Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Глава I. Понятие и функции средств массовой информации ⇐ ПредыдущаяСтр 2 из 2
Средства массовой информации можно определить как организации, которые обеспечивают массовые коммуникации с различными аудиториями. Необходимо сказать, что средства массовой информации являются субъектом политики. Субъект политики – участники политической жизни, ее творцы, которые способны оказывать реальное воздействие на власть. Поэтому СМИ можно определить как составную часть политической системы общества. Под средствами массовой информации понимаются газеты и журналы, теле- и радиопрограммы, кинодокументалистика, а также иные периодические формы распространения массовой информации. Средства массовой информации оказывают существенное влияние на формирования сознания людей, именно поэтому печатные и электронные СМИ давно стали неотъемлемой частью современной жизни общества. В современных демократических государствах каждый гражданин имеет право знать обо всем, что происходит в стране и мире, поскольку демократия предусматривает гласность. СМИ обладают таким оружием как слово, однако это не означает, что они могут приказывать, обязывать, наказывать или привлекать к ответственности. Средства массовой информации проникли в жизнь каждого цивилизованного человека вне зависимости от пола, возраста, расы, национальности и конфессии. Например, по данным опроса, проведенного в областных городах Центра России в 2003 году, 99, 7% респондентов смотрят телевизор, а 89% респондентов слушают радио.[1] Однако у средств массовой информации огромное количество функций. Во-первых, информационная функция направлена на предоставление аудитории информации различного спектра: политика, культура, религия, семья, спорт, путешествия, бизнес, мода, животный мир и т.д. Знание той или иной информации не только позволяет упростить жизнь на бытовом уровне и сэкономить время, но и прогнозировать свои действия. Посредством информационной функции также реализуются познавательные потребности личности. Во-вторых, регулирующая функция направлена на формирование общественного сознания и общественного мнения. Здесь также раскрываются возможности манипуляции и управления общественным сознанием, что означает фактически осуществление функции социального контроля. Это происходит посредством интерпретации той или иной ситуации СМИ с положительной или отрицательной стороны. Социальные нормы поведения, стереотипы, эстетические принципы, которые СМИ сумели убедительно преподнести, могут стать стандартами поведения в обществе, формой общения и т.п. В-третьих, культурологическая функция дает возможность ознакомиться с достижениями культуры и искусства, что позволяет сохранять культурное наследие и культурные традиции, а также прививать населению культурные ценности. Эта функция способствует развитию эстетического вкуса и снятию социальной напряженности.[2] В-четвертых, развлекательная (рекреативная) функция направлена на обеспечение досуга и снятие повседневного стресса. Различные развлекательные программы, телепередачи, телевикторины, кроссворды, онлайн игры и тому подобное распространены среди всех возрастных групп, и сложно найти современного человека, который не пользовался бы развлекательным услугами средств массовой информации. В-пятых, организаторская функция заключается в выдвижении суждений и оценок деятельности институтов общества и власти, а также должностных лиц. Профессор МГУ Я. Н. Засурский, выделяется следующие функции СМИ: 1) Информационная (доведение до сведения аудитории информации о фактах и событиях, имеющих место в жизни общества); 2) Аналитическая (осмысление, комментирование фактов, событий, тенденций развития тех или иных общественных процессов, организация общественного диалога); 3) Развлекательная (способствующая отдыху, снятию напряжения, получению удовлетворения). 4) Информационная (сообщение о положении дел, разного рода фактах и событиях); 5) Комментарийно-оценочная (часто изложение фактов сопровождается комментарием к ним, их анализом и оценкой); 6) Познавательно-просветительная (передавая многообразную культурную, историческую, научную информацию, СМИ способствуют пополнению фонда знаний своих читателей, слушателей, зрителей); 7) Функция воздействия (СМИ не случайно называют четвертой властью: их влияние на взгляды и поведение людей достаточно очевидно, особенно в периоды так называемых инверсионных изменений общества или во время проведения массовых социально-политических акций, например в ходе всеобщих выборов главы государства); 8) Гедонистическую (речь здесь идет не просто о развлекательной информации, но и о том, что любая информация воспринимается с большим положительным эффектом, когда сам способ ее передачи вызывает чувство удовольствия, отвечает эстетическим потребностям адресата).
|