Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Оказание ранней коррекционно-развивающей помощи детям с
КОМПЛЕКСНОЙ ПОМОЩИ ДЕТЯМ С НАРУШЕНИЯМИ В РАЗВИТИИ В РОССИИ На современном этапе развития общества и системы образования в целом крайне необходима реформа системы специального образования. На новом этапе развития система специального образования должна включать: 1) изменение временных границ начала специального образования (от 4-7 лет до первых месяцев жизни); 2) максимально ранняя диагностика нарушений развития у ребенка; 3) сокращение интервала между моментами определения нарушений в развитии ребенка и моментом начала целенаправленной коррекционной помощи; 4) обязательное включение родителей (или лиц, их заменяющих) в коррекционный процесс при условии выявления положительн ых сторон семьи и активизации ее положительного потенциала в дальнейшем; 5) разработка необходимых коррекционно-педагоги-ческих программ обучения, использование специфических приемов, методов и средств обучения. Одной из первостепенных задач современной специальной психологии является создание отсутствующей структуры - системы раннего выявления и ранней комплексной помощи в развитии ребенка. В поиске эффективного решения сложившейся проблемы большую роль сыграло переосмысление на современном уровне трудов выдающегося психолога Л. С. Выготского и его учеников. Проведенные учетными исследования и эксперименты доказали, что в случае грамотной организации эффективной ранней комплексной помощи можно предупредить появление вторичных отклонений в развитии и обеспечить в дальнейшем возможность включения в процесс образования на более раннем возрастном этапе. Сопоставление отечественного и зарубежного опыта показало необходимость создания единой государственной системы ранней комплексной помощи. В то же время создание этой системы не предполагает полного отказа от уже созданных учреждений. В этом направлении уже сделаны первые шаги. Проведенные медиками и дефектологами еще в конце 80-х гг. XX в. исследования позволили создать единую государственную систему ранней комплексной помощи только для одной категории детей. Это дети с нарушенной функцией слуха первых 3 лет жизни. В соответствии с созданной системой проведение коррекционных мероприятий начинается с момента диагностирования снижения слуха у ребенка. Ранняя комплексная помощь детям с нарушенным слухом осуществляется в сурдологических центрах, группах надомного обучения и группах кратковременного пребывания, которые создаются при специальных образовательных дошкольных учреждениях. В группах надомного обучения и кратковременного пребывания помощь работа с ребенком до 1 года ведется в домашних условиях. Когда же ребенку исполняется 1 год, он начинает посещать занятия со специалистом 2-3 раза в неделю. Ранняя комплексная помощь детям с нарушенным слухом начинается с первого года жизни и осуществляется 1 раз в месяц. Таким образом, организация системы ранней комплексной помощи для детей с нарушениями слуха является своеобразным примером эффективного раннего вмешательства в развитие детей с прочими отклонениями в развитии. Содержание программы коррекционно-развивающей работы определяют следующие принципы: — Соблюдение интересов ребёнка. Принцип определяет позицию специалиста, который призван решать проблему ребёнка с максимальной пользой и в интересах ребёнка. — Системность. Принцип обеспечивает единство диагностики, коррекции и развития, т. е. системный подход к анализу особенностей развития и коррекции нарушений детей с особыми потребностями, а также всесторонний подход специалистов различного профиля, взаимодействие и согласованность их действий в решении проблем ребёнка; участие в данном процессе всех участников образовательного процесса. — Непрерывность. Принцип гарантирует ребёнку и его родителям (законным представителям) непрерывность помощи до полного решения проблемы или определения подхода к её решению. — Вариативность. Принцип предполагает создание вариативных условий для получения образования детьми, имеющими различные недостатки в физическом или психическом развитии. — Рекомендательный характер оказания помощи. Принцип обеспечивает соблюдение гарантированных законодательством прав родителей (законных представителей) детей с особыми потребностями выбирать формы получения детьми образования, образовательные учреждения, защищать законные права и интересы детей, включая обязательное согласование с родителями (законными представителями) вопроса о направлении (переводе) детей с ограниченными возможностями здоровья в специальные (коррекционные) образовательные учреждения (классы, группы). Направления работы Программа коррекционно-развивающей работы на ступени начального общего образования включает в себя взаимосвязанные направления. Данные направления отражают её основное содержание: — диагностическая работа обеспечивает своевременное выявление детей с особыми потребностями, проведение их комплексного обследования и подготовку рекомендаций по оказанию им психолого-медико-педагогической помощи в условиях образовательного учреждения; — коррекционно-развивающая работа обеспечивает своевременную специализированную помощь в освоении содержания образования и коррекцию недостатков в физическом и (или) психическом развитии детей с ограниченными возможностями здоровья в условиях общеобразовательного учреждения; способствует формированию универсальных учебных действий у обучающихся (личностных, регулятивных, познавательных, коммуникативных); — консультативная работа обеспечивает непрерывность специального сопровождения детей с особыми потребностями и их семей по вопросам реализации дифференцированных психолого-педагогических условий обучения, воспитания, коррекции, развития и социализации обучающихся; — информационно-просветительская работа направлена на разъяснительную деятельность по вопросам, связанным с особенностями образовательного процесса для данной категории детей, со всеми участниками образовательного процесса — обучающимися (как имеющими, так и не имеющими недостатки в развитии), их родителями (законными представителями), педагогическими работниками. Все рассматривают интеграцию, как процесс вовлечения детей с ОВЗ в учебно-воспитательный процесс класса нормы. Но считаю, что открытие коррекционных классов в общеобразовательных школах – это тоже своего рода интеграция. Почему возникло решение открыть в общеобразовательной школе коррекционные классы? Причин много: увеличение количества детей, нуждающихся в особых условиях обучения с одной стороны и нежелание родителей обучать детей в интернате - с другой. Изолированность системы специального образования приводит к тому, что ребенок с отклонениями в развитии оказывается исключенным из многих социальных связей, они не умеют вступать в равноправные отношения с разными людьми, у них нет возможности для освоения разных социальных ролей, способов сотрудничества с разными людьми. В результате этого затрудняется их бесконфликтное включение в социум. Обучаясь же по месту жительства, ребенок не теряет контакта со своими товарищами, и общение со здоровыми сверстниками стимулирует их лучше работать. В качестве приоритетного направления в работе с детьми с ограниченными возможностями здоровья рассматривается раннее выявление отклонений в развитии детей и своевременное оказание им коррекционной помощи. Таким образом, сложилась необходимость решения проблем своевременного выявления и коррекции отклонений в развитии у детей, их реабилитации в форме единой системы предполагающей: максимально раннее выявление и диагностику нарушений развития и особых образовательных потребностей; устранение разрыва между моментом определения первичного отклонения в развитии ребенка и началом целенаправленного обучения и коррекционно-педагогической помощи; непрерывность процесса обучения и сопровождения ребёнка с ОВЗ специалистами школы; выделение комплекса специальных коррекционно-развивающих задач (которые не включаются в содержание образования нормально развивающегося ребенка того же возраста); построение системы необходимых «обходных путей» обучения, использование специфических методов, приемов, средств обучения; более дифференцированное, «пошаговое» обучение, которое в большинстве случаев не требуется в образовании нормально развивающегося ребенка; значительно более глубокую, чем в массовом образовании, дифференциацию и индивидуализацию обучения, особую организацию образовательной среды; обязательное включение родителей в коррекционный, образовательный и реабилитационный процесс и их особая целенаправленная подготовка силами специалистов. Таким образом, узкие специалисты нашего учреждения в рамках диагностического направления работы проводят комплексный сбор данных о ребёнке (информация о родителях, ближайшее окружение, медицинский анамнез, результаты обучения); многоуровневую диагностику со сведением результатов. В рамках коррекционного направления работы составляют индивидуальные маршруты развития личности, составляют индивидуальные комплексные программы занятий, реализуют эти программы. Большая роль в коррекционно-педагогической помощи детям с ОВЗ отводится и выработке совместных рекомендаций педагогам и родителям, индивидуальному консультированию педагогов и родителей.
|