Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Теоретическая часть. Математическим маятником называется материальная точка, подвешенная на невесомой и нерастяжимой нити
Математическим маятником называется материальная точка, подвешенная на невесомой и нерастяжимой нити. Моделью может служить тяжёлый шарик, размеры которого весьма малы по сравнению с длинной нити, на которой он подвешен (не сравнимы с расстоянием от центра тяжести до точки подвеса). Учёные Галилей, Ньютон, Бессельи др. установили следующие законы колебания математического маятника: 1.Период колебания математического маятника не зависит от массы маятника и от амплитуды, если угол размаха не превышает 10°. 2.Период колебания математического маятника прямо пропорционален квадратному корню из длины маятника i и обратно пропорционален квадратному корню из ускорения свободного падения. На основании этих законов можно написать формулу для периода колебаний математического маятника: Используя модель и законы колебаний математического маятника, можно пронаблюдать свободные колебания, а так же с их помощью определить ускорение свободного падения для своей местности и сравнить со справочным значением g. Порядок выполнения работы: 1. Укрепить нить маятника в держателе штатива. 2. Измерить длину маятника (длина маятника считается от точки подвеса до центра тяжести шарика). 3. Отклонить шарик на угол не более 10° и отпустить. 4. Определить время, за которое маятник совершил 20 колебаний. 5. Вычислить период колебания маятника, используя формулу Т= t/N. 6. Повторить опыт еще три раза, уменьшая (или увеличивая) длину нити маятника. 7. Данные всех опытов и результаты расчетов внести в таблицу.
8. Проанализировать результаты опытов и сделать вывод о зависимости периода нитяного маятника от длины его нити. Вопросы для контроля 1. Изобразите математический маятник в крайней правой точке и покажите на чертеже силы, действующие на шарик в данной точке траектории. Нарисуйте равнодействующую сил. Как меняется величина и направление равнодействующей сил в течение периода? 2. Каким будет характер движения маятника А) при его перемещении от положения равновесия до амплитудного значения координаты?; Б) при его перемещении от амплитудного значения к положению равновесия? 3. Как будет меняться период колебаний ведерка с водой, подвешенного на очень длинном шнуре: А) если из отверстия в его дне постепенно будет вытекать вода?; Б) если увеличить длину шнура? Какой математический закон или формулу вы использовали при ответе на данные вопросы? Критерии оценки лабораторных и практических работ: «Отлично»: работа выполнена полностью и правильно, сделаны правильные наблюдения и выводы; эксперимент осуществлен по плану с учетом техники безопасности и правил работы с оборудованием; проявлены организационно-трудовые умения. «Хорошо»: работа выполнена правильно, сделаны правильные наблюдения и выводы, но при этом эксперимент проведен не полностью или допущены несущественные ошибки в работе с оборудованием. «Удовлетворительно»: работа выполнена правильно не менее чем наполовину или допущена существенная ошибка в ходе эксперимента, в объяснении, в оформлении работы, в соблюдении правил техники безопасности при работе с оборудованием, которая исправляется по требованию преподавателя. «Неудовлетворительно»: допущены две (и более) существенные ошибки в ходе эксперимента, в объяснении, в оформлении работы, в соблюдении правил техники безопасности при работе с оборудованием, которые студент не может исправить даже по требованию преподавателя. Тематический контроль: Самостоятельная письменная работа «Основы механики». Вариант -1.
1. Запишите первый закон Ньютона. 2. Инертность — это... 3. Масса тела — это... 4. Запишите формулу и единицы измерения импульса. 5. Запишите третий закон Ньютона. 6. Механика — это... 7. Траектория — это... 8. Запишите формулу ускорения. 9. Запишите формулу угловой скорости. 10. Период вращения — это..., запишите его формулу
Вариант - 2.
2. Запишите второй закон Ньютона. 3. Сила — это... 4. Запишите формулу и единицы измерения плотности. 5. Импульс — это... 6. Запишите третий закон Ньютона. 7. Материальная точка — это... 8. Перемещение — это... 9. Запишите формулу скорости. 10. Запишите формулы для равномерного движения. 11. Частота вращения — это..., запишите её формулу. Критерии оценки: За каждый верный ответ ставится 1 балл. 11 баллов – отлично 9 баллов – хорошо 6 баллов – удовлетворительно Менее 5 баллов – неудовлетворительно.
Раздел 2. Тепловые явления.
|