Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Соотношение права и закона.
Следует сразу же отметить, что в контексте данной проблемы под «законом» следует понимать не закон в строгом, специальном смысле (как акт верховной власти и источник высшей юридической силы), а все официальные источники юридических норм (законы, указы, постановления, юридические прецеденты, санкционированные обычаи и др.). О соотношении права и закона существуют различные точки зрения. Если исходить из представления, что право есть творение государственной власти, то в этом случае право и закон - тождественные понятия. Сторонники такого подхода считают, что разделение понятий права и закона ненаучно. Право и государство не могут существовать друг без друга, поэтому право, не опирающееся на авторитет и силу государства, ничего не могло бы регулировать. Оно опирается па силу государства, а последнее нуждается в праве как эффективном регуляторе поведения физических и юридических лиц. Как мы отмечали выше, различные теоретические школы давали и различные понятия права. С точки зрения теории естественного права, психологической и социологической школ закон и право - разные понятия. Сторонники «широкого» подхода к праву, как уже было отмечено выше, считают, что право более широкое понятие, чем закон. Право и закон могут быть тождественными понятиями только в том случае, если закон является правовым, т. е отвечающим интересам общества, отражающим объективную реальность. Закон, даже принятый надлежащим субъектом и в надлежащей процедурной форме, может не иметь правового содержания, бытьнеправовым законом и выражать политический произвол. (Следует отметить, что слово «право» - исконно русское, обозначающее правду, праведность, истину, справедливость, правдивость, правоту. Термин «закон», скорее всего, внедрился с христианской религией.) На данной точке зрения остановимся более подробно. С понятием правового закона и его отождествлением с нравом трудно не согласиться. Но в связи с этим возникают вопросы. Каков критерий правовых законов! Какие законы можно рассматривать как совпадающие с правом, а какие нельзя? Пытаясь решить эту проблему или хотя бы в приближенном виде обозначить грань между правом и законом, исследователи нередко обращаются к различным моральным категориям - справедливости, добру, гуманности, злу и др. Право при этом определяется как «нормативно закрепленная справедливость». Однако данные моральные категории субъективны и не могут рассматриваться в качестве четкого критерия разграничения правовых и неправовых законов. В качестве одного из критериев определения правового закона еще в конце XIX - начале XX в. в отечественной и зарубежной литературе предлагалась «общая воля», т. е воля всего общества, нации или народа. По логике подобного предложения следовало считать правовыми лишь такие нормативные акты, которые адекватно отражают эту волю. Все же остальные акты следовало причислять к разряду неправовых. Данная постановка вопроса, несомненно, заслуживает одобрения и внимания. Вместе с тем она вызывает вопросы, ставящие под сомнение целесообразность, а главное, обоснованность и эффективность использования критерия «общая воля». Кто и каким образом может определить, содержится ли в том или ином законе «общая воля» или ее там пет; почему парламент как высший законодательный и представительный орган, призванный выражать волю и интересы всех слоев общества, в одних случаях издает законы, отражающие «общую волю», а в других — не отражающие ее? К этому следует добавить, что в обществе с разноречивыми интересами однозначная характеристика закона как правового или неправового невозможна. Например, российские законы о приватизации, о налогах, о земле вызывают целый спектр разноречивых мнений в обществе. Таким образом, абсолютные критерии определения правового закона найти трудно. Однако в демократическом государстве существует механизм признания закона в качестве правового или неправового. Он именуется конституционным контролем.Суть его состоит в том, что конституция любой страны должна воплощать общепринятые в этой стране представления о справедливости, равенстве, свободе. Таким образом, априорно признается, что конституция — это правовой закон. Л все другие законы могут быть проверены на соответствие конституции или, что то же самое, на соответствие праву. Если закон не соответствует конституции, то считается неправовым и отменяется. Существует еще одно средство оценки правовой природы закона. Чем больше людей удовлетворено содержанием закона, тем больше оснований считать такой закон правовым. Это можно выяснить опросом общественного мнения, а в некоторых случаях и провести референдум. При оценке правовой природы закона следует иметь в виду еще некоторые обстоятельства: § на стадии подготовки и принятия закона его правовая или неправовая природа может только предполагаться. Выявляется же она в ходе реализации закона, в результате отношения к нему людей; § один и тот же закон может быть правовым и неправовым на различных исторических этапах развития общества; § оценка закона как правового и отношение к нему в значительной степени зависят от общей и правовой культуры общества. Каково само общество, таковы и его представления о праве и справедливости. С повышением уровня культуры изменяются и критерии, отделяющие правовой закон от неправового.
21. Орган государства: понятие, признаки, классификация. Орган государства – это самостоятельное подразделение аппарата государственной власти, а также юридически оформленная, экономически и организационно обособленная часть государственного механизма, которая наделена государственно-властными полномочиями и имеет все необходимые средства для реализации задач и функций государства в пределах своих полномочий. Орган государства формируется на основе нормативно-правовых документов, которые определяют принципы его организации и сферу деятельности как одного из подразделений государственного аппарата. В соответствии с этим можно выделить следующие признаки органа государства: 1. юридически организационный и экономически определенный характер; 2. наличие собственной структуры; 3. имеет государственно-властные полномочия; 4. государственные гражданские служащие выступают от имени всего государства; 5. наделение полномочиями в конкретной сфере общественной жизни, учитывая предназначение и место в государственном механизме; 6. выполнение строго определенных государственных функций и задач; 7. обладание правом на издание юридических актов; 8. наличие нужных материальных средств; 9. реализация деятельности на базе нормативных правовых актов; 10. близкое взаимодействие с иными государственными органами. Виды государственных органов разделяют на несколько групп в зависимости: 1. от порядка их формирования; 2. объема выполняемых полномочий; 3. широты компетенции; 4. характера организационно-правовых форм деятельности (в соответствии с принципом разделения властей); 5. числа государственных гражданских служащих; 6. времени функционирования. В зависимости от порядка формирования государственные органы делят: 1. на первичные – к ним относят органы, которые формируются (избираются) напрямую и непосредственно населением (парламент, президент) в определенном законом порядке; 2. производные – органы, которые формируются первичными органами государства (например, правительство). В зависимости от объема выполняемых полномочий выделяют: 1. высшие органы власти – это правительство, парламент и т. д.; 2. центральные, в частности министерства; 3. местные – государственные органы субъектов Федерации и т. п. В зависимости от широты компетенции различают: 1. органы общей компетенции – это президент, правительство и др.; 2. органы специальной компетенции – это министерства, различные службы и агентства. В зависимости от числа государственных гражданских служащих существуют органы: 1. коллегиальные – те, которые принимают решение большинством голосов, например правительство; 2. единоличные – где решения принимаются единолично руководителем, например президентом. В зависимости от характера организационно-правовых форм деятельности различают: 1. законодательные; 2. исполнительные; 3. судебные; 4. контрольно-надзорные органы. В зависимости от времени функционирования: 1. постоянные органы – составляют большинство государственных органов, рассчитаны на функционирование в нормальных условиях; 2. временные, которые создаются в чрезвычайных условиях, а также для реализации каких-либо крупномасштабных задач.
|