Студопедия

Главная страница Случайная страница

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Космология Фалеса






Взгляды Фалеса Милетского на проблемы мироздания

 

Фале́ с (греч. Θ α λ ῆ ς, Thalē s) из Милета (ок. 625 до н. э. – ок. 545 до н. э.) — древнегреческий философ финикийского происхождения; военный инженер лидийских царей; совершал далекие путешествия с познавательными целями; используя полученные в Египте знания, предсказал солнечное затмение 28 мая 585 г. до н. э., которое помогло лидийскому царю Алиатту принудить мидян к миру на выгодных условиях. Во время войны с персами Фалес проектировал инженерные сооружения для армии другого лидийского царя — Креза (595—546 до н. э.). Именем Фалеса названа одна из теорем геометрии. Фалес впервые вводит понятие природы (φ ύ σ ι ς, отсюда прилагательное «физический»). Основным свойством природы Фалес считал изменчивость, поэтому её суть он выражает в метафоре воды. Подобно воде, природа принимает разнообразные формы и состояния.

Фалес был современником Солона и Креза. По Геродоту, семья Фалеса прибыла в Милет из Финикии.

По Аристотелю, Фалес является первым ионийским философом и вместе с тем первым (древнегреческим) философом вообще. Ему (а также Филону) приписывают изречение: γ ν ῶ θ ι σ ε α υ τ ό ν (gnō thi seauton, «познай самого себя»). Сочинения Фалеса не сохранились.

Космология Фалеса

Аристотель сопоставляет с мифологическими учениями Гомера и Гезиода. Космология Фалеса весьма напоминает египетское учение. Вселенная, по представлению Фалеса, представляет жидкую массу, посередине которой находится воздушное тело, имеющее форму чаши, повёрнутой открытой стороной вниз. Вогнутая поверхность этой чаши — небо; на нижней поверхности, в центре её, плавает диск, обтекаемый водой. Звёзды — боги, плавающие по небесному своду. С космологическими представлениями связаны и философские воззрения Фалеса. О них мы узнаём из первой книги Аристотелевой метафизики, который называет Фалеса главой физиков, и из доксографов, черпавших свои сведения из Аэция. Фалеса интересовали два тесно связанных между собой вопроса, а именно: из чего всё произошло и что составляет сущность (греч. ά ρ χ ή) бытия. Фалес отвечал на эти вопросы следующим образом: вода есть сущность всего, из воды всё произошло и в воду все вновь возвращается. В пользу этого мнения Фалес приводил три довода: во-первых, семя всех живых существ есть нечто обладающее влажностью; во-вторых, все растения питаются влагой и благодаря ей приносят плоды, лишённые же влаги растения засыхают; в-третьих, даже огонь солнца и светил питается испарениями воды. Кроме воды Фалес признавал, по-видимому, ещё иной принцип, который, однако, по всей вероятности, отождествлял с водой. Фалес говорил, что Бог есть разум мира, что всё одушевлено и преисполнено демонов. Божественная сила проникает через первичную влажность, приводя её в движение. Этот мировой разум Фалес называл также необходимостью, которая правит всем. На душу Фалес смотрел как на начало вечно движущееся и самодвижущееся. Душу Фалес приписывал и магниту, так как он притягивает железо. Фалеса обыкновенно называют гилозоистом — и действительно, нельзя отвергать положительного указания Аристотеля о том, что первые «физиологи» отожествляли материю с движущим началом. Отсюда следует заключить, что мировой разум или необходимость есть начало, не отличающееся от воды. По всей вероятности, Фалес придерживался тех общих воззрений, которые встречаются у первых ионийских философов, а именно, что мир периодически возникает из первоначала и вновь в него возвращается; но указаний относительно пути, которым, по его мнению, совершается это мирообразование, мы не имеем. Симплиций в этом пункте сопоставляет Фалеса с Анаксименом, но Теофраст возражает против такого сопоставления. Интерес философии Фалеса заключается в том, что в ней мы имеем зачатки философской рефлексии о физическом мире; трудность её изучения состоит в том, что легко приписать Фалесу мысли, свойственные вообще первому периоду греческой и в особенности ионийской философии. Уже Аристотель сообщает о Фалесе не на основании чтения его произведений, а по слухам, из вторых рук — а Аристотель в древней философии является самым надёжным руководителем.

Итак, заслуга Фалеса заключается в том, что он первым, кто вполне рациональным способом попытался доказать первенство элемента воды в перечне предлагавшихся в то время четырех стихий — огня, земли, воды и воздуха, которые были известны задолго до него. Вероятней всего, как это предположил Аристотель, свое воззрение он вывел из наблюдения, что пища всех существ — влажная, их семя тоже имеет влажную природу, а начало и причина роста содержащих влагу существ — вода. Он наблюдал, что теплое живет за счет влажного, умирающее всегда высыхает, а из чего каждое живое существо состоит, тем оно преимущественно и питается. Вода — основа всякой жидкости, думает Фалес, включая сюда, видимо, масла и спирты. Земля плавает на воде, и вода просачивается сквозь нее родниками, которые образуют реки. Землетрясения происходят от волнения на поверхности воды; все течет гармонично в этом мире благодаря воде. Первым и высшим, а значит и божественным, всегда считали то, у чего нет ни начала, ни конца, а таков именно море, по которому Фалес плавал. Всё во вселенной образуется благодаря затвердеванию или испарению воды. Всякое влажное вещество, например, сырая глина, с легкостью изменяет форму. Вода испаряется и предметы становятся малоподвижными. Испаряющаяся часть вещества обращается в невидимый воздух, а тончайший воздух возгорается в виде эфирного огня; отсюда появляются звезды, планеты, Луна и Солнце. Выпадая в осадок и превращаясь в ил, вода образует землю. Итак, вода — начало всему. Чтобы подкрепить эту мысль авторитетом, Фалес обращается к Гомеру, который сказал: «Океан был первым». Поэтому из четверки известных ему элементов Фалес объявил воду «наипричиннейшим» элементом.


Поделиться с друзьями:

mylektsii.su - Мои Лекции - 2015-2024 год. (0.007 сек.)Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав Пожаловаться на материал