Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Принцип обеспечения подозреваемому и обвиняемому права на защиту.
ПРИНЦИП ОБЕСПЕЧЕНИЯ ПОДОЗРЕВАЕМОМУ И ОБВИНЯЕМОМУ ПРАВА НА ЗАЩИТУ (ст.ст. 45, 46, 48 Конституции РФ, ст. 19 УПК). Здесь обвиняемый понимается широко: не только собственно как обвиняемый, но и как под-судимый, и как осужденный. Право на защиту имеют все (осужденный, подсудимый, обвиняемый). Право обвиняемого (подозреваемого) на защиту – это совокупность процессуальных прав, ко-торую закон предоставляет обвиняемому для защиты от предъявленного ему обвинения, а подоз-реваемому – для опровержения обстоятельств, послуживших основанием для задержания или аре-ста, и которые они используют для оспаривания обвинения (подозрения), предоставления дово-дов и доказательств в оправдание для смягчения ответственности и защиты юридически охраняе-мых (законных) интересов. Суд, прокурор, следователь и лицо, производящее дознание, обязаны обеспечить подозревае-мому (обвиняемому) возможность защищаться не запрещенными законом средствами и способа-ми, а также охранять их личные и имущественные права. Содержание права на защиту включает в себя: 1. Все процессуальные права подозреваемого (обвиняемого); 2. Все права защитника (обвиняемого, подозреваемого). В предмет защиты обвиняемого входит: 1. Его субъективные интересы (как законные, так и незаконные); 2. Его нарушенные субъективные права (реально и мнимо нарушенные). В предмет права обвиняемого на защиту входят: · Законные субъективные интересы обвиняемого; · Его реально нарушенные субъективные права. Должностные лица обязаны обеспечить те интересы и права, которые входят в предмет права на защиту. Принцип обеспечения обвиняемому права на защиту включает в себя: 1. Закрепленные в законе обязанности государственных органов, направленные на защиту прав и законных интересов обвиняемого, а также на разъяснение и обеспечение осуществления обви-няемым всех своих прав; 2. Закрепленные в законе средства для осуществления обвиняемым возможности добиваться вос-становления своих прав и законных интересов, ставить вопрос об ответственности соответст-вующих должностных лиц, нарушивших его права (ходатайства, жалобы); 3. Закрепленные в законе средства защитника для установления обстоятельств в пользу обвиняе-мого.
Право на защиту неотделимо от гарантий его осуществления. Суд, прокурор, следователь и дознаватель разъясняют подозреваемому, обвиняемому и подсудимому их права и обеспечивают им возможность защищаться всеми не запрещенными способами и средствами (ч. 2 ст. 16 УПК). В частности, они обязаны в случаях, предусмотренных предписаниями УПК, принять меры, направленные на то, чтобы у подозреваемого, обвиняемого и подсудимого реально был защитник.
19. Судебная система РФ: понятие и основы построения.
Судебная система РФ — система специализированных органов государственной власти (судов), осуществляющих правосудие на территории России.
Основа построения судебной системы — Конституция РФ. Судебная система РФ устанавливается Конституцией (ст. 118, 125—127) и Законом о судебной системе (ст. 4). Она строится в соответствии с национально-государственным и административно-территориальным делением страны. Согласно п. «о* ст. 71 Конституции вопросы судоустройства, в том числе установление системы судов в ее полном объеме, находятся в ведении РФ. Это означает, что субъекты РФ не могут по своему усмотрению произвольно учреждать виды судов, не предусмотренные Законом о судебной системе, не вправе устанавливать порядок организации и деятельности существующих на их территории федеральных судов. Установление системы федеральных органов судебной власти, порядка их организации и деятельности относится к ведению РФ (п. «г» ст. 71 Конституции РФ). Согласно ч. 2 ст. 5 Конституции РФ субъекты РФ вправе иметь свое законодательство. В совместном ведении РФ и субъектов РФ находятся кадры судебных и правоохранительных органов (п. «л» ч. 1 ст. 72 Конституции РФ). В судебную систему страны входят федеральные суды и суды субъектов РФ. Федеральный суд — орган государственной власти, который создается и упраздняется только Конституцией РФ (высшие судебные инстанции) или федеральным законом (другие федеральные суды)1. Суды субъектов РФ создаются и упраздняются законами субъектов РФ. При этом ни один суд не может быть упразднен, если отнесенные к его ведению вопросы отправления правосудия одновременно не переданы в юрисдикцию другого суда (ст. 17 Закона о судебной системе). К федеральным судам относятся^ Конституционный Суд РФ; федеральные суды общей, или ординарной, юрисдикции2 — Верховный Суд РФ, верховные суды республик, краевые и областные суды, суды городов федерального значения, суды автономной области и автономных округов, районные суды; военные и специализированные суды; федеральные арбитражные суды — Высший Арбитражный Суд РФ, федеральные арбитражные суды округов, арбитражные апелляционные суды, арбитражные суды субъектов РФ. Конституционный Суд РФ — единственное судебное учреждение, компетентное решать вопросы, указанные в ст. 125 Конституции РФ (см. гл. X настоящего учебника). Каких-либо других судов иного уровня с аналогичными функциями в России не существует. Федеральные суды общей юрисдикции представляют собой систему судов, возглавляемых Верховным Судом РФ, осуществляющих судопроизводство по уголовным, гражданским, административным и иным делам, относящимся к их подсудности. К судам общей юрисдикции относятся также военные суды, которые осуществляют судебную власть в Вооруженных Силах РФ, других войсках, воинских формированиях и федеральных органах исполнительной власти, в которых федеральным законом предусмотрена военная служба. Их состав, компетенция, порядок образования, полномочия должностных лиц определяются Законом о военных судах. Арбитражные суды, возглавляемые Высшим Арбитражным Судом РФ, осуществляют правосудие в сфере предприниматель- См., например: Федеральный закон от 29 апреля 2002 г. «О создании Заречного районного суда Свердловской области» // СЗ РФ. 2002..№ 19. Ст. 1791; Федеральный закон «О создании Волгореченского районного суда Костромской области от 27 декабря 2000 г. // СЗ РФ. 2001. № 1 (ч. 1). Ст. 11; и др. Суды общей, или ординарной, юрисдикции (компетенции) — это суды, Уполномоченные рассматривать обычные, не требующие специальных про-ЧеДУр и особого подхода дела, в противоположность судам особой компетенции — конституционным (уставным) и арбитражным.
Федеральными конституционными законами предусматривается создание и других судов федерального уровня. Так, Закон об арбитражных судах рассматривает все арбитражные суды как федеральные и предусматривает учреждение межрегиональных федеральных арбитражных судов округов (10 судов). К судам субъектов РФ относятся: конституционные (уставные) суды субъектов РФ; мировые судьи, являющиеся судами общей юрисдикции РФ, институт которых в настоящее время находится в завершающей стадии становления. Конституционные (уставные) суды субъектов РФ и мировые судьи включены в единую судебную систему страны. Правила судопроизводства в конституционных (уставных) судах устанавливает не федеральный законодатель, а сам субъект РФ. Финансирование названных судов осуществляется из бюджета субъекта РФ. Порядок замещения должностей мировых судей устанавливает субъект РФ. Определение полномочий и порядка деятельности мирового судьи Закон о судебной системе отнес к совместному ве-. дению РФ и субъектов РФ, которые должны решить эти вопросы в федеральном законе и законе субъекта РФ. Закон о мировых судьях конкретизировал данное положение следующим образом: «Порядок осуществления правосудия мировыми судьями устанавливается федеральным законом, а в части, касающейся осуществления правосудия по делам об административных правонарушениях, может устанавливаться также законами субъектов РФ» (п. 2 ст. I)1. Таким образом, федеральный законодатель предоставил субъектам РФ возможность влиять на особенности вхождения в единую судебную систему конституционных (уставных) судов и мировых судей с учетом региональных интересов.
|