» в Китае, подтверждая переход США в класс империалистических хищников. Мак-Кинли был переизбран в 1900 году на второй срок, повторно нанеся поражение на выборах своему основному сопернику У. Д. Брайану, стоявшему на антиимпериалистической политической платформе (показательный факт действия Малого круга истории!) 6 сентября 1901 года, шесть месяцев спустя после своего повторного вступления в должность президент Мак-Кинли был смертельно ранен анархистом Л. Чолгашем на панамериканской выставке в Буффало. Приемником Мак-Кинли стал его вице-президент Теодор Рузвельт, который был двадцать шестым президентом США. При этом Т. Рузвельт был на тот момент самым молодым президентом в американской истории. Во внутренней политике президент Т. Рузвельт исходил из необходимости усиления роли государства, выступал за установление контроля над деятельностью корпораций. В его президентство были проведены законы, расширявшие полномочия Комиссии по торговле между штатами (1903, 1906). Т. Рузвельт поддержал меры по ограничению эмиграции. И особенно двадцать шестой президент США уделял совершенно непопулярной до него теме сохранения природных ресурсов. В области внешней политики президент Т. Рузвельт свою главную задачу видел в строительстве межокеанского канала (между Атлантическим и Тихим океанами) и вытеснению Европы из политической жизни западного полушария, и особенно Карибского бассейна. С его именем была связана так называемая политика «большой дубинки». В 1903 году правительство двадцать шестого президента США установила контроль над зоной строительства будущего межокеанского Панамского канала. В этом легко прослеживается Малый круг истории – 84 года назад, в 1819 году, США приобрели у Испании Флориду, позже ставшую одним из американских штатов. В 1904 году, после победы на повторных президентских выборах, двадцать шестой президент США выдвинул так называемое дополнение Рузвельта к доктрине Монро (Америка для американцев), содержащее квинтэссенцию его внешнеполитических взглядов. На самом деле и здесь видно воздействие Малого круга истории. В 1823 году президент США Монро сформулировал знаменитую доктрину своего имени, ставшую идеологическим обоснованием экспансии Соединенных Штатов в Латинской Америке, и, прежде всего, в Мексике. Через 84 года Т. Рузвельт начал новый этап в империалистической политике США в Латинской Америке – в 1906 -1909 гг. была вновь оккупирована Куба, положившая начало, наряду с захватом зоны Панамского канала, той самой политике «большой дубинки». Во время русско-японской войны 1904 – 1905 гг. двадцать шестой президент США поддержал Японию. При этом он способствовал в качестве посредника заключению между Россией и Японией в 1905 году Портсмутского мира. И здесь можно признать определенное влияние Малого круга истории – в 1824 году правительство пятого президента США Монро заключило с Россией Конвенцию 1824 года, ограничившую освоение русскими Западного побережья Северной Америки 37 параллелью. Иначе говоря, политика Т. Рузвельта в отношении России повторяла мотивы политики его предтечи по политическим устремлениям Монро, стремившегося ограничить экспансию Российской империи в Тихоокеанском регионе. При этом Т. Рузвельт сумел еще снискать международное признание, получив в 1906 году Нобелевскую премию мира за посредничество в заключении Портсмутского мира. В 1909 году двадцать седьмым президентом США стал Уильям Тафт, бывший однопартийцем Т. Рузвельта, исполнявший в его правительстве должность военного министра, и по его рекомендации ставший кандидатом от республиканской партии на президентских выборах 1908 года. Президент Тафт в своей политической деятельности руководствовался принципом – «лучше мириться с несправедливостью, чем осуществлять разрушительные перемены», и неизменно проявлял осторожность в решении назревших социальных проблем. Например, вместо обещанной тарифной реформы поддержал принятие протекционистского тарифа Пэйна-Олдрича (1909). У. Тафт инициировал широкую реорганизацию государственного аппарата с целью повышения его эффективности. Кроме того, он сумел провести раздел на отдельные компании рокфеллеровской «Стандарт ойл» в 1911 году, бывшей символом грабительского и неразборчивого в методах капитализма в США. Напомним, что «Стандарт ойл» в самом начале своей деятельности продавала нефть в качестве... сильнодействующего лекарства от всех болезней. Потом Рокфеллер-старший (основатель «Стандарт ойл») прославился наймом банд подонков, регулярно выводивших из строя нефтепровод в Пенсильвании, построенный мелкими независимыми нефтедобытчиками. Главной задачей своей внешней политики президент Тафт считал поощрение внешнеторговой экспансии американских компаний, активно проводил «дипломатию доллара» в Латинской Америке и на Дальнем Востоке. Он также проводил курс на всемерное сближение с Канадой. Двадцать седьмой президент США предпринял ряд шагов на смягчение напряженности в отношениях с Россией. В 1911 году он санкционировал визит кораблей американских военно-морских сил в Кронштадт. У. Тафт выступал против расторжения торгового договора с Россией. Но после решения Конгресса о денонсации российско-американского торгового договора, он был вынужден заявить о прекращении действия этого договора, дабы не допустить его разрыва в оскорбительной для России форме (1911). Иначе говоря, можно сказать, что президент Тафт был антиподом президенту Т. Рузвельту – сменил политику «большой дубинки» на «дипломатию доллара», пытался смягчить отношения с Россией. Однако уже в 1912 году Тафт очевидно показал, что является наследником модифицированной его предшественником Доктрины Монро, осуществив интервенцию в Никарагуа (небольшом центральноамериканском государстве). Он окончательно порвал с республиканцами-прогрессистами, и при поддержке «старой гвардии» республиканцев был вторично выдвинут кандидатом на президентских выборах 1912 года, но потерпел поражение от демократа В. Вильсона. В 1913 году к своим обязанностям приступил двадцать восьмой президент США Вудро Вильсон, победивший под лозунгом «новой свободы» представителей расколовшейся республиканской партии У. Тафта и Т. Рузвельта. Вильсон занял Белый Дом, полагая, что США вступили в наиболее важный со времен Гражданской войны 1861 – 1865 гг. период своего развития. При этом, не смотря на его заблуждения, мы считаем, что США действительно вступили в 1913 году в новый период подъема своего могущества, о чем свидетельствует Малый круг истории. Так как 84 года назад, в 1829 году, в Мексике было упразднено рабство, и Техас начал подготовку к сепаратистскому мятежу, который, в конце концов, привел к агрессии США против Мексики, и отторжению почти половины мексиканской территории в пользу ее северного соседа. Между тем, двадцать восьмой президент США был убежден, что история – это «эра реформ, а не революций». В своей политике он руководствовался принципом – «государство существует для общества, а не общество для государства». Поэтому Вильсон выступал за максимальное равенство возможностей для всех граждан внутри своей страны и за неограниченный доступ американских компаний к мировым рынкам. В рамках программы построения «новой демократии» он осуществил тарифную реформу (1913) и банковскую реформу (1913), а также добился принятия ряда антитрестовских законов (1914). Президент Вильсон провел за время своего правления ряд социальных преобразований в интересах фермеров и работников наемного труда. Правда, ликвидация Государственного банка США в 1913 году и замена его на Федеральную резервную систему, практически являющуюся частным предприятием крупнейших американским банковских домов, нельзя так уже однозначно воспринимать, как антимонопольную реформу – скорее наоборот. Ну, что же, и за прогрессивные законы приходится платить. Вильсон проводил активную внешнюю политику, направленную на укрепление американских позиций в Карибском бассейне и в Мексике (влияние Малого круга истории, когда 84 года назад США все больше втягивались в сепаратистский конфликт в мексиканском Техасе), и всемерно способствовал англо-американскому сближению. После начала Первой мировой войны (1914 – 1918) президент Вильсон пробовал выступить посредником между воюющими европейскими державами. В 1916 году Вудро Вильсон был избран на второй президентский срок под лозунгом – «Он удержал нас от войны». Впрочем, следуя традициям американских президентов, различавших предвыборные обещания от суровой политической конъюнктуры, он в 1917 году объявил о вступлении США в Первую мировую войну на стороне держав Антанты. Вступление Америки в боевые действия объясняется многими историками, как попытка В. Вильсона приобрести решающий голос в определении судеб послевоенного мира. Ваш автор считает, что решающее воздействие на этот процесс оказал вышеупомянутый Малый круг истории, корреспондирующийся с событиями в Техасе восьмидесятичетырехлетней давности. Недаром же министерство иностранных дел Германии после вступления США в войну предлагало Мексике начать боевые действия против Соединенных Штатов, гарантируя мексиканцам в случае победы возврат их обширных территорий, аннексированных их северных соседом к середине XIX века. Не стоит забывать также о Большом круге истории, повторивших события трехсотлетней давности – Тридцатилетнюю войну (1618 – 1648) в новой их интерпретации - возникновении Большого идеологического конфликта ХХ века (1914 – 1945). Как известно, США и Россия не участвовали в Тридцатилетней войне по разным причинам, но их участие в Большом Идеологическом конфликте ХХ века во многом изменили историческую «кальку» Тридцатилетней войны. После Февральской революции 1917 года в России двадцать восьмой президент США стремился к развитию сотрудничества с Временным правительством России, вынашивая идею союза «двух величайших демократий мира». После захвата власти большевиками выступил с планом мирного урегулирования затянувшееся Первой мировой войны («четырнадцать пунктов», январь 1918 года), видя в нем альтернативу международному влиянию стремительно набиравшего силу большевизма. В. Вильсон был одним из инициаторов Версальского мира 1919 года, подведшего итоги Первой мировой войны. По иронии истории этот договор не был ратифицирован сенатом США. Ровно 84 года назад, в 1835 году, Техас объявил о своей независимости от Мексики, но не вошел еще в состав США, и решающее столкновение с Мексикой было еще впереди (трагическая для американцев оборона техасского форта Аламо в 1835 году). Так и в 1919 году Англия и Франция оттерли США от дележа военной добычи, что вызвало неудовольствие американской политической элиты. Осенью 1919 года в результате сильного перенапряжения президента Вильсона разбил паралич. Он был вынужден прекратить активную государственную деятельность. До истечения президентского срока важнейшие политические решения по существу принимала жена двадцать восьмого президента – Эдит Вильсон. Вудро Вильсон в 1919 году стал лауреатом Нобелевской премии мира – за вклад в заключение Версальского мирного договора. Не смотря на не совсем выгодный для США империалистический дележ послевоенного мира, они явно обозначили себя в качестве одной из главных мировых держав, а Вудро Вильсон признан одной из ключевых фигур в американской истории.
Французская буржуазная революция 1789-1794 гг К 70-м гг. XVIII в. Франция оставалась аграрной страной. Дворянство и Церковь владели одной третью земли, но собственного хозяйства они практически не вели. Крестьяне были наследственными держателями своих земельных участков, с которых в пользу сеньора взималась масса повинностей. Свою долю - десятину - забирала и католическая церковь. Перед страной стояла задача ликвидации старых феодальных порядков в деревне, решение аграрного вопроса. Заинтересованы в этом прежде всего были крестьяне и буржуазия. Господствующий старый порядок мешал развитию не только сельского хозяйства, но и промышленности и торговли. Французская революция 1789-1794 гг. сыграла особую роль в процессе утверждения нового порядка и новых демократических принципов организации государственной власти. Одним из важнейших факторов, обусловившим революцию, был экономический. Франция в экономическом отношении сильно отставала от Великобритании, причиной этого являлось сохранение пережитков феодализма. Буржуазия также требовала отмены внутренних таможенных сборов, увеличивавших себестоимость товара, в едином и свободном рынке, единой системе мер, весов, банковского кредита, единой правовой системе. Она добивалась контроля за расходованием налогов, участия в законодательстве. Она требовала гласного суда взамен произвола, местного самоуправления взамен экзекуции. В осуществлении этих мер были заинтересованы все угнетенные сословия. Своим политическим требованиям буржуазия сумела придать общенациональное значение. Ее идеологи не уставали повторять: «равенство всех перед законом», «свобода для всех», «свобода, равенство, братство». Руководство революцией оказалось в руках буржуазии; своим выдвижением она обязана богатству, образованию, организации. Главной помехой на пути дальнейшего развития Франции была абсолютная монархия. В 1789 г. король Людовик XVI был вынужден созвать Генеральные штаты - впервые за 150 лет. Генеральные штаты состояли из трех сословий, и потому король не видел для себя особой опасности. Но третье сословие вступило в сражение за новый регламент и, проявив твердость, одолело сопротивление сторонников монархии. Основную массу депутатов Генеральных штатов составили представители французской буржуазии. Мятежные депутаты организовались сначала в Национальное (17 июня 1789 г.), а затем (9 июля 1789 г.) в Учредительное собрание. 14 июля 1789 г. народ берет штурмом Бастилию. На первом этапе революции (14 июля 1789-10 августа 1792 г.) власть во Франции оказалась в руках группы наиболее активных депутатов - Лафайета, Дюпона и других так называемых конституалистов. Падение Бастилии пробудило французскую деревню. Помещичья собственность насильственным путем переходила в руки крестьянства. Учредительное собрание занялось «отменой феодализма». Поступившись некоторыми свои ми экономическими и политическими привилегиями, дворянство сохранило землю и поземельные подати. Гнет помещика над крестьянином был несколько смягчен, но феодальная зависимость была сохранена. Идя навстречу политическим интересам буржуазии, дворянская часть Собрания согласилась с отменой привилегий дворянства и духовенства, равенством всех перед законом.
58-59 Становление англосаксонской и континентальной правовых систем (семей)
Становление англосаксонской и континентальной правовых систем (семей). В XVIII-XIX вв. в связи с образованием ряда новых государств в Америке (США) и в Европе (Бельгия, Италия и т. д.), с завершением территориального раздела мира и образованием колониальных империй, с распространением рыночных структур по всему земному шару капитализм превратился в мировую систему, определяющую последующий ход развития человеческой цивилизации. Интернационализация экономической и политической жизни имела своим результатом растущее взаимодействие правовых систем различных стран, преодоление их былой самоизоляции. Особенно заметным становится воздействие права ведущих держав мира (прежде всего Англии и Франции) на правовую жизнь стран, которые позднее вступили на путь создания капиталистического общества. Взаимодействие правовых систем в этих условиях принимает самые разнообразные формы, а их сходство значительно увеличивается. Этому содействовала широкая рецепция (заимствование) целых национальных правовых систем, насильственное внедрение чужеземного права, а также более мягкая трансплантация принципов права одних стран в правовые системы других стран. В немалой степени на процессы растущего взаимодействия и взаимовлияния отдельных национальных правовых систем разных стран в конце XIX - начале XX вв. повлияли и новые технические возможности капитализма - современные средства транспорта, связи, информации и т. д. В связи с широкими процессами рецепции и трансплантации права на базе английской и французской национальной правовой системы сложились так называемые мировые системы (семьи) права - англосаксонская и континентальная (романо-германская). Эти структурные общности представляли собой две большие группы национальных правовых систем, различающихся по своей внутренней структуре и внешним юридическим характеристикам. Каждая из этих двух систем имеет свой " генетический код", свои исторические корни. Несмотря на то, что французская и английская правовые системы уходят своими корнями в средние века, возникновение мировых систем права связано именно с процессом утверждения господства капитализма. Доминирующее положение этих стран в сфере права определялось также и тем, что в XIX в. они были наиболее богатыми и развитыми, превратившись к тому времени в крупнейшие колониальные державы. Особенно тесно связано с колониальной политикой образование англосаксонской системы права. Большое значение колониального фактора в истории этой системы во многом определяется тем, что английское право, уникальное по способам своего формирования, содержанию и форме, обладающее большим потенциалом саморазвития, было тем не менее слишком традиционным, национальным, а потому сложным и недоступным для рецепции, для более или менее широкого восприятия в других странах мира. В итоге англосаксонская правовая семья превратилась в мировую систему не в результате рецепции трудных для понимания английских правовых форм, а путем их трансплантации или насильственного внедрения в процессе колониальной экспансии. На начальных этапах английской колониальной экспансии были выработаны две судебные доктрины, способствовавшие именно трансплантации, а не рецепции английского права. Согласно первой из этих доктрин, англичанин, отправляющийся за границу, " берет с собой" английское право. Тем самым, английский суд как бы гарантировал англичанину, находящемуся в английских колониях (" за морями"), сохранение всех свобод и демократических институтов, которые существовали в самой метрополии. Эта доктрина стала следствием обобщения правового опыта, накопленного в первых королевских колониальных хартиях. Так, еще в королевской Хартии Виргинии от 1606 г. говорилось, что " наши подданные, все вместе и каждый в отдельности... будут иметь и пользоваться всеми Свободами, Вольностями и Иммунитетами в любом из наших владений во всех их значениях и смыслах, как если бы они родились и жили в пределах нашего королевства Англии". Согласно второй доктрине, сформулированной в 1693 г. судьей Холтом, в случае освоения англичанами " незаселенных" земель местное индейское и иное туземное население не должно было приниматься во внимание как " нецивилизованное". В этих колониях считались действующими все законы Англии. Термин " законы Англии" в колониальной
|