![]() Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
История формирования военной психологи в годы Великой Отечественной войны
Вторая мировая война, начавшаяся в Европе, и 22 июня 1941 года перешагнувшая границы Советского Союза, существенным образом изменила весь уклад жизни общества. Естественным, и, что главное, необходимым образом военные нужды подчинили себе все сферы жизнедеятельности советского государства и общества. Наука и научная интеллигенция не остались в стороне от этого процесса. Изменения военного времени затронули практически все аспекты существования и функционирования науки: организационную структуру, направления работы и тематику исследований, формы практической деятельности, требования к научным разработкам, подготовку научных кадров и т.д. Соответствующие изменения отмечаются и в области психологической науки. Необходимо было: 1) изменить тематику научных исследований, отказаться от ряда традиционных направлений, развивать новые предметные области психологии; 2) осуществить преобразования в организационной структуре, пересмотреть вопросы, связанные с научной координацией и развитием науки; 3) качественно изменить формы взаимодействия психологии с практикой. Режим работы в условиях сворачивания (в первый год войны) деятельности ряда научных центров, их перебазирования в другие районы страны, сокращения числа психологов, занимавшихся научно-исследовательской деятельностью, привели к необходимости максимальной, предельной мобилизации и концентрации всех интеллектуальных ресурсов на наиболее важном направлении - практических нуждах военного времени. Другим важным требованием к научным разработкам явилось существенное сокращение сроков исследований. Это было обусловлено не только тем, что ситуация на фронтах требовала оперативности во всех вопросах, но и тем обстоятельством, что результаты исследований с нетерпением ожидались практическими работниками для использования их в повседневной деятельности. Во-вторых, подавляющая часть исследований включала полный, завершенный цикл разработки: от теоретического обоснования - через экспериментальную проверку - до практического внедрения.
Основными задачами, которые были поставлены перед психологией, являлись: o активное, масштабное применение психологических разработок и результатов исследований в решении важнейших прикладных задач, обусловленных нуждами военного времени; o изучение негативных психологических феноменов, вызванных войной, и разработка рекомендаций по их нейтрализации; o осуществление консультационной работы по широкому кругу проблем с использованием психологических знаний и др. Начавшаяся война обусловила необходимость существенной организационной и структурной перестройки в деятельности научно-исследовательских и научно-практических центров, в том числе и психологических. Изменения затронули фактически все элементы организации, управления, кадрового обеспечения и функционирования науки. Таким образом, эвакуация научных и учебно-образовательных центров в тыловые районы страны была одним из направлений организационых переструктурирований в области психологии. Третьим направлением организационных преобразований в области психологии явилось создание новых структур, призванных решать психологически проблемы. Особенно интенсивно эта работа развернулась в связи с необходимостью обеспечения процесса восстановления нарушенных психических функций у раненых. Говоря об организационном развитии психологии, необходимо отметить, что изменения за годы войны в этой сфере были очень существенными. Был создан ряд новых психологических учреждений, которые уже в послевоенное время стали крупными психологическими центрами. В 1941 г. на базе лаборатории экспериментальной психологии Тбилисского государственного университета создается сектор психологии АН ГССР, ставший методическим центром по психологии в Грузии. В Киеве в 1945 г. создается научно-исследовательский институт психологии, впоследствии - один из ведущих психологических центров на Украине. В том же году в составе Института философии АН СССР под руководством С. Л. Рубинштейна организован сектор психологии - первое специализированное психологическое подразделение в рамках " большой", или союзной, АН СССР (Брушлинский А.В., 1995). Большое значение имело и создание при философском факультете Московского университета в 1943 г., и при философском факультете Ленинградского университета - в 1944 г. - отделений психологии (в 60-е гг. они были преобразованы в факультеты психологии, первые в нашей стране), ставших впоследствии основными центрами подготовки профессиональных психологов.
Важнейшее значение для всего хода последующего развития психологии в СССР имело создание в октябре 1943 г. Академии педагогических наук, основными задачами которой являлись: научная разработка вопросов психологии, подготовка через аспирантуру и докторантуру. Таким образом, можно сказать, что на протяжении войны шел поиск наиболее эффективной системы управления психологической наукой и всей наукой в целом. Таким образом, подводя итоги организационно-структурным преобразованиям в сфере психологической науки и ее кадровому обеспечению, необходимо сделать следующие выводы: 1. Нужды военного времени привели к значительным трансформациям в структуре управления психологической наукой. При этом акцент был сделан на его централизацию и создание широкой сети новых психологических центров и организаций научно-исследовательской, научно-методической и научно-практической ориентации. 2. Процесс эвакуации психологических институтов и лабораторий, научных сотрудников из центрально-европейской части страны в другие, тыловые районы способствовал интенсификации научной деятельности по психологии в провинциальных учебных и клинических заведениях, пропаганде и распространению психологических знаний 3. Несмотря на трудности военного времени, продолжалась активная работа по подготовке специалистов-психологов, потребность в которых все более увеличивалась. Пpоблема воспитания pассматpивалась в психологической литеpатуpе военных лет в двух плоскостях - как в плане ее теоретико-методологического анализа, так и в виде постановки конкpетных психолого-педагогических вопpосов фоpмиpования личности pебенка. Таким образом, завершая обзор состояния и развития отечественной психологии в годы Великой Отечественной войны, следует сделать ряд обобщающих выводов.
|