Студопедия

Главная страница Случайная страница

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Раздел 3. Общая теория права. Ромашов Р.А. Теория права и государства (конспект лекций)






Р.А. Ромашов

ТЕОРИЯ ПРАВА И ГОСУДАРСТВА

(конспект лекций)

Санкт-Петербург

 

 

Ромашов Р.А. Теория права и государства (конспект лекций). Учебное пособие. Санкт-Петербургский университет МВД России, Академия права, экономики и безопасности жизнедеятельности. - СПб.: Фонд «Университет», 2002.

 

В работе в сжатой, конспективной форме рассматриваются практически все вопросы, предусмотренные учебной программой по теории права и государства.

Простота и доступность излагаемого материала позволяет в предельно сжатые сроки систематизировать и конкретизировать знания, полученные в процессе изучения учебной дисциплины, а также определить структуру и краткое содержание ответов на наиболее часто встречающиеся экзаменационные вопросы.

Рекомендуется в качестве пособия для подготовки к экзаменам по теории права и государства студентам средних и высших юридических учебных заведений.

 

Рецензенты:

- Д.И. Луковская доктор юридических наук, профессор (Санкт-Петербургский государственный университет);

- И.Л. Честнов кандидат юридических наук, доцент (Санкт-Петербургский юридический институт Генеральной прокуратуры Российской Федерации)

 

 


Содержание:

 

Введение

Раздел 1. Вводный

Лекция 1: Общая характеристика курса «Теория государства и права»

Лекция 2. Социально-исторические предпосылки государства и права. Возникновение государства и права

Раздел 2. Общая теория государства

Лекция 3. Понятие и признаки государства

Лекция 4. Типология государства

Лекция 5. Функции государства

Лекция 6. Механизм государства

Лекция 7. Форма государства

Лекция 8. Государство и политическая система общества

Лекция 9. Правовое государство

 

Раздел 3. Общая теория права

Лекция 10. Право как социальный регулятор. Понятие и признаки права

Лекция 11: Типология правопонимания

Лекция 12. Источники права

Лекция 13. Норма права

Лекция 14. Система права

Лекция 15. Система законодательства

Лекция 16. Теория правоотношений

Лекция 17: Теоретические основы правового статуса личности

Лекция 18. Реализация норм права

Лекция 19. Толкование норм права

Лекция 20. Правомерное и противоправное поведение

Лекция 21. Юридическая ответственность

Лекция 22. Законность и правопорядок

Лекция 23. Механизм правового регулирования

Лекция 24. Правовые системы и правовые семьи

Лекция 25. Правосознание и правовая культура

 

 

Введение

 

 

Теория права и государства - базовая фундаментальная юридическая наука, формирующая свои выводы и рекомендации для всех дисциплин политико-правового профиля, оказывающая значительное влияние на формирование мировоззрения будущих юристов, воспитание у них высокого уровня правовой культуры.

Современное развитие российской государственно-правовой системы связано с признанием приоритета прав человека, становлением рыночных отношений, формированием основных институтов гражданского общества и правового государства. Эти и другие процессы, происходящие в сегодняшней России предполагают научное осмысление и обусловливают необходимость совершенствования теории права и государства как науки и как учебной дисциплины.

Изложенные обстоятельства определяют и особенности преподавания учебных курсов теории права и государства. Компетентность, профессионализм, знание дела, культура, образованность, чувство нового - таковы основные требования, которые общество предъявляет к гражданам и, прежде всего, к работникам госаппарата, в том числе и к сотрудникам органов внутренних дел.

Новые издания вузовской литературы основываются на использовании уже накопленного опыта в преподавании данного предмета. При этом подчеркивается необходимость в издании новых учебников, курсов лекций, пособий, методических рекомендаций, базирующихся на ныне действующей Конституции, текущем законодательстве, учитывающих идущие в обществе социально-экономические, политические, духовные и иные процессы.

Предлагаемое учебное пособие «Теория права и государства (конспект лекций)» в основном соответствует содержанию действующей программы по теории государства и права. Оно рассчитано на слушателей и студентов юридических вузов, аспирантов и адъюнктов, а также профессорско-преподавательский состав учебных заведений и лиц, интересующихся проблемами общей теории права и государства. Пособие составлено с учетом современного уровня достижений в области правоведения и юридической практики, охватывающих, по существу, подавляющее большинство юридических терминов и определений общей теории права и государства. Однако рассмотрены они не детально и обстоятельно, а лишь схематично, конспективно, что требует от читателя дополнительной работы над учебной, научной общетеоретической литературой и соответствующими нормативными материалами.

Особую помощь предлагаемое учебное пособие может оказать при написании курсовых работ, а также при подготовке к семестровым и государственным экзаменам.

Автор надеется, что предложенное учебно-методическое пособие может быть с пользой использовано обучаемыми, как при изучении курса теории права и государства, так и при изучении отраслевых дисциплин, таких как конституционное, административное, уголовное, гражданское право и т.д.

 

 

Раздел 1. Вводный

Лекция 1: Общая характеристика курса «Теория государства и права»

 

1. Наука как познавательная деятельность. Систематизация наук 2. Система юридических наук. Место и роль теории государства и права в системе юридических наук. 3. Объект и предмет науки теория государства и права 4. Методология и методы теории государства и права 5. Функции теории государства и права 6. Структура учебной дисциплины теория государства и права 7. Значение теории государства и права для профессиональной подготовки сотрудника ОВД.

 

1. Наука как познавательная деятельность. Систематизация наук

Вопрос о познаваемости мира относится к так называемым «вечным» вопросам, волнующим человечество на протяжении всей его истории. При этом сам процесс познания мира и систематизированные результаты этого процесса называются наукой. Все науки с определенной долей условности можно подразделить на естественные, социальные и технические.

Естественные науки изучают объективную реальность (понятия, принципы, закономерности), существование которой не зависит от человека (законы движения небесных тел, природный круговорот и т.п.). К естественным наукам относятся математика, физика, биология, астрономия и др.

Социальные науки изучают общественные отношения, возникающие в различных сферах жизнедеятельности общества: политике, экономике, религии, юриспруденции. К социальным наукам относятся: социология, политология, экономика, теология, правоведение и др.

Технические науки изучают искусственные средства и механизмы, создаваемые человеком в целях улучшения условий жизни и усиления эффективности функциональной деятельности. К техническим наукам относятся инженерные науки, кибернетика, архитектура и градостроение и др.

 

2. Система юридических наук. Место и роль теории государства и права в системе юридических наук

Социальные науки изучающие общественные отношения, урегулированные правом в комплексе образуют систему юридических наук – правоведение.

В рамках правоведения юридические науки объединяются в три наиболее крупных совокупности:

- историко-теоретические науки;

- отраслевые науки;

- прикладные (специальные) науки.

Историко-теоретические науки (история государства и права, история политико-правовых учений, теория государства и права) изучают наиболее общие закономерности возникновения государства и права; теоретические представления о сущности данных явлений; методологию познания правовой реальности.

Отраслевые науки (конституционное право, гражданское право, уголовное право и т.д.) изучают обособленные группы юридически значимых отношений, сложившихся в данном обществе на современном этапе его развития и урегулированных действующими источниками права (отраслевыми правовыми актами).

Прикладные (специальные) науки (криминалистика, юридическая психология, судебная медицина) изучают обладающие юридической значимостью (имеющие прикладное значение для юриспруденции) аспекты в целом неюридических наук (медицины, психологии и др.).

Говоря о месте и роли теории государства и права в системе юридических наук, следует иметь в виду два обстоятельства. С одной стороны, теория государства и права традиционно включается в группу историко-теоретических наук, что предопределяет тесные связи теории с историей государства и права и историей политико-правовых учений, а с другой, является фундаментальной юридической наукой (теоретической базой правоведения), что, в свою очередь, предопределяет тесную связь теории с отраслевыми и специальными (прикладными) юридическими науками.

Обстоятельством позволяющим говорить о наиболее тесной связи теории государства и права с такими историко-теоретическими наукам, как история государства и права и история политических и правовых учений, является то, что все они изучают государство и право как целостные взаимосвязанные категории. Вместе с тем, в отличие от истории государства и права изучающей особенности становления и развития политико-правовых институтов в конкретных государствах и в конкретные исторические эпохи, а также в отличие от истории политических и правовых учений, как науки, исследующей эволюцию представлений о государстве и праве в политико-правовой мысли, теория государства и права рассматривает государственно-правовые явления в наиболее общем (абстрактном) виде, безотносительно к конкретной стране, исторической эпохе, тому или иному мыслителю.

Связь теории государства и права с отраслевыми и специальными (прикладными) юридическими науками носит двухсторонний, взаимный характер. Из курса теории государства и права отраслевые и специальные (прикладные) науки черпают информацию о сущности и содержании основных юридических терминов (норма права, государственный орган, система законодательства, юридическая ответственность и т.д.). В свою очередь из отраслевых и специальных (прикладных) дисциплин теория государства и права получает эмпирический материал, при помощи которого подтверждаются либо опровергаются те или иные теоретические модели.

 

3. Объект и предмет науки теория государства и права

Объект любой науки – это то, что данная наука изучает. При этом объектом научного знания является наиболее общее представление об исследуемом явлении. Таким образом, объектом теории государства и права являются сами государство и право, рассматриваемые в качестве взаимосвязанных и взаимообусловливающих друг друга явлений общественной жизни. Государство и право как объект теоретической науки явления абстрактные, непосредственно не связанные с конкретной исторической эпохой либо той или иной социально-политической системой. Таким образом, в качестве объекта теории государства и права выступает обобщенное представление о «государстве и праве вообще». К примеру, мы говорим древнее государство и право, государство и право современной России и т.п., предполагая при этом, что государство и право как специфические институты общественной жизни, появившись на определенном этапе социального развития, являются его непременными атрибутами. Вместе с тем содержание этих понятий меняется в зависимости от исторического периода либо от особенностей политико-правового устройства соответствующего социума.

Предмет науки – это совокупность знаний об объекте, заданных специфическим ракурсом его рассмотрения. Так, государство и право в качестве объекта познания рассматривают все историко-теоретические науки, вместе с тем предметы у этих наук разные. Говоря о предмете теории государства и права следует выделить следующие основные элементы его составляющие:

- понятийно-категориальный аппарат юриспруденции (юридическую догматику)

Теория государства и права является своеобразной «азбукой юриспруденции». В рамках данной науки формулируются основные понятия и принципы, характеризующие государство и право (право, государство, норма права, орган государства, правоотношение, правонарушение и т.д.);

- основные принципы и теоретические модели правотворчества и реализации права (юридическую технику)

Теория государства и права дает общую характеристику процессов правотворчества и реализации права с точки зрения их структуры и содержания, исследует функции этих процессов, определяет возможные последствия, намечает перспективные пути оптимизации.

- основные средства, приемы, способы и принципы познания в области юридической науки (юридическую методологию)

Теория государства и права дает общую характеристику основных методов познания юридической науки, определяет принципы использования этих методов в процессе исследования правовой реальности.

4. Методология и методы теории права и государства

Методология теории права и государства включает в себя комплекс взаимосвязанных приемов и способов, при помощи которых осуществляется процесс изучения государственно-правовых явлений. Иными словами, методология позволяет понять, каким образом происходит познавательный процесс в теоретико-правовой сфере.

В процессе изучения теории государства и права используются общенаучные, специальные и частные методы.

Общенаучные методы – это средства познания, используемые во всех областях научного знания. К числу общенаучных методов относятся, например, системно-структурный метод, функциональный подход, общие логические приемы и т.д.

Системно-структурный метод предполагает рассмотрение явления в его взаимосвязи с окружающей действительностью. Использование данного метода позволяет, с одной стороны, раскрыть целостный характер объекта изучения, а с другой, выявить различные типы связей, характеризующие место и роль объекта в однородной системе. Например, характеристика нормы права предполагает как ее целостное восприятие (понятие и признаки юридической нормы, виды норм), так и оценку внутренней структуры (норма с точки зрения единства гипотезы, диспозиции, санкции) и, вместе с тем, ее положение в системе права (где норма рассматривается как первичный образующий элемент).

Функциональный подход в процессе познавательной деятельности используется для выяснения предназначения изучаемых явлений. В частности, применение функционального метода в процессе характеристики государства позволяет сформулировать основные направления государственной деятельности в политической, экономической, экологической и других сферах общественной жизни.

Общие логические приемы (анализ, синтез, индукция, дедукция, аналогия, гипотеза) используются для определения научных понятий, последовательной аргументации теоретических положений, устранения неточностей и противоречий. По своей сути эти приемы являются своеобразными «инструментами» для плодотворной научной деятельности.

Специальные методы – это приемы и способы познания, которые разрабатываются в рамках обособленных научных групп (например, в сфере естественных либо социальных наук). К специальным методам можно отнести социологический, статистический, кибернетический и др.

Применение социологического метода позволяет оценить степень государственно-правового воздействия на жизнедеятельность общества. При этом широко применяются такие приемы, как анкетирование, опрос населения, проведение социально-правовых экспериментов и т.д.

Статистический метод помогает получить количественные данные, характеризующие изучаемое явление. Роль данного метода особенно велика при изучении массовых повторяющихся явлений (применение права государственными органами и должностными лицами, правонарушения и т.д.).

Кибернетический метод – это прием, позволяющий с помощью системы понятий, законов и технических средств кибернетики, расширить либо уточнить имеющиеся сведения о государстве и праве.

Частно-правовые методы – это приемы и способы познания, выработанные непосредственно теорией государства и права. К ним относят методы сравнительного правоведения, толкования (интерпретации) права, формально-юридический метод и др.

Метод сравнительного правоведения предназначается для изучения различных государственно-правовых систем путем сопоставления одноименных институтов, принципов, школ.

Метод толкования (интерпретации) права – это способ уяснения и разъяснения сущностного содержания закрепленного юридической нормой правила поведения.

Формально-юридический метод предполагает изучение права в «чистом» виде, вне связи с другими социальными явлениями (политикой, экономикой, идеологией и т.д.).

В качестве принципов (основополагающих начал, идей), на основании которых осуществляется познание предмета теории государства и права, следует выделить: историзм, объективность, универсальность, плюрализм.

Принцип историзма предполагает, что государство и право характеризуются как изменяющиеся во времени феномены и поэтому должны исследоваться в динамике их исторического развития.

Объективность как методологический принцип означает стремление к получению максимально достоверной информации об изучаемых явлениях, при этом влияние субъективных факторов (личное отношение, общественное мнение, сформировавшаяся традиция) по возможности сводится к минимуму.

Универсальность теории государства и права заключается в том, что она изучает общие закономерности развития государства и права безотносительно к какой-либо конкретной политико-правовой системе (исторической эпохе). Понятия и принципы, сформулированные в курсе теории государства и права выступают в качестве оценочных критериев, в сравнении с которыми может быть рассмотрена практически любая реально существующая (существовавшая в истории человеческой цивилизации) государственно-правовая система.

Принцип плюрализма закрепляет «право на жизнь» различных идейно-теоретических подходов, концепций, школ порою отстаивающих противоречивые точки зрения. При этом не допускается насильственного насаждения каких бы то ни было идейно-теоретических схем, объявления их «абсолютными истинами» (как было, например, с идеями марксизма, знакомство с которыми проходило под лозунгом «Учение Маркса всесильно, потому что оно верно»).

 

5. Функции теории государства и права

Функции теории государства и права – это основные направления воздействия данной системы знания на научный и учебный процесс.

К числу функций теории государства и права как науки и учебной дисциплины следует отнести: аналитическую, эвристическую, аксиологическую, прогностическую и др.

Аналитическая функция предполагает осуществление в рамках теоретико-правовой науки анализа структуры и содержания основных юридических понятий и принципов (догм права).

Эвристическая функция предполагает обобщение информации полученной аналитическим путем, с последующим формулированием выводов общего характера.

Аксиологическая функция предполагает выделение ценностных приоритетов, рассматриваемых в качестве идеальных целевых установок государственно-правового развития.

Прогностическая функция предполагает обозначение перспективных направлений развития государства и права и определение круга задач, с решением которых связано это развитие.

 

6. Структура учебной дисциплины теория государства и права

Структура теории государства и права как учебной дисциплины предполагает выделение трех взаимосвязанных разделов: вводного, общей теории государства и общей теории права. В рамках вводного раздела дается общая характеристика теории государства и права как науки и учебной дисциплины. Учитывая тот факт, что в качестве объекта теории государства и права выступают наиболее общие закономерности возникновения и развития государства и права, в данном разделе уделяется внимание изучению предпосылок возникновения государства и права, а также рассматриваются основные теории происхождения этих феноменов. Во втором разделе, рассматриваются основные теоретические понятия, характеризующие государство (понятие и признаки государства, формы и функции государства, механизм государства и т.д.). В рамках третьего раздела исследуются наиболее важные категории в правовой сфере (понятие и признаки права, система права, правоотношение, правонарушение, юридическая ответственность), а также анализируются теоретические механизмы и принципы правотворчества и реализации права (механизмы и принципы юридической техники).

7. Значение теории государства и права для профессиональной подготовки сотрудника ОВД

Основной задачей и функциональной обязанностью сотрудника ОВД является охрана и защита прав и законных интересов граждан. При этом, сотрудник в процессе служебной деятельности должен: во-первых, знать, какие права граждан он защищать обязан, а какие нет; во-вторых, четко представлять себе, какими средствами и способами надлежит ему пользоваться в процессе правоохранительной деятельности; в-третьих, осознавать, к каким последствиям может привести нарушение (либо несоблюдение) должностных обязанностей. Перечисленные факторы позволяют говорить о том, что любой сотрудник ОВД должен обладать определенным комплексом юридических знаний, необходимых для профессиональной деятельности. Значение теории государства и права в процессе профессиональной подготовки сотрудников ОВД заключается, прежде всего, в том, что в рамках теоретико-правовой науки изучаются основные понятия юриспруденции. Любой сотрудник, независимо от занимаемой должности и особенностей профессиональной деятельности, должен понимать смысловое значение слов право, государство, правовая норма, правоспособность, дееспособность, правоотношение, правонарушение, юридическая ответственность и т.д. Кроме того, изучение теории государства и права помогает сотрудникам ОВД уяснить содержание основных принципов юридической техники, без знания которых невозможна профессиональная правоохранительная деятельность. Понимание теоретико-правовых основ правотворческой, правоприменительной, интерпретационной и других видов юридической деятельности, является необходимым условием достижения целей и задач, стоящих перед личным составом ОВД. Наконец, знания, полученные в процессе изучения теории государства и права, способствуют формированию у сотрудников ОВД высокого уровня профессиональной правовой культуры, воспитанию у них чувства уважения прав и свобод граждан, выработке непримиримого отношения к нарушителям законности и правопорядка.

 

Лекция 2. Социально-исторические предпосылки государства и права. Возникновение государства и права

1. Социальное регулирование и управление в архаическом (первобытном) обществе 2. Предпосылки происхождения государства 3. Пути происхождения государства 4. Теории происхождения государства 5. Предпосылки происхождения права 6. Теории происхождения права

1. Социальное регулирование и управление в архаическом (первобытном) обществе

Развитие человечества в рамках первобытного (архаического) общества является наиболее продолжительным по времени периодом человеческой истории. Человек разумный - homo sapiens - появился как минимум 200 тыс. лет назад. Окончание первобытного строя традиционно связывается учеными с возникновением первых государств (протогосударств), которые появились в Азии и Африке около 5 тыс. лет до Н.Э.

Информация о социальной структуре и принципах общежития в условиях первобытного общества крайне ограничена. Как правило, выводы делаются либо на основании археологических раскопок, либо по аналогии с социальными группами, вплоть до настоящего времени находящимися на стадии первобытного строя. При этом основной целью изучения особенностей социального регулирования и управления в условиях архаического общества для теоретико-правовой науки является выявление и анализ исходных, наиболее глубинных мотивов, предопределяющих поведение человека в различных сферах социальной жизни и сыгравших в последствие роль предпосылок формирования государства и права.

Общая характеристика организации первобытного общества предполагает выделение нескольких наиболее значимых для юридической науки социальных сфер: социального устройства; производства и распределения материальных благ; социальной власти и управления.

С точки зрения социального устройства первобытное общество характеризуется следующими признаками:

- первобытные общины представляли собой локальные (замкнутые) группы, численность которых, как правило, составляла 30-50 взрослых особей;

- основным связующим элементом, объединяющим людей, было кровное родство (отсюда и название первобытной организации родовая община);

- человек в первобытном состоянии не представляет своего существования вне рода, в этот период отсутствует само понимание индивидуальной значимости (ценности) человека как самостоятельного субъекта общественных отношений. Единство человеческой организации в этот период предопределялось единой целью – выживанием в борьбе с природой. Этой глобальной цели были посвящены практически все усилия членов сообщества. Естественно, что в подобной обстановке у людей не могла возникнуть даже мысль об индивидуальном правовом статусе.

- половые отношения носят полигамный (множественный) характер. Родство определяется по материнской линии, отсюда и название строя – матриархат. Семьи в современном понимании в этот период не существует, дети принадлежат всему роду.

С точки зрения производства и распределения материальных благ первобытное общество характеризуется следующими признаками:

- «первобытная экономика» носит присваивающий характер (жизнеобеспечение общества осуществляется за счет собирательства, охоты и рыболовства);

- распределение материальных благ носит уравнительный характер (отсюда и название данного периода – «первобытный коммунизм»);

- частной собственности в современном понимании не существует. Предметы труда, быта, оружие принадлежат общинникам на правах владения и пользования, однако они не могут распоряжаться ими в эгоистических целях.

С точки зрения социальной власти и управления первобытное общество характеризуется следующими признаками:

- полнота социальной власти принадлежит обществу в целом. Жизненно важные для рода решения принимаются на общем собрании путем голосования;

- оперативное руководство общественной деятельностью осуществляет выборный глава рода, власть которого опирается исключительно на личный авторитет («лучшего среди равных») и не несет каких либо привилегий (приоритет на собрании, «лучший кусок» при разделе добычи и т.п.). Следовательно, в первобытном обществе отсутствует «борьба за власть», в современном понимании этого явления;

- социальное управление осуществляется при помощи неписанных правил поведения (протонорм), передаваемых из поколения в поколение при помощи устных мифов. Основной формой выражения мононорм являются запреты-табу, особенностью которых является отсутствие какого бы то ни было логического обоснования («нельзя, потому что нельзя»);

- в основу правил поведения (протонорм) были положены неразличаемые моральные, религиозные, традиционные установки, поэтому в ряде случаев эти правила называются мононормами;

- основным принципом социального регулирования является принцип талиона – «равным за равное (око за око, зуб за зуб)»;

- нарушение табу влекло за собой изгнание виновного из рода (остракизм), что по сути означало смертный приговор.

Постепенно человеческая организация усложнялась, что, с одной стороны, предполагало снижение эффективности существовавших механизмов социального регулирования и управления, а с другой стороны, обусловливало возможность формирования качественно новых систем, способных обеспечить сохранение и развитие социума в условиях изменившихся жизненных реалий. Иными словами в обществе постепенно складываются объективные предпосылки возникновения государства и права.

 

2. Предпосылки происхождения государства

Процесс возникновения государства выражает переход человеческого общества от первобытной стадии (естественного состояния) к цивилизации, т.е. обретение социумом качеств саморегулирующейся системы, развивающейся на своей собственной основе. Для того чтобы государство получило свое практическое воплощение в качестве особой формы социально-политической организации общества, были необходимы определенные условия (предпосылки). К таким предпосылкам относятся: три крупных разделения труда; возникновение института частной собственности; изменение социальной структуры общества; выделение из общества аппарата публичной власти; закрепление сообщества за определенной территорией. Рассмотрим выделенные предпосылки более подробно.

Три крупных разделения труда.

Первоначально люди поддерживали свое существование исключительно с помощью примитивных форм обеспечения жизнедеятельности (охоты, рыболовства, собирательства). При этом проблема выживания напрямую связывалась с благоприятными (либо напротив неблагоприятными) природными факторами. Естественно, что столь тесная зависимость человека от окружающей среды влияла на процесс становления и развития общества. Поэтому выделение в качестве важнейших форм жизнеобеспечения земледелия и скотоводства имели поистине революционное значение. Приручение и одомашнивание человеком диких животных, а также сознательное выращивание полезных растений означали не только победу человека в борьбе за физиологическое выживание (поскольку разрывалась прямая зависимость человека от природных и климатических условий), но и являлись причиной начавшегося расслоения общества, так как в результате единая социальная организация распадается на несколько относительно самостоятельных подгрупп: земледельцев, скотоводов, охотников и т.д. Процесс труда постепенно усложнялся, требовал больших физических и умственных нагрузок, а это, в свою очередь, вело к ускорению социального развития. Значение данного этапа человеческой эволюции заключается в том, что люди начинают производить общественно-полезного продукта больше, чем нужно непосредственно для поддержания жизнедеятельности. Возникает так называемый избыточный продукт, правом на распоряжение которым обладают его производители. Следовательно, возникают предпосылки для возникновения права собственности, которое понимается как право владеть, пользоваться и распоряжаться определенным имуществом и является одним из важнейших субъективных прав.

Следующим крупным разделением труда принято считать появление ремесел и разделение человеческого общества на тех, кто производит орудия труда и тех, кто этими орудиями пользуется. Переход от универсальной системы жизнеобеспечения к специализированной интересен, прежде всего, тем, что люди начинают производить такие вещи, которые непосредственно для самих производителей жизненно-важного значения не имеют, а изготавливаются с единственной целью -- обменять на другие предметы труда необходимые в хозяйстве. При этом процесс обмена превращается из эпизодического в систематический. В свою очередь потребность людей обмениваться продуктами своего труда, с одной стороны, означала необходимость создания оценочного эквивалента, позволяющего осуществлять данную операцию в определенном пропорциональном соотношении, а с другой, привела к выделению из социальной среды особой группы людей, которые своим основным занятием избрали посредническую деятельность между производителями орудий труда и их пользователями. Процесс товарного обмена представлял целую отрасль общественно полезной деятельности, это было третье крупное разделение труда.

Возникновение частной собственности

Постепенно на смену социальным отношениям, обусловленным кровным родством, приходят договорные отношения, характеризующиеся принятием участвующими в этих отношениях лицами определенных взаимных обязательств друг перед другом (прежде всего в сфере производства и распределения материальных благ). Основным предметом таких отношений являлась собственность, возникающая как результат человеческого труда по преобразованию природы.

Именно труд создает разницу между общим и частным. Труд видоизменяет предметы природы, придает им качественно новые свойства. Но поскольку труд является несомненной собственностью трудящегося, то предметы природы, к которым приложен труд, становятся частной собственностью того, кто затратил труд. Специализация общественно-полезного труда обусловливает усиление его эффективности и как следствие, приводит к получению избыточного продукта, который можно накапливать и которым можно распоряжаться в соответствие с личными (корпоративными) интересами. Возникает и постепенно усиливается имущественное неравенство.

Изменение социальной структуры общества

Наиболее яркое выражение процесс дифференциации общественных отношений получил после смены полигамных отношений моногамными, по сути это означало возникновение супружеских связей (в их современном понимании). Запрет на кровосмешение близких сородичей (табу на инцест), имел двоякое значение. С одной стороны, род утрачивал свое значение в качестве замкнутой самодостаточной социальной структуры, а с другой, появлялась возможность установления новых общественных связей, формирования на их основе качественно отличных от существовавших ранее социальных форм: племен, союзов племен и т.д.

Выделение из общества аппарата публичной власти

Социальное расслоение означало возникновение неравноправных отношений между членами общины. В первую очередь это проявилось в порядке формирования властных структур и осуществления последними управленческих полномочий. Если в начальный период развития власть в равном соотношении принадлежала всем трудоспособным членам общины, а вождь осуществлял функции связанные с оперативным руководством не претендуя на какие-либо льготы, то впоследствии верховная власть утрачивает непосредственный характер и, практически полностью, переходит к представителям властных структур (вождям, старейшинам, шаманам и т.д.), которые перестают заниматься не связанным с управленческими функциями общественно-полезным трудом. Власть, таким образом, приобретает характер профессионального полномочия. Для того, что бы поддержать свою жизнедеятельность властители начинают изымать (экспроприировать) в виде налогов часть общественного продукта полученного рядовыми членами сообщества. В целях подавления возможного сопротивления создается специальный механизм принуждения, который, с одной стороны, необходим для обеспечения установленного порядка сбора налогов, а с другой, для защиты власти от недовольных ее решениями. Властные полномочия уже не делегируются членами общества «лучшему из равных», а передаются по наследству. Публичная власть все больше отделяется от общества. Принятие управленческих решений перестает быть полномочием каждого члена общества и становится функцией аппарата власти.

Объединение членов общества по территориальному принципу

Рассматривая характер связей соединявших членов первобытного сообщества мы отмечали, что первоначально это были кровно-родственные, а впоследствии семейные и производственные отношения. Однако возникновение товарообмена обусловило возникновение общих интересов между людьми, которые не были связаны ни родственными, ни семейными, ни производственными контактами. Для того чтобы осуществлять эффективное регулирование социальных процессов на данной стадии человеческого развития, необходимо было сформировать принципиально новые отношения. Такими отношениями стали отношения между людьми проживающими на определенном участке местности (территории). При этом сам факт проживания на той или иной территории автоматически приводил к возникновению у человека определенных прав и обязанностей, как по отношению к другим членам сообщества, так и по отношению к институту власти.

 

4. Теории происхождения государства

В науке существовало и существует множество различных теорий, объясняющих процесс возникновения права и государства. Это вполне естественно и понятно, ибо каждая из позиций отражает взгляды и суждения представителей различных социальных групп, творивших в разное время, в неодинаковых социально-политических условиях. За время существования науки теории права и государства были высказаны и обоснованы с той или иной степенью достоверности десятки самых разных гипотез. Вместе с тем споры о природе права и государства продолжаются и по сей день. Рассмотрим наиболее часто встречающиеся в научной литературе теории происхождения права и государства.

Теологическая теория

На протяжении всей истории человечества особая роль в жизни общества принадлежала религии. Рассматривая процесс создания государства как акт божественной воли, ученые-теологи полагали, что процесс возникновения и развития государства и права аналогичен процессу сотворения Богом мира, а государь есть его наместник на земле, как, по учению римской церкви, Папа - наместник Христа на земле в делах не только духовных, но и светских. Уже философы античной древности (Платон, Аристотель) считали законы откровением и даром богов, а по кодексу Юстиниана государь является посланником Божьим на земле.

В средневековой Европе в трудах ученых-теологов (и, в частности, в работах классика католицизма – Фомы Аквинского) необходимость государства выводилась, с одной стороны, из учения Аристотеля о политической сущности человека, а с другой, из предопределенного свыше предназначения государства как политического института. Поскольку человек уже изначально предрасположен к власти или к повиновению, постольку государственный порядок рассматривается как раз и навсегда устоявшийся, неизменный, подчиненный исключительно Божественному провидению. Стремясь преодолеть противопоставление церковной и светской властей, Фома Аквинский утверждал Божественное происхождение всех видов власти. Основание морального (естественного) закона, по Аквинскому, лежит не в разуме законодателя, а в природе вещей, разумной в силу разумности творения, т.е. в разуме Бога.

Теория общественного договора

Одной из наиболее популярных политико-правовых теорий возникновения государства является договорная (естественно-правовая) теория, согласно которой государство на добровольной основе создали члены общества, подписавшие специальный юридический акт - общественный договор.

Свое выражение данная теория получила в трудах европейских ученых XVII-XVIIIвв. (Г. Гроций, Б. Спиноза, Т. Гоббс, Дж. Локк, Ж.Ж. Руссо, А. Радищев и т.д.). Столь пристальный интерес к названной теории объясняется тем, что многие обоснованные в ней положения (неотчуждаемость личных прав и свобод, делегирование властных полномочий, юридическая ответственность государственной власти и т.д.) были использованы в качестве структурных элементов политической программы третьего сословия (буржуазии) в ходе борьбы с королевским абсолютизмом.

Поскольку люди являются по природе свободными, равными и независимыми, полагали приверженцы данного теоретического направления, то никто не может быть подчинен политической власти другого без своего собственного согласия. Поэтому единственно возможным средством для выхода из естественного состояния и подчинения людей политической власти является «соглашение с другими людьми об объединении в сообщество для того, чтобы удобно, безмятежно и мирно жить». В основу первоначального договора, по мнению основателей договорной теории, должно было быть положено условие о подчинении всех его участников большинству. Действительно, если для вступления в государство требуется согласие каждого отдельного лица, то после образования государства, оно действует согласно воле большинства. Для того, чтобы государство способно было выступать как единое целое и продолжать оставаться единым сообществом, необходимо, чтобы это целое двигалось туда, куда влечет большая сила, которую составляет согласие большинства. Поэтому каждый человек, согласившись вместе с другими составить единый политический организм, берет на себя обязательство подчиняться решению большинства и считать его окончательным.

Классовая теория

Эта теория иногда называется материалистической, так как в ней содержатся попытки объяснить возникновение государства причинами материалистического (преимущественно экономического характера). По мнению авторов и основных идеологов классовой теории (К. Маркса, Ф. Энгельса, В.И. Ленина, И.В. Сталина, Мао-Цзе-Дуна), государство появляется как объективный результат социального развития. Общественное разделение труда, появление прибавочного продукта, возникновение частной собственности и, следовательно, имущественного неравенства, расслоение общества на классы с непримиримыми (антагонистическими) интересами, все эти обстоятельства явились причинами возникновения государства, сущностью которого стало принуждение одного класса другим. В отличие от договорного государства, возникающего по воле всех членов общества и необходимого для защиты прав и свобод большинства, классовое государство «есть орган классового господства, угнетения одного класса другим, есть создание «порядка», который узаконивает и упрочивает это угнетение, умеряя столкновение классов».

При этом государство в силу своей классовой природы носит временный характер. Возникнув в результате появления частной собственности и разделения общества на классы, государство отмирает после исчезновения частной собственности и слияния классов. Бесклассовое общество с общенародной собственностью является, по мнению авторов классовой теории, идеальным вариантом модели социального развития.

Теория насилия

Исходным моментом рассуждений авторов данной теории (Л. Гумплович, Е. Дюринг, А. Менгер) является утверждение о насильственном характере возникновения государства. По их мнению, государственно-правовой порядок образовался путем насилия и укрепился почти исключительно путем военных успехов. Теория насилия предполагает возникновение государства как в результате внешнего насилия, когда более развитое (более агрессивное) племя подчиняет менее развитое (менее агрессивное), так и в результате внутреннего насилия, результатом которого является порабощение «сильнейшими» соплеменниками «слабейших».

При этом насилие рассматривается Е. Дюрингом не как некое ограниченное, локальное, а как глобальное, к тому же «естественное» явление, которое порождает единство противостоящих друг другу «элементов»: государств-победителей и побежденных, управляющих и управляемых, господ и рабов.

5. Предпосылки происхождения права

Рассматривая проблему исторических предпосылок права, следует выделить три основных подхода к ее разрешению.

В соответствие с классовой теорией (К. Маркс, В. Ленин, И. Сталин) право возникает вместе с государством в результате появления частной собственности и расслоения общества на классы; для защиты собственности и эксплуатации классом эксплуататоров, класса эксплуатируемых.

Второй подход условно можно назвать диалектико-социологическим. Он связывает возникновение права с утверждением обменных отношений и переходом от локальных сообществ к обществу в современном смысле слова. Сущностными принципами обмена, его атрибутами являются свобода личности (под принуждением, как известно, обмен невозможен), формальное равенство с другим субъектом (выражающаяся в том, что при обмене невозможно навязать свою волю другому субъекту), частная собственность (обменивать можно лишь то, что принадлежит субъекту по праву) и эквивалентность обмениваемого (следствие формального равенства). Именно эти отношения объективно требуют соответствующей адекватной формы. Такой формой и выступает право.

Вот что по этому поводу пишет Е.Б. Пашуканис: «Только в условиях товарного хозяйства рождается абстрактная правовая форма, то есть способность иметь право вообще отделяется от конкретных правопритязаний».

Третий подход - антропологический. Крупнейшие представители современной политической антропологии, утверждают, что политическая организация и право являются универсальными социальными явлениями, изначально присущими обществу. Они появляются вместе с обществом и исчезнут с ним же. В ходе эволюции общества изменяется лишь степень зрелости права, но не его сущность.

В юриспруденции близкая точка зрения была высказана ещё в ХIХ веке Г. Мэном. Он считал, что право возникло до общеобязательных норм регулирования в форме древних судебных решений. В современной юридической литературе эта идея изложена шведским историком права Э. Аннерсом. Древнее право он именует примирительным правом родового строя, связывая его в основном с процедурами разрешения межобщинных конфликтов. Таким образом, сам факт формирования человеческого сообщества, в котором отношения между людьми приобретают упорядоченный характер, рассматривается в качестве основной исторической предпосылки возникновения права.

 

6. Теории происхождения права

В теории государства и права существует множество теорий происхождения права. С определенной долей условности эти теории могут быть подразделены на теории естественного происхождения права и теории позитивного (искусственно созданного) права.

Теории естественного происхождения права рассматривают право в качестве объективной категории возникающей в результате естественного (и именно в силу этого объективного) процесса развития человеческого общества. К числу таких теорий можно отнести собственно теорию естественного права, а также теории выработанные представителями исторической школы правопонимания.

Теории позитивного права процесс происхождения права рассматривают с точки зрения осознанной волевой деятельности. При этом в зависимости от субъекта, осуществляющего непосредственное правотворчество, различаются: юридический, социологический, психологический типы позитивизма.

Рассмотрим перечисленные теории происхождения права более подробно.

1. Теории естественного происхождения права

- теория естественного права (Г. Гроций, Дж. Локк, Ш.Монтескье). Право как совокупность определенных возможностей возникает у человека с момента рождения и реализуется им независимо от того, является он гражданином государства или нет. В основу естественного права, таким образом, положены неотчуждаемые права человека, выступающие в качестве ценностных установок, приоритетных по отношению к государственным интересам.

- историческая школа права (Ф. Савиньи, Г. Пухта, Р. Иеринг) – право является выражением «народного духа», правового убеждения, формирующегося, подобно языку и культуре, постепенно и в силу этого независимого от государства. Государство не создает, а лишь «открывает» право. В отличие от теории естественного права, интернационального по своей природе, в рамках исторической школы право формируется под воздействием специфических качеств, присущих только данному обществу и, в силу этого, не может быть заимствовано другим народом.

2. Теории позитивного права

- юридический позитивизм (Г. Кельзен, Р. Штамлер) – право является продуктом целенаправленной государственной деятельности, «возведенной в закон волей государства». Правила поведения не получившие формально-юридического выражения, правовыми не являются. Правотворческая деятельность государства может осуществляться как в форме непосредственного, так и санкционированного правотворчества. В рамках непосредственного правотворчества создаются так называемые гражданские права и обязанности (правила регламентирующие порядок формирования и функционирования государственной власти, приобретения и утраты гражданства и т.п.). В рамках санкционированного правотворчества государство признает юридически значимыми (правомерными, противоправными) правила поведения сложившиеся в ходе естественного развития общества (обычай наследования имущества умершего членами его семьи признается государством правомерным, а обычай кровной мести - противоправным).

- социологический позитивизм (Э. Эрлих, Г. Канторович) – право, как система правил поведения общезначимого характера, формируется в результате социального развития. Государство юридизирует (наделяет юридической силой, гарантирует и санкционирует) уже сложившиеся правила. В отличие от исторической школы права, представители которой утверждали неизменность и «национальную специфику» основных ценностей права в рамках обособленных социумов, в рамках социологического позитивизма обосновывается точка зрения, в соответствие с которой право формируется под воздействием общественных отношений и видоизменяется вместе с этими отношениями. При этом расширение межгосударственных отношений приводит к «взаимопроникновению» национальных правовых систем – имплементации международных правовых актов в национальное законодательство.

- психологический позитивизм (Г. Тард, Л. Петражицкий) - право формируется под воздействием чувств, эмоций, переживаний по поводу окружающей человека правовой реальности. Подобное психологическое восприятие права в достаточной степени часто не совпадает с официальной концепцией правопонимания (например, понятие права как совокупности обязательных для исполнения правил поведения по разному воспринимается законопослушным гражданином и «вором в законе»).


Поделиться с друзьями:

mylektsii.su - Мои Лекции - 2015-2024 год. (0.034 сек.)Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав Пожаловаться на материал