Главная страница
Случайная страница
КАТЕГОРИИ:
АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Общие и специальные принципы воспитания детей с ОВ
Общие принципы и правила коррекционной работы: 1. Индивидуальный подход к каждому ученику. 2. Предотвращение наступления утомления, используя для этого разнообразные средства (чередование умственной и практической деятельности, преподнесение материала небольшими дозами, использование интересного и красочного дидактического материала и средств наглядности). 3. Использование методов, активизирующих познавательную деятельность учащихся, развивающих их устную и письменную речь и формирующих необходимые учебные навыки. 4. Проявление педагогического такта. Постоянное поощрение за малейшие успехи, своевременная и тактическая помощь каждому ребёнку, развитие в нём веры в собственные силы и возможности. Эффективными приемами коррекционного воздействия на эмоциональную и познавательную сферу детей с отклонениями в развитии являются: - игровые ситуации; - дидактические игры, которые связаны с поиском видовых и родовых признаков предметов; - игровые тренинги, способствующие развитию умения общаться с другими; - психогимнастика и релаксация, позволяющие снять мышечные спазмы и зажимы, особенно в области лица и кистей рук. У большинства учеников с ОВЗ отмечается недостаточный уровень познавательной активности, незрелость мотивации к учебной деятельности, сниженный уровень работоспособности и самостоятельности. Поэтому поиск и использование активных форм, методов и приёмов обучения является одним из необходимых средств повышения эффективности коррекционно-развивающего процесса в работе учителя. Целями школьного образования, которые ставят перед школой государство, общество и семья, помимо приобретения определенного набора знаний и умений, являются раскрытие и развитие потенциала ребенка, создание благоприятных условий для реализации его природных способностей. Естественная игровая среда, в которой отсутствует принуждение и есть возможность для каждого ребенка найти свое место, проявить инициативу и самостоятельность, свободно реализовать свои способности и образовательные потребности, является оптимальной для достижения этих целей. Включение активных методов обучения в образовательный процесс позволяет создать такую среду, как на уроке, так и во внеклассной деятельности, в том числе и для детей с ОВЗ. Стремительно развивающиеся изменения в обществе и экономике требуют сегодня от человека умения быстро адаптироваться к новым условиям, находить оптимальные решения сложных вопросов, проявляя гибкость и творчество, не теряться в ситуации неопределенности, уметь налаживать эффективные коммуникации с разными людьми. Задача школы – подготовить выпускника, обладающего необходимым набором современных знаний, умений и качеств, позволяющих ему уверенно чувствовать себя в самостоятельной жизни. Традиционное репродуктивное обучение, пассивная подчиненная роль ученика не могут решить такие задачи. Для их решения требуются новые педагогические технологии, эффективные формы организации образовательного процесса, активные методы обучения. Познавательная активность есть качество деятельности ученика, которое проявляется в его отношении к содержанию и процессу учения, в стремлении к эффективному овладению знаниями и способами деятельности за оптимальное время. Одним из основных принципов обучения в общей и специальной педагогике является принцип сознательности и активности учащихся. Согласно этому принципу «обучение эффективно только тогда, когда ученики проявляют познавательную активность, являются субъектами обучения». Как указывал Ю. К. Бабанский, активность учеников должна быть направлена не просто на запоминание материала, а на процесс самостоятельного добывания знаний, исследования фактов, выявления ошибок, формулирование выводов. Конечно, все это должно осуществляться на доступном ученикам уровне и с помощью учителя. Уровень собственной познавательной активности учащихся является недостаточным, и для его повышения учителю необходимо применять средства, способствующие активизации учебной деятельности. Одной из особенностей учащихся с проблемами в развитии, является недостаточный уровень активности всех психических процессов. Таким образом, применение в ходе обучения средств активизации учебной деятельности является необходимым условием успешности процесса обучения школьников сОВЗ. Активность является одной из важнейших характеристик всех психических процессов, во многом определяющая успешность их протекания. Повышение уровня активности восприятия, памяти, мышления способствует большей эффективности познавательной деятельности в целом. При подборе содержания занятий для учащихся с ОВЗ необходимо учитывать, с одной стороны, принцип доступности, а с другой стороны, не допускать излишнего упрощения материала. Содержание становится эффективным средством активизации учебной деятельности в том случае, если оно соответствует психическим, интеллектуальным возможностям детей и их потребностям. Так как группа детей с ОВЗ крайне неоднородна, то задачей учителя является отбор содержания в каждой конкретной ситуации и адекватных этому содержанию и возможностям учащихся методов и форм организации обучения. Следующим очень важным средством активизации учения являются методы и приемы обучения. Именно через использование тех или иных методов реализуется содержание обучения. Термин «метод» происходит от греческого слова «metodos», что означает путь, способ продвижения к истине, к ожидаемому результату. В педагогике имеется множество определений понятия «метод обучения». К ним можно отнести следующие: «методы обучения – это способы взаимосвязанной деятельности учителя и учеников, направленные на решение комплекса задач учебного процесса» (Ю. К. Бабанский); «под методами понимают совокупность путей и способов достижения целей, решения задач образования» (И. П. Подласый). Существует несколько классификаций методов, различающихся в зависимости от того критерия, который положен в основу. Наиболее интересными в данном случае, представляются две классификации. Одна из них, предложенная М. Н. Скаткиным и И. Я. Лернером. Согласно данной классификации методы выделяются в зависимости от характера познавательной деятельности, уровня активности учащихся. Принцип гуманистической направленности социального воспитания предполагает отношение к человеку с ограниченными возможностями здоровья как к имеющему потенциальные возможности изменяться и самоизменяться при участии биологических и социальных факторов окружающей среды. У детей и подростков с физическими нарушениями субъектная позиция обусловлена наличием и развитием элементов самосознания. На наш взгляд, принцип гуманистической направленности должен не только декларировать отношение к человеку с ограниченными возможностями здоровья как к субъекту развития, но и предполагать оказание ему помощи родителями, педагогами, психологами в становлении и развитии субъектной позиции. В этой связи нам кажется уместным обратиться к концепции «независимой жизни», разработанной в социологии [4, 7], основные положения которой сводятся к следующему:
- способ мышления, психологическая ориентация личности зависит от ее взаимоотношений с другими личностями, обществом и окружающей средой;
- человек имеет право быть неотъемлемой частью общества и принимать активное участие во всех аспектах жизни общества, право на свободу и самоопределение.
Принцип центрации социального воспитания на развитии личности человека неразрывно связан с предыдущим и предполагает становление, обогащение и совершенствование человека с ограниченными возможностями здоровья в соответствии с задачами социализации. Рассмотрение человека с ограниченными возможностями в единстве биологического и социального задает систему координат, где основными векторами развития выступают физическое развитие, интеллектуальное развитие, социальное развитие. Каждый из названных векторов определяет не только возрастные задачи развития, но и специальные задачи, определяемые индивидуальными возможностями ребенка (подростка) с ограниченными возможностями здоровья. Физическое развитие определяет не только укрепление и развитие двигательных навыков, но и их формирование в эталонном (принятом в обществе) виде и так, как ребенок может. Интеллектуальное развитие предполагает развитие интеллектуальных задатков и способностей в соответствии с возрастными и индивидуальными возможностями, способов и технологий выполнения конкретных мыслительных операций. Социальное развитие связано с овладением и использованием способов взаимодействия между людьми, а также с развитием рефлексии и саморегуляции. Специфика социального развития детей и подростков с ограниченными возможностями здоровья проявляется в искусственно создаваемых обществом ограничениях по поводу общения, взаимодействия между здоровыми и больными людьми, в затруднительном освоении социальных ролей и моделей поведения, принятых в обществе. Кроме того, факторами, тормозящими развитие социальности в человеке с ограниченными возможностями здоровья, могут выступать негативное отношение ближайшего и дальнего окружения к нему, отсутствие целенаправленной деятельности, способствующей развитию вышеназванных качеств.
Принцип коллективности социального воспитания признает, что коллектив, являясь объединением людей, имеющих схожие цели, задачи, идеалы и принципы, позволяет более успешно осваивать различные социальные роли, способы и формы взаимодействия и деятельности, апробировать их использование в стандартных и нестандартных ситуациях.
Для человека с ограниченными возможностями здоровья коллектив – объединение людей одного или разного возраста, не обязательно имеющих нарушения.
Функции коллектива по отношению к ребенку (подростку) с ограниченными возможностями здоровья:
- развитие навыков взаимодействия, в т.ч. в общении и совместной деятельности;
- формирование чувства «Я» и «Мы» через целенаправленную деятельность;
- расширение круга общения;
- формирование навыков поведения в различных ситуациях;
- формирование и развитие эмоционально-поведенческих реакций;
- позитивное развитие имеющихся возможностей;
- освоение навыков полоролевого поведения.
Принцип вариативности социального воспитания определяет, что условия для социального воспитания и само социальное воспитание должны осуществляться в воспитательных организациях различных типов и на государственном, региональном, муниципальном и местном уровнях. Социальное воспитание должно удовлетворять интересы и потребности каждого ребенка с ограниченными возможностями здоровья с учетом его возраста, пола и состояния здоровья. Социальное воспитание должно учитывать национальные особенности регионов и использовать этот потенциал в развитии ребенка (подростка) с ограниченными возможностями здоровья. Воспитательные организации, участником которых может стать человек с ограниченными возможностями, характеризуются различными программами и направлениями деятельности, различным составом участников и продолжительностью взаимодействия.
Принципы программы
— Соблюдение интересов ребёнка. Принцип определяет позицию специалиста, который призван решать проблему ребёнка с максимальной пользой и в интересах ребёнка.
— Системность. Принцип обеспечивает единство диагностики, коррекции и развития, т. е. системный подход к анализу особенностей развития и коррекции нарушений детей с ограниченными возможностями здоровья, а также всесторонний многоуровневый подход специалистов различного профиля, взаимодействие и согласованность их действий в решении проблем ребёнка; участие в данном процессе всех участников образовательного процесса.
— Непрерывность. Принцип гарантирует ребёнку и его родителям (законным представителям) непрерывность помощи до полного решения проблемы или определения подхода к её решению.
— Вариативность. Принцип предполагает создание вариативных условий для получения образования детьми, имеющими различные недостатки в физическом и (или) психическом развитии.
— Рекомендательный характер оказания помощи. Принцип обеспечивает соблюдение гарантированных законодательством прав родителей (законных представителей) детей с ограниченными возможностями здоровья выбирать формы получения детьми образования, образовательные учреждения, защищать законные права и интересы детей, включая обязательное согласование с родителями (законными представителями) вопроса о направлении (переводе) детей с ограниченными возможностями здоровья в специальные (коррекционные) образовательные учреждения (классы, группы).
|