Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Роль технического писателя
Первым человеком, которого плохой интерфейс приводит в трепет, является отнюдь не конечный пользователь, а технический писатель – если интерфейс понятен, от писателя требуется мало работы, если непонятен – много. Это делает технических писателей лучшими друзьями дизайнеров интерфейсов, более того, писатели могут очень много дать дизайнерам. Дело в том, что множество систем ни при каких обстоятельствах не могут быть используемы без подготовки, независимо от качества их интерфейса. Система автоматизации, например, может быть эффективно использована только в том случае, когда пользователь этой системы понимает суть автоматизируемых процессов. Обязанность же технического писателя, прежде всего, заключается в том, чтобы снабдить пользователя этим пониманием. Это значит, что концепции и суть сложной системы могут быть безболезненно вынесены из интерфейса в документацию, освобождая ресурсы дизайнера. С другой стороны, зачастую описание концепций влияет на их реализацию в системе, особенно в ситуациях, когда качество обучения работе с системой является важнейшей составляющей общего качества. Это наблюдение вполне подтверждается опытом. Например, Джеф Раскин, Отец Макинтоша, изначально был начальником отдела документации. После того, как он обнаружил, что имеющуюся систему невозможно приемлемо описать, он создал новую, описывающуюся хорошо. Побочным свойством новой системы, компьютера Макинтош, было то, что его интерфейс был понятен и удобен в работе. Документация есть часть интерфейса, причем в сложных системах – большая часть
С практической точки зрения это значит, что технический писатель почти всегда знает о конструируемой системе не меньше, чем дизайнер, или, во всяком случае, знает другое. Это делает необходимость коммуникации дизайнера с писателем насущной необходимостью, более того, во многих источниках напрямую рекомендуется ставить писателя выше дизайнера, поскольку его вклад в проект более значителен. Проблема этого подхода в наших условиях заключается в том, что роль документации чрезвычайно недооценена. Создание документации воспринимается в нашей стране как сравнительно необязательный процесс, нужный исключительно для утяжеления коробки с готовым продуктом. От этого документация почти всегда пишется после того, как система создана, более того, писателям очень мало платят. В результате работа технического писателя не приносит работнику ни денег, ни удовлетворения. Неудивительно, что средний уровень отечественных писателей, мягко говоря, невысок, что не позволяет рассчитывать на какую-либо помощь от них.
|