Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Соотношение дисциплины правоохранительные органы с другими юридическими дисциплинами.Стр 1 из 61Следующая ⇒
Правоохранительные органы" — один из вводных предметов, дающих, как уже отмечалось выше, исходные сведения о правоохранительной деятельности и осуществляющих ее государственных органах и иных учреждениях. Эти сведения находятся в тесной связи и взаимозависимости со сведениями, которые даются студентам юридических вузов при изучении ряда смежных дисциплин. К числу последних можно было бы отнести " Конституционное право", в рамках которого наряду с освещением многих других проблем дается общая картина роли и места правоохранительных органов в системе всех органов государства, характеризуются взаимосвязи между ними, определяются основные (конституционные) принципы их построения и деятельности. Делается это, в частности, на базе положений Конституции РФ, в том числе содержащихся в ее гл. II и VII первого раздела, специально посвященных правам и свободам человека и гражданина, судебной власти. Немало точек соприкосновения имеет рассматриваемая дисциплина и с дисциплиной " Административное право", одной из задач которой является изучение закономерностей организации и функционирования всех органов государственного управления (исполнительных органов). Такие правоохранительные органы, как, например, Министерство юстиции РФ, Министерство внутренних дел РФ и подчиненные им учреждения, свои правоохранительные функции осуществляют одновременно с функциями управленческими (исполнительными). В связи с этим некоторые аспекты их организации и полномочий, преимущественно управленческие, получают необходимое освещение в курсе " Административного права". Значительно более подробная информация дается в данном курсе и о тех многих органах исполнительной власти, которые, выполняя главным образом какие-то другие важные государственные задачи, участвуют в осуществлении некоторых правоохранительных функций. Там же даются подробные сведения об основных правилах применения административной ответственности за соответствующие проступки. Весьма тесно дисциплина " Правоохранительные органы" связана с дисциплиной " Уголовный процесс", основное назначение которой — глубокий анализ содержания деятельности всех правоохранительных органов, связанной с производством по делам о преступлениях. Эта дисциплина дает представление о том, как должны действовать правоохранительные органы при раскрытии преступлений, изобличении лиц, виновных в их совершении, и определении мер правового воздействия на таких лиц, а равно при принятии решений о реабилитации тех, кого незаконно привлекали к уголовной ответственности. Она ориентирует и в том, кок должны строиться возникающие в ходе названной деятельности отношения между правоохранительными органами, между ними и гражданами, интересы которых так или иначе затронуты совершенным преступлением. Организация правоохранительных органов в значительной мере зависит от содержания выполняемой ими деятельности, порядка (процедуры) производства конкретных действий. " Правоохранительные органы" как учебная дисциплина также тесно соприкасается с курсом " Гражданский процесс", который тоже имеет дело преимущественно с содержанием деятельности суда, но такой, которая связана с рассмотрением и разрешением гражданских дел — дел об имущественных и некоторых неимущественных спорах (как будет показано ниже, речь идет об очень широком круге дел). Близко с этим курсом соприкасается курс " Арбитражный процесс", в рамках которого изучается порядок разбирательства споров в арбитражных судах. На старших курсах юридических вузов преподается также " Прокурорский надзор" — предмет, дающий сведения, которые существенно дополняют материал одной из тем дисциплины " Правоохранительные органы" — темы, посвященной прокурорскому надзору и прокуратуре. Эти сведения значительно расширяют познания об основах организации прокуратуры, а главное — о содержании, формах и методах осуществления прокурорского надзора и других направлений деятельности прокуратуры. Не изолирована дисциплина " Правоохранительные органы" и от таких юридических дисциплин, как " Общая теория государства и права" и " Отечественная история государства и права". Познание многих вопросов организации и деятельности суда, органов прокуратуры, юстиции, внутренних дел, адвокатуры требует общетеоретического и исторического подходов, умения видеть конкретные правовые явления не в отрыве от других, не в статике, а в развитии, на фоне исторических событий, в сравнении с накопленным юридическим опытом как у нас в стране, так и за рубежом, как нашими современниками, так и предшественниками. Исходные сведения, необходимые для таких подходов, приобретаются именно при изучении основ теории государства и права, отечественной и зарубежной истории.
Поняти, содержание, признаки правоохранительной деятельности.
Правоохранительная деятельность - это деятельность специально уполномоченных государственных органов, основной функцией которых является: выявление, пресечение и предупреждение правовых нарушений, восстановление нарушенных прав или наказание правонарушителя, если восстановление нарушенных прав невозможно.
Согласно ст.2 Конституции РФ “Человек, его права и свободы являются высшей ценностью. Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина - обязанность государства. Для защиты прав и свобод государство осуществляет правоохранительную деятельность.
Содержание: Эта деятельность осуществляется в целях: охраны личности, ее прав и свобод; охраны общества, его материальных и духовных ценностей; охраны государства, его конституционного строя, суверенитета и государственной целостности.
Признаки правоохранительной деятельности: правоохранительная деятельность осуществляется только специально уполномоченными органами, в отношении которых законодательством установлен жесткий порядок комплектования, организации и функционирования этих органов; эта деятельность направлена на защиту прав личности, общества и государства от преступных и иных посягательств; правоохранительная деятельность осуществляется в строгом, установленном законом порядке, отступление от этого порядка само по себе может являться правонарушением; правоохранительная деятельность осуществляется только посредством применения юридических мер воздействия, к которым относятся меры государственного принуждения, взыскания и восстановления; меры юридического воздействия должны строго соответствовать закону, который устанавливает основание и конкретность мер.
|