Студопедия

Главная страница Случайная страница

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Основные вехи развития и представители экспериментальной психофизиологии 19 века.




Бурное развитие в XIX в. физиологии органов чувств привело к постановке вопроса относительно соотношения между собой основных факторов, детерминирующих восприятие - структуры органа и его упражняемости. Сформулирован он был, в первую очередь, в ходе исследования пространственного видения и звучал примерно так: " В своей основе пространственное видение является прирожденным или приобретается из жизненного опыта? " Были намечены два варианта его решения - с точки зрения нативизма и эмпиризма. Представители первого отстаивали природную обусловленность процесса видения, считали способность воспринимать пространство и время врожденной, а эмпирики доказывали, что этот процесс формируется в опыте, и способности возникают в результате упражнения. Эти дискуссии означали, что необходимо пересматривать само понятие о прирожденной организации. Эта работа и была проведена Германом Гельмгольцем (1821-1894), выдающимся немецким физиологом. Именно ему удалось принципиально перестроить физиологические представления исследователей. Как писал Сеченов: " Слава Гельмгольцу за его шаги в психологическую область, - из него выросла наиболее разработанная часть современной физиологической психологии". Центральное место в экспериментальных исследованиях Г. Гельмгольца занимали вопросы психофизиологии зрения и слуха. К изучению физиологии зрения Г. Гельмгольц приступает почти сразу же после своих известных опытов по измерению скорости проведения нервного возбуждения (1851). Уже в 1856 г. в свет выходит первый том его " Физиологической оптики". Последущие второй и третий тома выходят соответственно в 1860 и 1866 гг. С точки зрения психологии наибольший интерес представляют последние два тома, поскольку во втором томе подробнейшим образом излагается его трехкомпонентная теория цветового зрения, а третий том содержит широко известные общую эмпирическую теорию зрения, учение о " бессознательном выводе" и теорию об " ощущениях иннервации". С 1856 г. Г. Гельмгольц начинает заниматься и физиологической акустикой. В 1863 г. он публикует обобщающий труд, в котором приводит обширный материал по экспериментальному изучению тонального состава гласных звуков, тембра, комбинационных тонов, выдвигает учение о диссонансе и консонансе, излагает свою резонантную теорию слуха.
В области психофизиологии слуха опыты Г. Гельмгольца были начаты в связи с изучением тонального состава гласных звуков. На основе многочисленных опытов по изучению простых и сложных тонов, Г. Гельмгольц приходит к выводу о резонантной природе звукового и слухового аппарата у человека. Согласно Г. Гельмгольцу, ротовая полость выполняет функцию резонатора, придающего гласным звукам характерные им различия а слуховой аппарат - систему резонаторов, настроенных на восприятие определенных тонов. Важный вклад внес Гельмгольц и в разработку проблем психофизиологии цвета.
Экспериментальное изучение явлений контраста, глазомера, иллюзий, механизмов бинокулярного зрения, восприятия направления и глубины привело Г. Гельмгольца к заключению о том, что все перечисленные выше зрительные функции есть не врожденные свойства глаза, а продукты опыта и упражнения, эффекты многократного повторения сенсомоторных связей и ассоциаций, образующихся при различных субъективных и объективных условиях пространственного видения. Из общей эмпирической теории зрения вытекало и учение Г. Гельмгольца " о бессознательном умозаключении". Многочисленные факты, установленные в экспериментах, показывали, что многие перцептивные акты определяются не только характеристиками объекта, но что в них содержится значительная часть опытных данных, которые в стимуле непосредственно не представлены. Такие, например, явления, как иллюзии, константность восприятия невозможно вывести только из свойств внешних предметов и их отношений. Таким образом, Гельмгольц сделал вывод о существовании внутреннего дополнительного фактора, или механизма, оказывавшего влияние на то, где, как и какими мы видим внешние предметы. Этот фактор он и называет " бессознательными умозаключениями", под которыми он имеет в виду приобретенный в опыте путем многократного повторения ассоциативный синтез сенсомоторных компонентов. Действие этого механизма, по Гельмгольцу, осуществляется по образцу индуктивного умозаключения, но в отличие от последнего, протекает бессознательно. Отсюда и произошло столь специфическое название " бессознательное умозаключение", которое было дано Г. Гельмгольцем субъективному (психическому) фактору восприятия. Выдвинутая ученым гипотеза утверждала факт реального существования неосознаваемой части психических процессов, действие которых недоступно интроспекции, а поэтому обнаружение их возможно лишь опосредованно, объективным путем. Кроме этого, она подчеркивала обусловленность всякого психического акта прошлым опытом.
В целом научные взгляды Г. Гельмгольца были противоречивы. Результаты проводимых им экспериментальных исследований часто противоречили идеалистическим концепциям психики, и это вынуждало великого физиолога занимать в области теории и философии непоследовательную компромиссную позицию.
Вместе с тем, несмотря на ложность отдельных теоретических обобщений Г. Гельмгольца, его научный вклад в область экспериментальной психофизиологии велик и многогранен. Он стоял у истоков современной экспериментальной психологии. К этому необходимо добавить еще один важный момент, связанный с отношением Г. Гельмгольца к психологии. Психологию он рассматривал как такую науку, которая всецело должна строиться на основе экспериментальных и математических методов. В известной степени он был склонен, подобно И. Мюллеру, сводить психологию целиком к физиологии. Его попытки растворить психологию в физиологии следует считать ошибочными и механистическими. Но для той эпохи, в которой протекала его научная деятельность, они имели и позитивную сторону, поскольку были направлены на придание психологии естественно-научной ориентации. В этом стремлении немецкий физиолог не был одинок. Как известно, И.Н. Сеченов также видел в качестве неотложной задачи перевод психологии на физиологические методы и естественно-научные рельсы. Поэтому Г. Гельмгольц, подобно И.М. Сеченову, своими научными взглядами и достижениями значительно приблизил и ускорил время практической перестройки психологии на естественно-научной основе и, более того, принял непосредственное участие в этом прогрессивном движении.

 


Данная страница нарушает авторские права?


mylektsii.su - Мои Лекции - 2015-2025 год. (0.006 сек.)Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав Пожаловаться на материал