Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Культура как социальное явление. Типы культур. ⇐ ПредыдущаяСтр 3 из 3
Понятие «культура» обозначает содержание общественной жизни и деятельности людей, представляющие собой биологически ненаследуемые, искусственные, созданные людьми объекты (артефакты). Культуру можно представить в единстве трёх её неразрывно связанных аспектов: способов социо-культурной деятельности человека, результатов этой деятельности и степени развитости личности. Культура зачастую означает улучшение и облагораживание, и обычаев, и способов поведения человека, его воспитание. В настоящее время в отечественной и европейской социологической литературе социология культуры выступает как собирательное понятие. К ней относятся социология кино, музыки, театра, т.е. социология различных видов искусства, проблемы межкультурного понимания, диалога и конфликта различных культур, воздействия культуры на социально-исторический процесс, на группообразование, на социальную стратификацию и социально-политические движения. Для социологов понятие «культура» несет особый смысл: в традициях, заложенных Э. Дюркгеймом, она рассматривается как система идеалов, ценностей, норм, образцов поведения, регулирующих отношения между людьми. Видами культуры являются такие совокупности правил, норм и моделей поведения, которые являются разновидностями более общей культуры. К основным видам культуры А.И. Кравченко относит: а) доминирующую (общенациональную) культуру, субкультуру и контркультуру; б) сельскую и городскую культуры; в) обыденную и специализированную культуры. Духовную и материальную культуру нельзя отнести к формам, видам культуры, поскольку эти явления сочетают в себе в разной степени все классификационные признаки. Материальная культура включает физические объекты, созданные руками человека (их называют артефактами): паровая машина, книга, храм, орудие труда, жилой дом, галстук, украшение, плотина и многое другое. Артефакты отличаются тем, что они созданы человеком, имеют определенное символическое значение, выполняют определенную функцию и представляют известную ценность для группы или общества. Духовную культуру образуют нормы, правила, образцы, эталоны, модели и нормы поведения, законы, ценности, церемонии, ритуалы, символы, мифы, знания, идеи, обычаи, традиции, язык. Они тоже результат деятельности людей, но сотворены не руками, а скорее разумом. Доминирующая культура может быть национальной или этнической в зависимости оттого, насколько сложно организовано данное общество и насколько многолюдной является данная страна. Этническая культура -- совокупность черт культуры, касающихся преимущественно обыденной жизнедеятельности, бытовой культуры. Специалисты различают в этнической культуре дна слоя: исторически ранний (нижний), образованный унаследованными из прошлого культурными элементами; исторически поздний (верхний), состоящий из новообразований, современных культурных явлений. Национальная культура включает наряду с традиционно-бытовой, профессиональной и обыденной также специализированные области культуры. А поскольку нация охватывает общество, а общество имеет стратификацию и социальную структуру, то понятие национальной культуры охватывает субкультуры всех больших групп, которых может не быть у этнической. В отличие от этнической, национальная культура объединяет людей, живущих на больших пространствах и необязательно связанных кровнородственными отношениями. Субкультура и контркультура. Поскольку общество распадается на множество групп - национальных, демографических, социальных, профессиональных, постепенно у каждой из них формируется собственная культура, т. е. система ценностей и правил поведения. Субкультура отличается от доминирующей культуры взглядами на жизнь, манерами поведения, прической, одеждой, обычаями. Контркультура обозначает такую субкультуру, которая не просто отличается от доминирующей культуры, но противостоит, находится в конфликте с господствующими ценностями. Контркультурами были раннее христианство в начале новой эры, затем религиозные секты, позже средневековые утопические коммуны, а затем идеология большевиков. Сельская культура получила в литературе ряд наименований: сельский тип культуры, культура села, деревенская культура, культура крестьянства. Городская культура- это культура обычно крупных индустриальных и административных центров. Общими чертами городской культуры, отличающими ее от сельской, выступают такие признаки, как высокая плотность застройки городской территории; наличие большого числа транспортных магистралей социо-культурного (дворы, улицы, проспекты, площади, парки) и инженерного (шоссе и транспортные развязки, железнодорожные узлы и вокзалы) назначения. Если для сельской культуры характерно триединство -- единство места работы, места жительства и места отдыха -- то для городской культуры характерна как раз обратная тенденция. По степени специализации ученые выделяют два уровня культуры -- обыденную и специализированную. Обыденная культура -- это владение обычаями повседневной жизни социальной и национальной среды, в которой человек проживает. Специализированная культура - это, напротив, культура, ставшая институциализированной. Обыденная культура ограничена домом, районом, городом, территорией, межличностными отношениями. Специализированные культуры охватывают дальнее окружение человека и связаны с формальными отношениями и институтами. Обыденная культура - сфера общепонятных знаний и общедоступных навыков, полученных благодаря трем источникам: общению в малой группе (семья, ровесники, родня); обучению в школе и получению общего образования; средствам массовой информации. В зависимости от того, кто создает культуру и каков ее уровень, социологи различают три ее формы: элитарную, народную, массовую. Элитарная культура создается привилегированной частью общества, либо по ее заказу профессиональными творцами. Она включает изящное искусство, классическую музыку и литературу. Формула элитарной культуры -- «искусство для искусства». Народная культура состоит из двух видов -- популярной и фольклорной культуры. Популярная культура описывает сегодняшний быт, нравы, обычаи, песни, танцы народа, а фольклорная -- его прошлое. Массовая культура обладает меньшей художественной ценностью, чем элитарная или народная культура. Но у нее самая широкая аудитория и она является авторской. Она удовлетворяет сиюминутные запросы людей, реагирует на любое новое событие. Высокая культура обозначает пристрастия и привычки горожан, аристократов, богатых, правящей элиты, а массовая культура -- культура низов. 4. Понятие личности в социологии. Структура и типы личности. Понятие «личности» тесно связано с понятиями «человек», «индивидуальность», «индивид». Человек - родовое понятие, совокупность физиологических и психологических особенностей, характеризующих человека в отличие от других живых существ. Индивид - конкретный представитель человеческого рода в противоположность остальным людям. Индивидуальность – набор черт и характеристик, определяющих уникальность каждого индивида. Личность – социальная сущность человека, совокупность всех его социальных качеств, проявляющихся в социальном. Личность это субъект и продукт социальных отношений. Родившийся ребенок- не личность. Он- индивид. Чтобы стать личностью, человек должен пройти определенный путь развития. Каждая личность обладает совокупностью внутренних качеств, которые составляют ее структуру. В структуре личности можно выделить биогенные, психогенные и социогенные компоненты. Биогенный компонент учитывается лишь в случае увечья или болезни человека, что мешает выполнению им социальных функций. Психогенный компонент состоит из эмоций, переживаний, волевых устремлений, памяти, способностей и т.д. Социогенный компонент состоит из следующих элементов: 1. Объективные социальные потребности личности (физиологические, потребности в безопасности, занятости, дружбе, заботе, любви, престиже); 2. Способности к творчеству, знания, навыки; 3. Степень овладения культурными ценностями общества; 4. Нравственные нормы, принципы, которыми руководствуется личность; 5. Способ реализации в деятельности всех социальных качеств, что проявляется в семейной жизни, труде, общественно-политической, культурной деятельности, досуге, в образе жизни. В любом обществе выделяются два основных типа личности: нормативная - та, черты которой лучше всего выражают данную культуру, это идеал личности данной культуры; модальная - статистически более распространенный тип отклоняющихся от идеала вариаций. Модальный тип личности является предметом исследования многих ученых, которые, в свою очередь, создают его классификацию. Так, Е.А. Ануфриев полагает, что в российском обществе, где происходит коренная ломка сложившейся ранее личностно-типологической структуры, можно выделить пока как модальный, только торговый тип личности и мафиозный. Американский социолог Р. Дарендорф создал следующую типологию личности: homo faber («человек трудящийся») – тип личности, характерный для традиционных обществ: крестьянин, воин, политик; homo consumer («человек составной») - тип личности в современном западном обществе, человек - потребитель, человек массы; homo universalis («человек универсальный») - тип личности будущего, связанный с развитием техники и науки, способный заниматься разными видами деятельности; homo soveticus («человек советский») – тип личности, характерный для бывших стран соц. лагеря, человек, зависящий от государства. 5. Социализация личности как институциональный процесс. Этапы социализации. Социализация личности – это процесс вхождения каждого индивида в социальную структуру, в результате которого происходят изменения с самой структуре общества и в структуре каждой личности. Процесс социализации личности протекает на протяжении всего существования человеческой жизни, поскольку окружающий мир пребывает в постоянном движении, все изменяется и человеку просто необходимо меняться для более комфортабельного пребывания в новых условиях. Человеческая сущность претерпевает регулярные изменения и с годами меняется, она не может быть постоянной. Процесс социализации личности проходит по взаимно переплетаемым направлениям. В качестве первого может выступать сам объект. В качестве второго, человек начинает все более активно вливаться в социальную структуру и жизнь общества в целом. Процесс социализации личности проходит в своем развитии три основные фазы: - Первая фаза заключается в освоении социальных ценностей и норм, в результате чего личность учиться соответствовать всему обществу. - Вторая фаза заключается в стремлении личности к собственной персонализации, самоактуализации и определенном воздействии на других членов общества. - Третья фаза заключается в интеграции каждого человека в определенную социальную группу, где он раскрывает собственные свойства и возможности. Только последовательное протекание всего процесса может привести к благополучному завершению всего процесса. Сам процесс социализации включает основные этапы социализации личности. Среди основных стадий можно выделить: дотрудовую стадию, трудовую стадию, послетрудовую стадию. Первичная социализация - процесс протекает с самого рождения до становления самой личности; Вторичная социализация – на данном этапе происходит перестройка личности в период зрелости и пребывания в социуме. Рассмотрим данный процесс в зависимости от возраста более подробно на каждом этапе: - Детство – социализация начинается с самого рождения и развивается уже с самой ранней стадии развития. Как известно, именно в данном возрасте происходит формирование личности каждого человека практически на 70 %. При запаздывании данного процесса прослеживаются необратимые последствия, поскольку именно в детстве закладывается начало самой социализации. До 7 лет понимание собственного Я проходит наиболее естественным образом, чем в более старших годах. - Подростковый возраст – не менее важный социальный этап в общем цикле жизни каждого отдельного индивида. На протяжении этого этапа происходит наибольшее число физиологических изменений, начинается половое созревание и становление личности. С 13-летнего возраста дети стараются брать на себя как можно больше обязанностей. - Молодость (ранняя зрелость) – возраст 16 лет считается наиболее опасным и напряженным, поскольку теперь каждый индивид самостоятельно и сознательно решает для себя, в какое общество ему вступить и избрать для себя наиболее подходящее социальное общество, в котором он будет достаточно длительное время пребывать. - В более старшие годы (примерно в возрасте от 18 до 30 лет) основные инстинкты и становления социализации перенаправляется на работу и собственную любовь. Первые представления о самом себе приходят к каждому юноше или девушке через трудовой опыт, сексуальные отношения и дружбу. Неправильное освоение, либо восприятие может привести к серьезным необратимым последствиям. И тогда человек будет жить бессознательно до кризиса, который наступить в возрасте 30 лет.
6. Социальные статусы и роли личности. Положение личности в обществе, характер ее взаимодействия с окружающей средой часто связывают с понятиями «социальный статус», «социальный престиж» и «социальная роль». Социальный статус – это характеристика положения личности в социальной иерархии. Он фиксирует различия между людьми по их социальному престижу в обществе, определяет место индивида в системе социальных отношений. Социальный престиж – оценка обществом социальной значимости вещей (их свойств) и людей (их поведения) с точки зрения норм и ценностей, принятых в данном обществе. Социальный статус личности зависит от объективных факторов (наличия дохода), и субъективны х показателей (уровня и качества образования, квалификации, стиля жизни). Статус может быть: 1) наследственный (или предписанный), когда индивид приобретает положение в обществе независимо от его личных усилий (статус миллионера, негра, женщины); 2) приобретенный, достигаемый личностью, благодаря ее выбора, усилий, заслуг. Классифицируют статусы и по другим критериям. Например: 1) естественный статус – связан с биологическими признаками, скажем, статус мужчины или женщины может быть различным; 2) профессионально-правовой статус– имеет социальные критерии своего измерения, официально оговоренные или неформальные. Социальная роль – модель поведения, обусловленная положением личности в системе межличностных отношений. Бывают роли студента, жениха, отца, спортсмена. Воспитывая мальчика, мы обучаем его мужским ролям. Человек приобретает новые роли в течение всей своей жизни. Социальные роли могут быть постоянные, то есть существовать длительное время(например, роль матери) и временные, выполняемые в течение короткого периода(например, роль гостеприимного хозяина). В социологии используют и такое понятие как ролевая напряженность – несовместимость ролевых ожиданий (священник в армии благословляет солдат на убийство). Часто выполняемые роли могут стать несовместимые (скажем, роль студентки, и роль молодой матери). Возникает ролевой конфликт, который находит разрешение, к примеру, через академический отпуск студентки. 7. Социальная структура и стратификация. Признаки и критерии стратификации. Существуют различия, когда одни группы и индивиды занимают более высокие позиции в обществе, а другие – более низкие. Критерии стратификации: К высшему среднему классу относят преуспевающих бизнесменов, менеджеров, крупных юристов, врачей, профессоров, выдающихся спортсменов.
9. Социальная мобильность: понятие и виды. Понятие социальной мобильности означает перемещение индивидуумов (иногда групп) между различными позициями в иерархии социальной стратификации, связанное с изменением своего статуса. Существует два основных видасоциальной мобильности - межпоколенная и внутрипоколенная, а также два основных типа — вертикальная и горизонтальная. Они, в свою очередь, распадаются на подвиды и подтипы, которые тесно связаны друг с другом. Межпоколенная мобильность предполагает, что дети достигают наиболее высокой социальной позиции либо опускаются на более низкую позицию, чем их родители. Пример: сын рабочего становится профессором. Внутрипоколенная мобильность имеет место там, где один и тот же индивид на протяжении жизни несколько раз меняет социальные позиции. Иначе она называется социальной карьерой. Пример: токарь становится инженером, а затем начальником цеха, директором завода, министром. Вертикальная мобильность подразумевает перемещение из одной страты (сословия, класса, касты) в другую. В зависимости от направления перемещения существует восходящая мобильность (социальный подъем) и нисходящая мобильность (социальный спуск, движение вниз). Повышение в должности — пример восходящей мобильности, разжалование — нисходящей. Горизонтальная мобильность подразумевает переход индивида из одной социальной группы в другую, расположенную на одном и том же уровне. Примером служит перемещение одного трудового коллектива в другой, из одного гражданства в другое, из одной семьи (родительской) в другую (свою собственную, вновь образованную), из одной профессии в другую. Разновидностью горизонтальной мобильности служит географическая мобильность. Она подразумевает не изменение статуса или группы, а перемещение из одного места в другое при сохранении прежнего статуса. Примером выступает международный и межрегиональный туризм, переезд из города в деревню и обратно. Если к перемене места добавляется перемена статуса, то географическая мобильность превращается в миграцию. Если деревенский житель приехал в город, чтобы навестить родственников, то это географическая мобильность. Если же он переселился в город на постоянное место жительства и нашел здесь работу, то это уже миграция. Он поменял профессию. Социальную мобильность различают и по другим критериям: индивидуальную мобильность, когда перемещения вниз вверх или по горизонтали происходят у одного человека независимо от других; групповую мобильность, когда перемещения происходят коллективно, к примеру, после социальной революции старый класс уступает господствующие позиции новому классу. К факторам индивидуальной мобильности, т. е. причинам, позволяющим одному человеку достичь больших успехов, чем другому, социологи относят: социальный статус семьи; уровень получения образования; национальность; пол; физические и умственные способности, внешние данные; получение воспитание; место жительства; выгодный брак. Групповая мобильность происходит тогда, когда повышается или понижается общественная значимость целого класса, сословия, касты. Причинами групповой мобильности служили следующие факторы: социальные революции; иностранные интервенции, нашествия; межгосударственные войны; гражданские войны; военные перевороты; смена политических режимов; замена старой конституции новой; крестьянские восстания; междоусобная война аристократических родов; создание империи.
10. Структура, функции, цели и задачи социальных институтов, их типология. Социальные институты - устойчивые формы организации и регулирования общественной жизни. Их можно определить как совокупность ролей и статусов, предназначенных для удовлетворения определенных социальных потребностей. Они классифицируются по общественным сферам: экономические (собственность, зарплата, разделение труда), которые служат производству и распределению ценностей и услуг; политические (парламент, армия, полиция, партия) регулируют использование этих ценностей и услуг и связаны с властью; институты родства (брак и семья) связаны с регулированием деторождения, отношений между супругами и детьми, социализацией молодежи; институты культуры (музеи, клубы) связаны с религией, наукой, образованием и др; институты стратификации (касты, сословия, классы), которые детерминируют распределение ресурсов и позиций. Все социальные институты обычно подразделяют на главные (основные) и неглавные (неосновные).Их классифицируют и по иным критериям. К примеру, институты различаются временем своего возникновения и продолжительностью существования (постоянно действующие и кратковременные институты), жесткостью применяемых санкций за нарушение правил, условиями существования, наличием или отсутствием бюрократической системы управления, наличием или отсутствием формальных правил и процедур. Социальные институты помогают решать жизненно важные проблемы большому количеству людей. Например, миллионы людей, влюбившись, прибегают к помощи института брака и семьи, а заболев - к институтам здравоохранения и т.д. Законный порядок в обществе обеспечивают такие институты, как государство, правительство, суды, полиция и проч. Институты одновременно выступают и инструментами социального контроля, так как благодаря своему нормативному характеру заставляют людей подчиняться принятым нормам и соблюдать соответствующую дисциплину. Функции социальных институтов: 1) воспроизводство членов общества (семья, государство и т.п.); 2) социализация – передача индивидам установленных в данном обществе образцов поведения и способов деятельности (семья, образование, религия); 3) производство и распределение (экономически-социальные институты управления и контроля – органы власти); 4) функции управления и контроля (осуществляются через систему социальных норм и предписаний); Условия успешного функционирования социальных институтов: 1) четкое определение цели и круга выполняемых действий, 2) рациональное разделение труда и его рациональная организация, 3) деперсонализация действий, 4) бесконфликтное включение в глобальную систему институтов. Дисфункция социального института – нарушение нормативного взаимодействия с социальной средой (общество). Дисфункции: 1) персонализация социального института (меняет свои функции в зависимости от интересов отдельных лиц); 2) существования “теневой экономики”.
11.Социальный конфликт: понятие, структура, типология, основные этапы. Социальный конфликт - это столкновение двух и более субъектов (сторон) социального взаимодействия, причинами которого являются несовместимые потребности, интересы и ценности. В основе конфликта лежат субъективно-объективные противоречия. Однако не всякое противоречие перерастает в конфликт. Для того чтобы объективно существующие противоречия трансформировались в социальный конфликт, необходимо, чтобы субъекты взаимодействия осознали, что то или иное противоречие является препятствием на пути достижения ими жизненно важных целей и интересов. Объективными считаются противоречия, которые реально существуют в обществе независимо от воли и желания субъектов. Нпр, противоречия между трудом и капиталом, между управляющими и управляемыми, противоречия «отцов» и «детей» и т. д. Кроме объективно существующих противоречий в воображении субъекта могут возникнуть мнимые противоречия, когда объективных причин для конфликта нет, но субъект воспринимает ситуацию как конфликтную. Возможна и иная ситуация, когда реально существуют конфликтные противоречия, но субъект считает, что достаточных причин для конфликта нет. Структура социального конфликта состоит из следующих элементов: объекта - конкретной причины столкновения субъектов; двух и более субъектов, конфликтующих из-за какого-либо объекта; инцидента - формального повода для начала открытого противоборства. Конфликту предшествует возникновение конфликтной ситуации. Это противоречия, возникающие между субъектами по поводу объекта. В современном обществе конфликты неизбежны, поэтому необходимо контролировать их и управлять ими. Основными признаками конфликта являются: наличие ситуации, которая противодействующими сторонами воспринимается как конфликтная; наличие у участников конфликта противоположных целей, потребностей, интересов и методов их достижения; взаимодействие конфликтующих сторон; результаты конфликтного взаимодействия; использование давления и даже силы. Основные типы конфликтов: 1.по количеству участников конфликтного взаимодействия: - внутриличностные — состояние неудовлетворенности человека какими-либо обстоятельствами своей жизни, которые связаны с наличием у него противоречащих друг другу потребностей, интересов. стремлений и могут вызвать аффекты; - межличностные - разногласие между двумя или более членами одной группы или нескольких групп; - межгрупповые - происходят между социальными группами, которые преследуют несовместимые цели и своими практическими действиями препятствуют друг другу; 2. по направленности конфликтного взаимодействия: - горизонтальные - между людьми, не находящимися в подчинении между собой; - вертикальные - между людьми, находящимися в подчинении между собой; - смешанные - в которых представлены и те и другие. 3. по источнику возникновения: - объективно обусловленные — вызванные объективными причинами, устранить которые можно, только изменив объективную ситуацию; - субъективно обусловленные - связанные с личностными особенностями конфликтующих людей, а также с ситуациями, которые создают преграды на пути удовлетворения их желаний, стремлений, интересов; 4. по своим функциям: - созидательные (интегративные) - способствующие обновлению, внедрению новых структур, политики, лидерства; - разрушительные (дезинтегративные ) - дестабилизирующие социальные системы; 5. по длительности протекания: - кратковременные - вызванные взаимным непониманием или ошибками сторон, которые быстро осознаются; - затяжные - связанные с глубокими нравственно-психологическими травмами или с объективными трудностями. Длительность конфликта зависит как от предмета противоречия, так и от черт характеров столкнувшихся людей; 6. по своему внутреннему содержанию: рациональные — охватывающие сферу разумного, делового соперничества, перераспределения ресурсов; эмоциональные - в которых участники действуют на основе личной неприязни; 7. по способам и средствам разрешения конфликты бывают мирными и вооруженными: 8. по учету содержания проблем, вызвавших конфликтные действия, выделяют экономические, политические, семей но-бытовые, производственные, духовно-нравственные, правовые, экологические, идеологические и другие конфликты. Анализ протекания конфликта проводят в соответствии с его тремя основными стадиями: предконфликтная ситуация, непосредственно конфликт и стадия разрешения. Предконфликтная ситуация — это период, когда конфликтующие стороны оценивают свои ресурсы, силы и консолидируются в противоборствующие группы. На этой же стадии каждая из сторон формирует свою стратегию поведения и выбирает способ воздействия на противника. Непосредственно конфликт - это активная часть конфликта, характеризующаяся наличием инцидента, т.е. социальных действий, направленных на изменение повеления соперника. Сами действия бывают двух видов: - действия соперников, носящие открытый характер (словесные прения, физическое воздействие, экономические санкции и т.д.); - скрытые действия соперников (связаны с желанием обмануть, запутать соперника, навязать ему невыгодный вариант действий). Разрешение конфликта возможно лишь при устранении конфликтной ситуации, а не только исчерпании инцидента. Разрешение конфликта может произойти также в результате истощения ресурсов сторон или вмешательства третьей стороны, создающей перевес одной из сторон, и, наконец, в результате полного истощения соперника. Для успешного разрешения конфликта необходимы следующие условия: - своевременное определение причин конфликта; - определение деловой зоны конфликта — причин, противоречий, интересов, целей конфликтующих сторон: - взаимное желание сторон преодолеть противоречия; - совместный поиск путей к преодолению конфликта. Существуют различные методы разрешения конфликта: - избегание конфликта - уход со «сцены» конфликтного взаимодействия физически или психологически, но сам конфликт в этом случае не устраняется, так как остается причина, породившая его; - переговоры - позволяют избежать применения насилия, добиться взаимопонимания и найти путь к сотрудничеству; - использование посредников - примирительная процедура. Опытный посредник, в роли которого может выступать организация и частное лицо, поможет быстро урегулировать конфликт там. где без его участия это было бы невозможно; - откладывание - по сути это есть сдача своей позиции, но лишь временная, поскольку по мере накопления сил сторона, скорее всего, попытается вернуть утраченное; - третейское разбирательство, или арбитраж, — метод, при котором строго руководствуются нормами законов и права. Последствия конфликта могут быть: 1. позитивными: - разрешение накопившихся противоречий; - стимуляция процесса социальных изменений; - сближение конфликтующих групп; - усиление сплоченности каждого из соперничающих лагерей; 2. негативными: - напряженность; - дестабилизация; - дезинтеграция. Разрешение конфликта может быть: - полным - конфликт завершается полностью; - частичным — конфликт изменяет внешнюю форму, но сохраняет мотивацию.
12.Социальный контроль, социальные нормы и социальные санкции. Девиантное поведение. Социальный контроль - это, с одной стороны, механизм социальной регуляции, совокупность средств и методов социального воздействия, а с другой — социальная практика их использования. В целом социальное поведение личности протекает под контролем общества и окружающих людей. Они не только обучают индивида правилам социального поведения в процессе социализации, но и выступают агентами социального контроля, наблюдая за правильностью усвоения образцов социального поведения и их реализации на практике. В этом плане социальный контроль выступает как особая форма и способ социальной регуляции поведения людей в обществе. Социальный контроль проявляется в подчинении индивида социальной группе, в которую он интегрирован, что выражается в осмысленном или спонтанном следовании социальным нормам, предписанным этой группой. Социальный контроль состоит из двух элементов - социальных норм и социальных санкций. Социальные нормы - это социально одобряемые или законодательно закрепленные правила, стандарты, образцы, регулирующие социальное поведение людей. Поэтому социальные нормы разделяют на правовые нормы, нормы морали и собственно социальные нормы. Правовые нормы - это нормы, формально закрепленные в различного рода законодательных актах. Нарушение правовых норм предполагает юридические, административные и иные виды наказания. Нормы морали- неформальные нормы, функционирующие в виде общественного мнения. Главным инструментом в системе норм морали является общественное порицание или общественное одобрение. Ксоциальным нормам относят: - групповые социальные привычки (например, «не задирай нос перед своими»); - социальные обычаи (например, гостеприимства); - социальные традиции (например, подчинение детей родителям), - общественные нравы (манеры, мораль, этикет); - социальные табу (абсолютные запреты на каннибализм, детоубийство и т.д.). Обычаи, традиции, нравы, табу называются иногда общими правилами социального поведения. Социальные санкции - это средства поощрения и наказания, стимулирующие людей соблюдать социальные нормы. Их можно назвать охранником социальных норм. Типы социальных санкций:
Девиантное поведение - совершение поступков, которые противоречат нормам социального поведения в том или ином сообществе. Негативные формы социальных отклонений: преступность, алкоголизм, наркомания, проституция и т.п. Преступность. Факторы, воздействующие на динамику: социальное положение, род занятий, образование, нищета. На состояние преступности большое влияние оказывает переход к рыночным отношениям и появление таких феноменов, как конкуренция, безработица, инфляция. Пянство (алкоголизм). Доступность сделало возможным массовое потребление алкоголя, и пьянство приобрело широкий размах. При оценке алкогольной ситуации выделяют три модели потребления алкоголя: винную, пивную и водочную. Уточнить алкогольную ситуацию можно, изучая последствия употребления алкоголя: количество преступлений, связанных с выпивкой, и их долю в общем объеме преступлений; количество и долю несчастных случаев на почве пьянства, число доставленных в медвытрезвитель, хронических алкоголиков и т.п. Последствиями пьянства и алкоголизма являются экономический, материальный ущерб от преступлений и от несчастных случаев, издержки на лечение больных алкоголизмом, содержание правоохранительных органов. Не поддается материальному учету ущерб духовным и нравственным отношениям в обществе, семье. Наркомания. Результаты многих социологических исследований показывают, что главные мотивы потребления наркотиков - жажда удовольствий, желание испытать острые ощущения, эйфория. А поскольку речь в большинстве случаев идет о молодых людях, эти мотивы усиливаются социальной незрелостью, беспечностью, легкомыслием. Большинство опрошенных наркоманов (около 70-80%) пристрастились к зелью под воздействием других лиц, главным образом потребителей наркотиков из числа друзей, знакомых. Суицид. Это намерение лишить себя жизни. Эта форма отклоняющегося поведения пассивного типа является способом ухода от неразрешимых проблем, от самой жизни. Исследования свидетельствуют, что фактором, провоцирующим суицидное поведение, выступает комбинация таких характеристик, как пол, возраст, образование, социальное и семейное положение. Суицидная активность имеет определенные временные циклы. Нпр, факт весенне-летнего пика и осенне-зимнего спада. Количество самоубийств возрастает во вторник и снижается в среду - четверг. Конец недели больше “опасен“ для мужчин. Суицидное поведение чаще проявляется в городах, среди одиноких и на крайних полюсах общественной иерархии. Несомненна связь суицидного поведения с пьянством. Проституция. Сам термин происходит от латинского слова “выставляться публично” (prostituere). Обычно под проституцией понимают внебрачные половые отношения за плату, не имеющие в своей основе чувственного влечения. Проституция начала зарождаться вместе с общественным разделением труда, развитием моногамии, появлением городов. Даже в средневековой Европе церковь была вынуждена мириться с этим явлением, признавая если не полезность, то, во всяком случае, неизбежность существовании проституции. В настоящее время проблема проституции касается не только представительниц женского пола, но и мужского. Бурными темпами развивается гомосексуализм. “Мальчики по вызову” становятся “нормой” в проституции. Особенности девиантного поведения подростков. Большинство подростков видят причину своего преступления во внешних обстоятельствах, четвертая часть опрошенных убеждена: в аналогичной ситуации каждый совершил бы подобное. Довольно часто используются методы “осуждения осуждающих” (а судьи кто!), отрицания наличия жертвы (сама виновата!), обращение к более важным обстоятельствам (не мог бросить товарищей, не имел права трусить и т.д.). Подобное отношение к своему поведению в значительной степени обусловливается особенностями юридической практики и правового воспитания, приводящими нередко к формированию у несовершеннолетних представления о своей безнаказанности. Это не может не беспокоить, так как сегодня имеет место тенденция “омолаживания” преступности. Среди подростков появились новые виды преступности, в частности рэкет. Все большее распространение получают половая распущенность, детская проституция, извращения. В стране среди молодежи растет число алкоголиков, наркоманов. В основе же всех отклонений подросткового поведения лежит неразвитость социально-культурных потребностей, бедность духовного мира, отчуждение. Аддиктивные формы отклоняющегося поведения. Аддикция - пагубная склонность к чему-либо. Суть аддиктивного поведения заключается в стремлении изменить свое психическое состояние посредством приема некоторых веществ или фиксацией внимания на определенных предметах или видах деятельности. Такая форма поведения характерна для людей с низкой переносимостью психологических затруднений, плохо адаптирующихся к быстрой смене жизненных обстоятельств, стремящихся в связи с этим быстрее и проще достичь психофизиологического комфорта. Аддикция для них становится универсальным средством бегства от реальной жизни. В итоге нарушаются межличностные отношения, человек отчуждается от общества. Вещества, предметы или действия, кот. могут быть средством для людей с аддиктивной формой поведения: наркотики, алкоголь, табак, азартные игры (включая компьютерные), длительное прослушивание ритмической музыки, а также полное погружение в какой-либо вид деятельности с отказом от жизненно важных обязанностей человека. Сложные жизненные ситуации, состояния психологического дискомфорта провоцируют аддиктивную реакцию. Постепенно такое поведение становится привычным, возникает другая личность, вытесняющая и разрушающая прежнюю. Общество всегда искало пути и средства борьбы с девиацией. В истории существовали три основные формы политики: прогибиционизм (запрет и изоляция), регламентация (регистрация и наблюдение), аболиционизм (профилактическая, разъяснительно - воспитательная работа при отсутствии запретов и регистрации).
13. Социология семьи. Семья как социальный институт и социальная группа. В социальной структуре общества важное место принадлежит семье. В социологии семья исследуется как социальный институт и как малая социальная группа. Семья один из самых древних социальных институтов. Она возникла намного раньше религии, государства, армии, образования, рынка. Семья- особый социальный институт, регулирующий межличностные отношения между супругами, родителями, детьми и другими родственниками, связанными общностью быта, взаимной моральной ответственностью и взаимопомощью. Причиной, побуждающей людей объединяться в семейные группы, выступают потребности человека (физиологические и сексуальные потребности; потребности в безопасности своего существования; социальные потребности в общении; престижные потребности в признании; духовные потребности в самореализации). Семья как социальный институт выполняет важнейшие функции: Репродуктивная функция семьи выполняет две задачи: общественную - биологическое воспроизводство населения и индивидуальную - удовлетворение потребности в детях. Эта функция включает в себя элементы всех других функций, так как семья участвует не только в количественном, но и в качественном воспроизводстве населения. Социально-биологическая функция семьи. Естественно-биологические потребности человека в удовлетворении сексуального влечения, реализации семейного инстинкта, стремление самца к господству, биологический инстинкт зависимости ребенка от матери - все это формируется в социально-биологическую функцию семьи. Функция социализации личности. Семья включает в себя всю систему общественных отношений - брачных и родственных, правовых и социальных, хозяйственно-бытовых и экономических, нравственных и этических, психологических и эмоциональных. Благодаря этому семья формирует у ребенка представление о социальных связях и включает в них его с рождения. Отсюда передача культурного наследия новым поколениям. Экзистенциальная функция. Это функция социальной и эмоциональной защиты своих членов. Сущность любого явления особенно ярко проявляется в экстремальной ситуации. В минуту опасности большинство людей стремится быть рядом со своими семьями. Экономическая и хозяйственно-бытовая функция. Суть этой функции заключается в поддержании несовершеннолетних и нетрудоспособных членов общества, в получении материальных средств и хозяйственно-бытовых услуг одними членами семьи от других. Социально-статусная функция связана с воспроизводством социальной структуры общества, так как предоставляет определенный социальный статус членам семьи. Рекреативная функция направлена на восстановление и укрепление физических, психологических, эмоциональных и духовных сил человека после трудового рабочего дня. Ученые располагают достоверными фактами, доказывающими положительное влияние семьи на здоровье супругов. Досуговая функция осуществляет организацию рационального досуга, удовлетворяет определенные потребности индивида в проведении досуга. В счастливых семья происходит взаимообогащение интересов супругов и их детей, досуговая деятельность носит преимущественно развивающий характер. Воспитательная функция. В семье воспитываются и взрослые, и дети. Особенно важное значение имеет ее влияние на подрастающее поколение. Поэтому воспитательная функция семьи имеет три аспекта: - формирование личности ребенка, развитие его способностей и интересов, передача детям взрослыми членами семьи (матерью, отцом, дедушкой, бабушкой и др.) накопленного социального опыта, содействие их физическому совершенствованию, укреплению здоровья и выработке навыков культуры. - систематическое воспитательное воздействие семейного коллектива на каждого своего члена в течение всей его жизни. - постоянное влияние детей на родителей (и других взрослых членов семьи), побуждающее их активно заниматься самовоспитанием. Коммуникативная функция. Компоненты: - посредничество семьи в контакте своих членов со средствами массовой информации, литературой и искусством; - влияние семьи на многообразные связи своих членов с окружающей природной средой и на характер ее восприятия; организация внутрисемейного объединения. Сексуальная функция осуществляет сексуальный контроль и направлена на удовлетворение сексуальных потребностей супругов. Исследование семьи как социального института ориентировано в основном на исследование внешних связей семьи, а исследование семьи как социальной группы - на внутренние связи. Семья представляет собой соответствующую исторически сложившимся нормам и ценностям данного общества социальную группу, объединенную формируемой в совместной деятельности совокупностью отношений: супругов между собой, родителей к детям и детей к родителям, а также детей между собой, проявляющихся в любви, привязанности, заботе, интимности.
14. Социологическое исследование: этапы и виды. Программа социологического исследования. Социологическое исследование - система логически последовательных методологических, методических и организационно-технических процедур, связанных между собой единой целью: получить достоверные данные об изучаемом явлении или процессе, о тенденциях и противоречиях их развития, чтобы эти данные могли быть использованы в практике управления общественной жизнью. Виды социологического исследования (по целям и задачам ) 1. Фундаментальные исследования – направлены на анализ социальных закономерностей, тенденций. 2. Прикладные исследования, предполагающие выработку путей совершенствования конкретных социальных объектов. 3. Разведывательное – сжатое по объему, упрощенное по программе, предварительное исследование. 4. Пробное (пилотажное) исследование – испытание вопросов и методов в панельной группе. 5. Описательное – применяется для составления относительно целостного представления об изучаемом явлении, процессе, его структурных элементах. 6. Аналитическое (экспериментальное) – углубленное изучение, не только описание, но и выявление причин. 7. Монографическое исследование – позволяет изучить объект как представителя класса подобных. 8. Сравнительное исследование – помогает сравнить различные объекты. 9. Ситуационное исследование – не является репрезентативным. Это изучение конкретного человека, события, одиночного явления. Данные такого исследования невозможно обобщить, но может возникнуть гипотеза. 10. Точечное (проводится один раз) и повторное (проводится несколько раз). 11. Панельное исследование – неоднократное изучение одного и того же объекта через определенные интервалы. 12. Тендовое исследование – повторное исследование на одном и том же объекте без сохранения выборки. Этапы социологического исследования 1этап (30% времени) – информационное обеспечение исследования (постановка проблемы, целей, гипотез, выбор методов выборки, сбора данных, обработки и анализа информации, организационное планирование). 2 этап (10% времени) – сбор социологических данных. 3 этап (10% времени) - подготовка данных к обработке и обработка. 4 этап (25% времени) – анализ результатов, проверка гипотез. 5 этап (5% времени) – отчет (оформление). 6. этап (20% времени) – внедрение (социологические технологии). Программа социологического исследования - документ, содержащий развернутое изложение ее теоретико-методологических предпосылок с обоснованием актуальности, целей, задач, объекта, предмета и гипотез предпринимаемого исследования, а также его методико-инструментального аппарата вместе с логически обоснованной последовательностью необходимых процедур и организационным планом-графиком и стоимостью всех видов работ. Содержание программы зависит от типа и целей исследования, состоит из двух разделов: методологического и процедурного (методического). Методологический раздел программы: 1.Формулировка проблемы, обоснование ее актуальности. 2. Обоснование цели, задач, объекта и предмета исследования. 3.Формулирование и интерпретация основных понятий. Обоснование эмпирических индикаторов (операционализация). 4.Системный анализ объекта и предмета исследования. Обоснование его исследовательской модели. 5.Формулировка рабочих гипотез. Процедурный (методический) раздел программы: 1.Принципиальный (стратегический) план исследования. 2.Обоснование и проектирование выборочной совокупности единиц наблюдения. 3.Выбор процедур сбора и анализа эмпирической информации. 4.Содержательный анализ результатов исследования. 5.Оформление результатов исследования в виде отчетов, публикаций, социальных технологий и т. д. Последовательность организации социологического исследования 1. Формирование исследовательского коллектива: •ответственный за все (руководитель, начальник и т. п.); •ответственный за программу и инструментарий; •ответственный за полевой этап (подбор анкетеров, выборка, контроль и т. п.); •ответственный за компьютерную обработку и формирование информационной базы; •ответственный за связь с коллегами; •ответственный за аналитическую работу. 2.Разработка плана-графика всех этапов исследования. 3.Координация проведения всех этапов: взаимоувязка сопредельных структур, проблем и т. п. 4.Сдача материалов заказчику. 5.Участие в реализации социальных технологий.
15.Методы сбора первичной социологической информации: наблюдение, анализа документов, опрос, эксперимент. Социологические методы - приемы, правила, способы, с помощью которых устанавливается связь между фактами, гипотезами и теориями. Методы соц. исследования: Опрос – метод непосредственного (интервью) или опосредованного (анкетирование) сбора первичной социальной информации. В практике этот метод является наиболее распространенным и популярным, т.к. этим методом можно получить такую информацию, которая не всегда доступна прямому наблюдению. Классификация опросов: 1) По характеру различают заочные – анкетные и очные – интервью; 2) По степени формализации – стандартизированные (формализованные) (проводятся по заранее подготовленному плану) и нестандартизированные (неформализованные, свободные); 3) По частоте проведения – одноразовые и многоразовые. 4) Опрос-молния (опрос-голосование) содержит три-четыре пункта. 5) Опрос экспертов - специалистов по исследуемой области. 6) Он- лайновые опросы. Одним из наиболее распространенных видов опроса является анкетирование. Структура анкеты: вводная часть, в которой указывается кто проводит опрос, с какой целью, инструкция по заполнению анкеты, способ возврата заполненных анкет. паспортичка, в которой содержатся вопросы: пол респондента, возраст, образование, профессия, социальное происхождение, семейное положение; контактные вопросы, цель которых – заинтересовать респондента; основные вопросы; заключительные вопросы. Время заполнения анкеты должно быть в пределах 45 минут. Классификация вопросов анкеты: 1) по форме: закрытые, открытые и полузакрытые (полуоткрытые). В закрытых вопросах респонденту предлагаются варианты ответов и предоставляется выбор одного или нескольких ответов. Закрытые вопросы в свою очередь подразделяются на вопросы типа «да – нет», альтернативные и вопросы-меню». Альтернативный вопрос – это такой вопрос, в котором, респонденту предлагается выбор только одной из уравновешенных формулировок. «Вопрос- меню» - это такой вопрос, в котором респонденту предлагается набор ответов с правом выбора нескольких. Открытые вопросы – это такие вопросы, когда респонденту не предлагаются никакие варианты ответов. Полузакрытые вопросы- это когда в перечне предлагаемых ответов есть позиции «другое» или «что еще»; 2) по функциям: фильтрующие и контрольные вопросы. Вопросы-фильтры используются тогда, когда социолог сомневается в компетентности своего респондента. Контрольные вопросы позволяют социологу определить правдивость ответов респондента. Некоторые респонденты, ответив на первый вопрос «да», отвечают «да» на второй, третий и т.д. В таком случае используют вопросы-глушители, нпр: «А теперь несколько о другом. Вам случалось когда-нибудь в жизни употреблять алкоголь?». Затем продолжают серию интересующих исследователя вопросов. Другой вид опроса- интервью - один из видов опроса, использующий непосредственное взаимодействие. Типы: 1) структурированное (формализованное, стандартизированное), т.е. включает в себя общий план беседы, последовательность вопросов) и неформальное (неструктурированное, свободное), т.е. без строгого плана беседы и вопросов. 2)по глубине проникновения в суть проблем: клиническое (глубокое), цель которого получить сведения о внутренних побуждения опрашиваемого, и фокусированное, когда задача в том, чтобы выяснить реакцию на заданное воздействие. 3)по характеру организации: групповые и индивидуальные, которые в свою очередь подразделяются на ли
|